Москва, конец 1940-х. Два силуэта пошатываются по пустынной улице после очередного дружеского застолья. Голоса звучат громко, смех разносится эхом между домами. Борис Андреев и Петр Алейников — звезды советского кинематографа, любимцы всей страны — устроили себе «творческий вечер». Только закончится эта ночь совсем не так, как планировали.
Впереди показалась витрина мебельного магазина. За стеклом, словно в сказочной спальне, стояла роскошная кровать с пышными подушками и покрывалом. Борис остановился, качнулся и вдруг рассмеялся:
— Петька, смотри! Какая красота! А ведь мы с тобой устали...
Алейников подошел ближе, прищурился:
— И правда, Борь. Только вот стекло мешает.
То, что произошло дальше, вошло в легенды советского кинематографа. Два актера, не долго думая, разбили витрину и улеглись спать прямо на выставочной кровати. Прохожие замерли от изумления — на их глазах народные артисты устраивали себе ночлег в самом центре Москвы.
Дружба, рожденная на съемочной площадке
Чтобы понять эту историю, нужно вернуться к самому началу их знакомства. 1939 год, съемки фильма «Трактористы» режиссера Ивана Пырьева. Борис Андреев, которому тогда было всего 24 года, только начинал свой путь в большом кино. Саратовский парень, бывший слесарь-электромонтер с завода, попал в кинематограф почти случайно.
На съемочной площадке он встретил Петра Алейникова — белоруса из крестьянской семьи, который уже успел сняться в нескольких картинах. Оба — простые ребята из народа, оба искренние и открытые, без московских замашек и звездных капризов.
— Борька, да ты настоящий богатырь! — смеялся Алейников, глядя на рослую фигуру товарища.
— А ты, Петька, прямо скоморох какой-то, — отвечал Андреев. — Всегда найдешь, что сказать.
Этот диалог, по воспоминаниям коллег, стал пророческим. Борис действительно играл былинных богатырей, сильных и честных мужиков. А Петр превратился в любимца публики благодаря своему природному обаянию и юмору.
После «Трактористов» друзья почти не расставались. Они снимались в «Истребителях», работали в театре, гастролировали. И везде их ждал триумф. Борис Андреев стал Народным артистом СССР, получил две Сталинские премии. Петр Алейников покорял зрителей в комедиях и лирических драмах.
Но слава имела и обратную сторону. Постоянное напряжение, бесконечные съемки, необходимость соответствовать образу — все это толкало артистов к бутылке.
Ночь, которая стала легендой
В ту памятную ночь друзья возвращались из ресторана. Москва спала, улицы пустели. Только редкие прохожие спешили по своим делам. Борис и Петр шли не торопясь, обсуждая последние новости, делились планами.
Внезапно Андреев остановился. Перед ними красовалась витрина мебельного магазина. За толстым стеклом стояла великолепная кровать — точно такая, о которой мог мечтать любой советский человек. Белоснежное белье, пуховые подушки, резная спинка.
— Петька, — протянул Борис, — а ведь мы сегодня совсем замотались. Домой далеко, а тут такая красота...
Алейников захихикал:
— Борь, ты что предлагаешь? Тут же стекло!
— А стекло мы уберем, — решительно заявил Андреев.
И вот два прославленных артиста, любимцы миллионов советских зрителей, разбили витрину мебельного магазина. Звон стекла разорвал ночную тишину. Борис осторожно убрал осколки, помог другу забраться через проем.
— Эх, Петька, зато как удобно! — довольно произнес Андреев, устраиваясь на мягкой постели.
— И правда, Борь. Лучше любой гостиницы, — согласился Алейников.
Они улеглись и через несколько минут уже мирно храпели. А утром их обнаружил хозяин магазина.
Встреча с милицией и неожиданный финал
Конечно, скандала избежать не удалось. Прибывшие милиционеры были в шоке — перед ними лежали две знаменитости советского экрана. Но и тут друзья умудрились превратить серьезную ситуацию в фарс.
Когда милиционер попытался составить протокол, Борис Андреев совершил поступок, который окончательно вошел в легенды московской богемы. Он схватил чернильницу и... выпил все чернила!
— Теперь писать нечем, — невинно улыбнулся актер.
Растерявшийся страж порядка не знал, что делать. А тут подоспел начальник РОВД. К счастью для артистов, он оказался большим киноманом и сразу узнал нарушителей спокойствия.
— Товарищи артисты, — строго начал он, но в голосе уже слышались нотки умиления, — как же так можно?
Борис поднялся во весь свой богатырский рост:
— Товарищ начальник, мы актеры. Нам нужно изучать жизнь во всех ее проявлениях. Вот мы и изучали, как простой народ спит.
Петр Алейников тут же подхватил:
— Это называется работа над образом! Мы готовимся к новой роли.
Начальник РОВД не выдержал и рассмеялся. Более того, он попросил артистов устроить импровизированный творческий вечер прямо в отделении. Борис продекламировал отрывки из любимых ролей, Петр рассказал несколько анекдотов. В итоге друзей отпустили с миром, даже не составив протокола.
— Только больше так не делайте, — напутствовал их начальник. — А то весь город витрины разобьет, ссылаясь на ваш пример.
Киевский троллейбус и судьбоносная встреча
Именно Петру Алейникову Борис Андреев был обязан встречей с будущей женой. Эта история не менее удивительная, чем приключение с витриной. Дело было в Киеве. Друзья ехали в троллейбусе, когда Алейников вдруг начал подшучивать над Борисом:
— Борька, да на тебя ни одна девушка не посмотрит! Ты же как глыба какая-то, да еще с таким простоватым лицом.
Андреев вспылил:
— Да я вот возьму и женюсь на первой же, которая в троллейбус войдет!
На следующей остановке в салон вошла компания молодых людей. Среди них была девушка, которая сразу приглянулась Борису. Звали ее Галина. Актер тут же познакомился с ней и проводил домой.
Правда, родители Галины были против такого жениха. Отец девушки служил в милиции и прекрасно знал о репутации Андреева как любителя выпить и устроить скандал. Но влюбленные не сдавались. В итоге сопротивление было сломлено, и Борис с Галиной поженились.
— Петька, спасибо тебе, — благодарил Андреев друга. — Если бы не твои насмешки, я бы никогда не решился.
Брак оказался счастливым. Галина и Борис прожили вместе всю жизнь, воспитали сына, который стал доктором философских наук.
Последняя услуга другу
В 1965 году Петра Алейникова не стало. Для Бориса это был страшный удар. Друг мечтал быть похороненным на Новодевичьем кладбище, но власти отказались выделить место. Формальная причина — отсутствие высоких званий и наград, если не считать ордена «Знак Почёта».
Тогда Борис Андреев, Народный артист СССР, обладатель множества наград и двух Сталинских премий, совершил поступок, который стал еще одной легендой. Он надел все свои ордена и медали и отправился к председателю исполкома Моссовета Владимиру Промыслову.
Услышав, что ему самому положено место на Новодевичьем кладбище, Борис Федорович потребовал отдать это место другу, а его самого похоронить где заблагорассудится. Высокопоставленный не ожидал такого поворота, но под напором знаменитого артиста сдался. Мечта Петра Алейникова исполнилась.
Борис Андреев ушел из жизни в 1982 году. Незадолго до смерти он признался сыну, что очень устал, что его жизнь подошла к концу. В последнюю ночь ему приснился сон — он видел себя у ворот храма в окружении множества людей.
Похоронили великого актера на Ваганьковском кладбище. А место на Новодевичьем так и осталось за Петром Алейниковым — последней услугой верного друга.
А по каким ролям помните вы Бориса Андреева? Петра Алейникова? Делитесь в комментариях!