Найти в Дзене

Как победить в олимпиаде Ломоносов по истории и поступить в МГУ

Ломоносовская олимпиада по истории – это отличный путь к цели любого успешного школьника – поступлению в вуз. Олимпиада проходит ежегодно и даёт право участия школьникам по всей России. Только в 2023 – 24 гг. в олимпиаде приняли участие 80 тысяч человек. Данная олимпиада входит в список перечневых олимпиад первого уровня (каждый год Минобрнауки РФ выпускает перечень олимпиад, победа в которых даёт определённые привилегии абитуриентам при поступлении в вуз). Организатором этой олимпиады выступает МГУ. Ученикам предлагается пройти два этапа, состоящих из заданий разной сложности, в которых проверяются знания базовой школьной программы, общая эрудиция школьника, а также углублённые знания участника в области отечественной истории. В данной статье вы сможете разобраться в том, как принять участие в этом интеллектуальном состязании, познакомится со структурой олимпиады, понять, какие задания предлагаются участникам на заключительном этапе, а также получить ценные рекомендации и советы по по
Оглавление

Ломоносовская олимпиада по истории – это отличный путь к цели любого успешного школьника – поступлению в вуз. Олимпиада проходит ежегодно и даёт право участия школьникам по всей России. Только в 2023 – 24 гг. в олимпиаде приняли участие 80 тысяч человек. Данная олимпиада входит в список перечневых олимпиад первого уровня (каждый год Минобрнауки РФ выпускает перечень олимпиад, победа в которых даёт определённые привилегии абитуриентам при поступлении в вуз). Организатором этой олимпиады выступает МГУ. Ученикам предлагается пройти два этапа, состоящих из заданий разной сложности, в которых проверяются знания базовой школьной программы, общая эрудиция школьника, а также углублённые знания участника в области отечественной истории. В данной статье вы сможете разобраться в том, как принять участие в этом интеллектуальном состязании, познакомится со структурой олимпиады, понять, какие задания предлагаются участникам на заключительном этапе, а также получить ценные рекомендации и советы по подготовке к олимпиаде.

Шаг 1. Знай особенности этапов олимпиады.

Олимпиада проводится в два этапа: отборочный и заключительный.

Отборочный этап

Принять участие в отборочном этапе могут все желающие, прошедшие регистрацию. Регистрация на олимпиаду проводится с октября по ноябрь. Данный этап является дистанционным, участники походят его заочно в онлайн-формате на официальном сайте. Прохождение отборочного тура олимпиады возможно в течение недели, указанной в графике, на сайте олимпиады. В данный период участник может самостоятельно выбрать удобное для него время прохождения этапа. После начала выполнения заданий участнику отводится ровно 24 часа на их выполнение, после чего внесение изменений будет невозможно. Важно обратить внимание, что период прохождения отборочного этапа (7 дней) начинается и заканчивается в 12:00 по МСК. Следовательно, если участник начнет проходить олимпиаду позже, чем 12:00 предпоследнего дня, то время выполнения заданий олимпиады для него будет сокращено. Результаты прохождения этапы и граничные баллы призёров и победителей публикуются в личных кабинетах участников.

Заключительный этап

На заключительный этап проходят участники, которые получили статус призёра или победителя в отборочном этапе, а также победители и призёры заключительного этапа прошлого года. Регистрация на этап начинается в феврале/марте, даты открытия и закрытия регистрации публикуется на официальном сайте олимпиады. (Важно! Участники, которые были допущены к участию в заключительном этапе, но не прошли регистрацию не смогут принимать участие в олимпиаде). Во время регистрации участнику необходимо выбрать площадку проведения этапа (здание МГУ или региональные отделения), куда он приедет для прохождения этапа. Результаты заключительного этапа публикуются в личном кабинете участника. Через некоторое время организаторы олимпиады выкладывают на официальном сайте граничные баллы победителей и призёров, высылают дипломы победителям, призёрам и участникам.

Шаг 2. Знай бонусы для победителей и призёров Ломоносовской олимпиады по истории.

Так как Ломоносовская олимпиада по истории входит в перечень олимпиад первого уровня, призёры и победители заключительного этапа 10-го и 11-го класса могут воспользоваться рядом привилегий при поступлении в вуз на направления, связанные с историей. В зависимости от условий вуза, диплом олимпиады может дать: зачисление в вуз без вступительных испытаний (БВИ), получение 100 баллов за ЕГЭ по истории (при условии, что ученик написал ЕГЭ на 75+ баллов) или же получение дополнительных баллов при поступлении (от 1 до 10). Посмотреть условия предоставления вузами различных привилегий можно на официальных сайтах вузов в разделах «Учёт индивидуальных достижений», «Условия поступления БВИ». (К примеру, наличие диплома победителя 11-го класса по истории даёт право поступить на исторический факультет МГУ без вступительных испытаний). Однако важно обратить внимание на то, что некоторые вузы дают привилегии только за диплом победителя или только за диплом 11-го класса.

Из личного примера моих учеников прошлых лет, могу сказать, что все из них, которые в итоге поступили в МГУ, одной из важнейших составляющих успешного поступления, называли именно победу (или даже призёрство) на олимпиаде "Ломоносов".

Шаг 3. Изучи структуру заключительного этапа (типы заданий на заключительном этапе 11-го класса).

Заключительный этап делится на три блока с разными заданиями. Для примера отдельных заданий был использован вариант олимпиады 2023-2024 года за 11 класс.

Блок «А» - в него включены 7 заданий разного формата, на которые требуется дать краткий ответ. Каждый год порядок заданий может слегка меняться, однако основные типы заданий повторяются из года в год.

Типы заданий блока «А», которые встречались в заключительных этапах последних лет:

1) Работа с историческим источником. Вам даётся текст. Необходимо определить источник, из которого был взят данный фрагмент, ответить на вопросы, связанные с этим текстом. (Вопросы могут быть связаны с определением периода, к которому относится текст, с историческими деятелями, действия которых связаны с фрагментом и т.д.)

-2

2) Задание на исторические ряды. Вам представлены три исторических ряда. В первом перечислены исторические деятели, участнику необходимо определить, по какому принципу был образован данный ряд (что объединяет все имена). Во втором ряду перечислены исторические термины, вам нужно найти выпадающее из логического ряда слово. И в третьем ряду указаны географические объекты, которые следует расположить в хронологической последовательности.

-3

3) Работа с картой. Вам представлена карта. Нужно определить к какой войне и к какому периоду она относится, определить хронологические рамки этой войны/операции. Также встречаются вопросы по историческим деятелям, связанным с изображённой на карте войной, вопросы, связанные с итогами этой войны, мирным договором и т.д.

-4

4) Работа с текстом. Вам представлен текст, в котором описывается какой-то исторический деятель. Необходимо понять, о каком человеке идёт речь и ответить на вопросы, связанные с его биографией (к примеру, какой пост занимал данный государственный деятель, какой вклад сделал данный деятель в развитие нашей страны и т.д.).

-5

5) Работа с иллюстративным и статистическим материалом. Вам представлен портрет государственного деятеля и статистическая таблица, в которой перечислены товары экспорта и импорта внешней торговли, относящиеся к разным периодам нашей истории. Участнику необходимо определить личность, изображённую на портрете, назвать его должность, после чего определить строку таблицы, товары экспорта и импорта которой относятся к тому же периоду, к которому относится деятельность человека, изображённого на портрете.

-6
-7

6) Задание на поиск ошибок. Участнику дают три термина с определениями. Необходимо найти неверное определение, сказать, почему выбранное положение неверно, после чего дать правильное определение предложенному термину.

-8

7) Задание по культуре. Вам даётся известная картина, посвящённая событию отечественной истории. Необходимо описать исторический контекст этого изображения, назвать художника. Иногда кроме картины участнику представляют другие памятники культуры, из которых нужно выбрать тот, который создан в один исторический период, что и первая картина. Или же участника просят назвать другие картины, относящиеся к творчеству художника, чья картина изображена в задании.

-9

8) Задание на пропуски в тексте. Вам представлен текст, в котором пропущены даты, имена исторических деятелей и другие названия. Необходимо заполнить пропуски, после чего ответить на вопросы, связанные с предложенным историческим источником.

-10

Блок «Б» - состоит всего из одного задания, ответ на которое представляет собой небольшое сочинение в размере одной страницы.

Задание 8

Участнику предложен текст, описывающий определённый событие русской истории. К данному тексту предложены вопросы. Участника могут попросить назвать исторический период, к которому относится событие, задать вопрос относительно источника, из которого представлен фрагмент в тексте задания. Один из вопросов будет требовать развёрнутого ответа в виде мини-сочинения, которое может быть связано с причинно-следственными связами, относящимися к описанному событию, с описанием исторического процесса, связанного с предложенным в задании событием, или же с привидением каких-либо фактов, аргументирующих позицию автора текста, относительно предложенного события. (К примеру, в олимпиаде за 2023-24 гг. участникам было необходимо привести основные факты, дающие основания для положительной оценки политики Павла I со стороны народа.)

-11

Блок «В» - состоит из одного задания, ответ на которое – историческое эссе.

Задание 9

Участнику представлены на выбор три темы, по одной из которых необходимо написать историческое эссе.

Примеры тем эссе за последние года:

«Революция 1905 – 1907 гг.: причины, ход, итоги и историческое значение».

«Русско-японская война: причины, ход, итоги и историческое значение».

«Послевоенное восстановление народного хозяйства СССР в 1946 – 1953 гг.».

«От Калкиной битвы до Мамаева побоища сто шестьдесят лет»: противостояние Руси и Степи в XIII – XIV вв.

«Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития…»: внутриполитический курс в 80 – 90-е годы XIX века.

«Он принёс пользу нашему государству и партии, наряду с ошибками и недостатками, от которых никто не свободен. Однако «вышка» — первый секретарь ЦК ВКП(б) — оказалась для него слишком высокой»: экономические реформы Н.С. Хрущёва (1954 – 1964 гг).

Шаг 4. Научись писать историческое эссе на Ломоносовской олимпиаде.

Последние задание на историческое эссе даёт больше всего баллов (40 баллов), поэтому всем участникам Ломоносовской олимпиады нужно обратить особое внимание на правила и формат его написания. В отличие от эссе на всероссийской олимпиаде школьников, в Ломоносовской олимпиаде организаторы не требует такого строгого соблюдения структуры исторического эссе (4 задачи, 4 проблемы). Участник может вполне свободно выбирать способ раскрытия темы, указанной в задании. Однако всё же есть определённые критерии, которые обязательно соблюдать при написании работы.

Критерии оценки эссе:

1. Наличие вводной части - оценка актуальности темы и определение задач сочинения;

2. Четкая структура работы: введение, основная часть, выводы;

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов;

4. Аргументированность, четкость и доказательность основных положений ответа;

5. Представления о различных точках зрения (историки, современники);

6. Умение автора делать конкретные выводы по сути своей позиции, исходя из задач, сформулированных во введении.

Шаг 5. Изучи советы по подготовке к олимпиаде.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо, во-первых, укрепить свои базовые знания по истории. Для этого один из самых лучших способов – прочитать школьный учебник. (Можно воспользоваться учебником Торкунова или Мединского (старая редакция), так как там достаточно красиво, подробно и понятно изложены все основные необходимые темы. Я бы рекомендовал прочитать каждый учебник по 5 раз, так информация лучше отложится в памяти.

1) Также желающим занимать призовые места в олимпиадах, я советую выработать привычку каждый день читать несколько параграфов учебника, так как это позволит уже за год серьёзно подтянуть базу, а кроме того пригодится для сдачи ЕГЭ.

2) Необходимым в подготовке к олимпиадам является нарешивание заданий прошлых лет, которые можно найти на сайте олимпиад вместе с ключами и критериями. Это, с одной стороны, позволит вам понять структуру и тематику олимпиады, запомнить сами задания, а с другой стороны, выявить пробелы в своих знаниях, повторить наиболее слабо изученные темы. (Желательно прорешать задания и за 10 и за 11 классы).

3) Не менее важным в подготовке к олимпиаде является тренировка написания эссе. На эту тему у меня есть отдельная статья и книга, касающиеся эссе на региональном и заключительном этапах ВсОШ. Однако многие моменты, актуальные для эссе на всероссийской олимпиаде, также полезно использовать в написании эссе на других олимпиадах. Для подготовки к выполнению данного задания необходима регулярная практика, однако также важно, чтобы был человек, профессионал, который сможет проверять написанные вами эссе, давать обратную связь. К примеру, на своих занятиях с учениками мы регулярно разбираем написанные эссе и ведём работу над ошибками, что помогает моим ученикам писать эссе лучше, чем у 70-80% их конкурентов.

4) Кроме того, наиболее продвинутым олимпиадникам я бы посоветовал читать монографии. (Это более актуально для тех, кто рассчитывает на участие в заключительном и региональном этапе ВсОШ, так как для успешного написания Ломоносовской олимпиады чтение монографий не обязательно).

Однако самоподготовка требует сильной самодисциплины, что под силам далеко не каждому, поэтому наиболее простой способ подготовки к олимпиаде – найти грамотного специалиста, который вам поможет, будет давать рекомендации, проверять эссе и т.д. По моим личным наблюдениям, за последние года практически нет победителей, которые самостоятельно бы готовились к олимпиадам, без помощи курсов и репетиторов. Да и сам я в своё время 3 года занимался на специальных курсах при университете, а также почти каждый день обсуждал историю с моим отцом и по совместительству моим учителем. Именно эта ежедневная практика позволила мне в итоге победить на заключительном этапе олимпиады Ломоносов по истории (хотя это было уже очень давно, в 2011 году).

Шаг 6. Узнай реальный опыт подготовки и участия олимпиаде от победителей прошлых лет.

Зачастую, бывает крайне полезно спросить советов опытных выпускников, которые сами сталкивались с заданиями заключительного этапа. И в данном случае я предоставлю слово своей ученице Соне: "Я начала интересоваться участием в олимпиадах в 10-м классе, потому что впереди было поступление в вуз, а участие в олимпиадах может дать неплохое преимущество по сравнению с другими абитуриентами. Ломоносовская олимпиада для меня была приятным открытием, потому что до этого я пыталась участвовать во ВсОШ, что с моим уровнем знаний для меня было достаточно тяжело. Поэтому в 10 классе я начала готовится к Ломоносовской олимпиаде по истории с Алексеем Александровичем.

Мы прорешивали типовые задания прошлых лет, я пробовала писать эссе, после чего мы разбирали мои ошибки, добавляли необходимую информацию, разбирали темы, которые вызывали у меня вопросы. Важным моментом в подготовке было заполнение пробелов в знаниях за школьный курс истории, потому что многие даже, казалось бы, простые темы требуют неоднократного повторения. Также вместе с Алексеем Александровичем мы не раз разбирали исторические источники, что оказалось очень полезным при участии в олимпиаде, так как позволило наиболее глубоко изучить ту или иную тему, а это очень ценно, например, при написании эссе. В итоге, в 10 классе я стала призёром Ломоносовской олимпиады. Это дало мне значительные преимущества при поступлении в вуз, во многих университетах я стояла первая в списке, так как мой диплом об олимпиаде засчитывали как право поступления без вступительных испытаний.

Поэтому я советую всем 10-классникам и 11-класникам задуматься об участии в перечневых олимпиадах. Хоть это и требует большого труда, хорошей подготовки и сильной мотивации, тем не менее это под силу каждому, кто захочет добиться серьёзных успехов в учёбе и стремится к основной цели – поступлению в свой вуз мечты! Всем удачи!"

Заключение.

В заключении можно сказать, что участие в олимпиаде такого уровня, как Ломоносовская – серьёзный шаг для любого школьника. Подготовка к этому интеллектуальному состязанию требует большого количества сил и времени. Любому олимпиаднику необходимо чётко составить план своей подготовки, понять, каких знаний ему не хватает для достижения успеха. Однако победа в таком состязании может стать решающим событием в вашей будущей судьбе, так как диплом Ломоносовской олимпиады открывает перед абитуриентом множество возможностей. Поэтому, если вы действительно захотите добиться крутого результата, все усилия не пройдут даром, и вы обязательно сможете занять призовые места!

Я же, в свою очередь, приглашаю всех желающих на личную бесплатную консультацию. Вы можете обратиться ко мне с любой задачей, касающейся истории. Это и олимпиады, и ЕГЭ, ОГЭ и другие любые вещи, которые вам не понятны и требуют помощи.

А для записи на консультацию переходите по ссылкам здесь:

1. Мой сайт - страница записи: http://al-hist.ru/zapis-na-zanyatiya.html

2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history

3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history

4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ