Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Всякая ерунда. Разлет. На "обеспечение". Какие удивительные бывают карьеры... О наших "парашютистах".

Оглавление

Безмв

Что-то "не отпускает", иногда вспоминаю службу...
Причем, вспоминаю всякую ерунду, а совсем
не "ракетно-бомбовые удары".

"Позвони мне, позвони..."

- Оперативный, пригласи ко мне начальника связи.
- Звали, Владимирович?
- Звал. Заходи. Слушай. У меня сегодня важное событие в
жизни, вечером иду ночевать уже в новую квартиру.
- Поздравляю.
- Спасибо. Но, в связи с этим, у начальника связи, то есть у
тебя, возникла проблема - надо быстренько установить в
новую квартиру телефон.
- Установить не трудно, намного труднее к телефону провод
подвести.
- Ты меня техническими подробностями не "грузи", мне надо,
чтобы сегодня в моей новой квартире стоял телефон, и в нём
"гудело".
- Владимирович! Как на духу, типа, на исповеди, - нет провода!
Я уж их просил, просил, заявки посылал, у вас подписывал, -
не дают.
- Значит, полк к войне не готов? А почему ты скрываешь это от
своего любимого начальника штаба, который за отсутствие связи
и отвечает? Ладно, принесешь все заявки, найдем тебе провод.
Но, пока война не началась, давай займемся моим телефоном.
В "эскадрах" провод возьми, потом отдашь.
- У них нет, я знаю.
- Какие предложения?
- Ну, у Вас же есть рация...
- Ну?
- Недельку с рацией, а я провод буду доставать...
- Не утверждается. Слушай сюда, ходы записывай. Берешь
своих специалистов, идешь к себе домой, отрезаешь провод,
тянешь его в мою квартиру. Если твоего провода не хватает,
отрезаешь у начальников  связи эскадрилий. Ну, очередность
обрезания можешь определить своим решением. Для мня это
не очень важно. Иди, не тяни кота за хвост, к 17.00 пусть мне
в кабинет позвонят из моей новой квартиры. Там у меня жена
ковыряется, адрес знаешь.
- Разрешите?
- Заходи. А, 17.00, пришел узнать, как работает телефон? Пока
не звонили, еще 2 минуты есть.
- Можем и сами позвонить, все работает.
- Молодцы! А где провод взяли?
- Да, все просто оказалось. Позвонил эскадрильским, сказал, что
телефоны обрезаю, ситуацию объяснил, - так они сами провод
прямо Вам в квартиру протянули. Нашли скрытые резервы.
- Ну вот, а ты, - нет провода, нет. Все у нас есть, главное -
подход к людям найти, они рады будут сами все отдать.

Итоги

"Подпол", за сорок, немного лысею,
стать генералом уже не сумею.
Если подумать, - и этого много,
пора подводить небольшие итоги.

Удар по АУГ, поиск подлодки,
могу без закуски "съесть" литр водки,
спирта стакан не поставит в тупик,
в управлении войсками чего-то достиг.

Прекрасные навыки, в службе важны,
но на "гражданке" они не нужны.

Разлет

Организовали практические пуски КР по морской цели.
Прилетели "дальники" и "северяне". Полетали, проверили
ракеты, выполнили нормальные пуски. Дальники сразу ушли на
Воздвиженку, а "северяне" сели у нас. Банкет, поросенок, все по
плану. Ничто не предвещало приключений.
Позвонил ОД ВВС ТОФ, начал издавать истерические команды:
- собрать руксостав "северян", посадить в Ан-12, который сейчас
прилетит, отправить в Возжаевку, откуда их заберет Ту-154.
Вроде, все нормально, но меня начали терзать смутные сомнения.
Дело в том, что обычно "зеленый почтовик" садился в Воздвиженке,
которая в Приморском крае, а Возжаевка находится в Амурской
области, это два разных конца. Я предупредил "северян",  что они
скоро улетают, банкет пошел быстрее. То есть выпивать они стали
чаще, а закусывать уже не было времени. А сам я пошел к
телефону, пообщаться с ОД ВВС ТОФ. Высказал  ему свои сомнения
в пункте назначения, послушал крики о том, что все заявки даны
"срочным планом", мол, в ВВС не дураки сидят. Дураки, не дураки,
но по голосу ОД я понял, что расчет командного пункта ВВС не
остался в стороне от всеобщего ликования по поводу успешных
практических пусков.
Люди мы военные, поэтому за 40 минут до посадки Ан-12,  я
вытащил "северян" из-за стола, отвез в общагу, они забрали вещи,
и мы поехали под самолет. Не так все это просто получилось,
"северяне" все пытались заехать на банкет, попрощаться. Но мне
удалось вывезти их на аэродром, минуя столовую. Началась погрузка.
тоже дело непростое, сами представляете... Наиболее "набанкеченным"
оказался нач. СБП "северной" дивизии, кто знаком, тот знает, ещё имя
у него очень характерное. Так вот, он наотрез отказался садиться в самолет,
мотивируя тем, что банкет продолжается, а в Возжаевке ему никто не
нальет, и он вообще не знает, где эта дыра находится. Товарищи
"физически" помогли ему зайти в самолет, борт пошел на Возжаевку, а
я поехал на банкет.
Утром начались разборки, - кто отправил "северян" на Возжаевку,
если "почтовик" их ждет на Воздвиженке? Правда восторжествовала,
расчет командного пункта "поощрили", дали "срочные" заявки на перелет
Ан-12 через нас на Воздвиженку. Когда прилетел с Возжаевки Ан-12 с
непохмеленными "северянами", я подъехал к ним. Зрелище было не для
слабонервных. "СБП"-шник дико ругался, мол, он еще вчера заподозрил
недоброе, требовал продолжения банкета. Ну, "фуршет" мы им
организовали, но в гарнизон не выпустили.
"Почтовик" их все-таки дождался.

Тормознул меня сегодня "гаишник"

Просто так тормознул, от скуки. Сам и признался.
Когда я свою башку, лысую и небритую, в окно высунул,
и спросил,- "А в чем, собственно дело?", он так и
ответил,- "Да ни в чем, просто так, проезжайте".
Я и вспомнил про встречу с "гаишником" на Сахалине.

Иногда на Сахалин посылали группу руководства, на
случай ухода бортов на запасной аэродром. Вот и поехали
мы с Мишкой Т. и Яшкой Ц. на пару недель, а там и полк
должен был на "Ручеек" перелететь. Чтобы не скучно было
ехать, поехали на Мишкином мотоцикле "Урал". Нет, не все
время ехали на "Урале", через Татарский пролив шли на
пароме. Ну, а потом уже по восточному берегу Сахалина,
по кромке Охотского моря, уже на "Урале".
Приехали, обустроились, отдохнули, заскучали.
Решили в кабачок съездить, развеяться. Кабачок, - это сильно
сказано, но кафешка в Леонидово имелась. Поехали. Конечно
на мотоцикле, чтобы обратно не так трудно было добираться.
Развеялись. Серьезно так, без дураков. И домой поехали.
Надо заметить, что я никогда не встречал на Сахалине
"гаишников". Уж и не знаю, почему, но я ни одного не видел.
Правда, в те времена, военные вообще на "гаишников"
внимания не обращали, раньше нас трогать "ментам" было нельзя.
Вот мчимся мы по "трассе" Леонидово - Поронайск. Весело едем,
с песнями. Подъехали к нашему повороту на аэродром.  Что-то
Мишка сделал не так, - то ли скорость не сбросил, то ли руль
не довернул, но не вписались мы в поворот, а поехали по совсем
непредсказуемой траектории в кювет, и далее в лес. Я за "шофером"
сидел, догадался раздвинуть ноги, мотоцикл из-под меня сам уехал,
а вот остальным похуже пришлось. Мишка, до столкновения с крепким
деревом, руль не выпускал, "газ" не сбрасывал, поэтому так и улетел
сквозь "блистер" в момент вынужденного торможения, а Яшку просто
коляской накрыло. Но это я потом узнал.
А пока я стою, и осматриваю "поле битвы", никого не видно, они
далеко  отлетели. И тут из кювета, по которому только что пролетел
мотоцикл, вылазит "гаишник", в белом ремне, в "крагах", и без штанов.
Я то ожидал своих хлопцев увидеть, поэтому растерялся,
а "гаишник" никак не ожидал, что по нему будут на мотоциклах
ездить, поэтому растерялся ещё больше. Вот он и спрашивает, -
"Что это было?". Я и ответить не успел, как ребята подошли, Яшка
слегка помятый, а Мишка живой, но от стресса никак не может из
рук "блистер" выпустить, сквозь который катапультировался.
Мишка быстро сориентировался, и строго сказал "гаишнику" -
"Что ты гадишь, где попало? Из-за тебя чуть не убились! Одевай
штаны, и вали отсюда быстрее!". Ошеломленный "гашник" куда-то
испарился, а мы сели на мотоцикл, и поехали домой, нисколько не
огорченные, ведь "у нас с собой ещё было".

Безденежье

Бездна воспоминаний.
Из раннего... безденежья.

Раньше народ и Армия были едины.

Лейтенант второго года службы. Из училища привез диагноз -
"нейроциркулярная дистония". Цены этому диагнозу нет, но
я об этом поздно узнал. Послали в госпиталь. Доктор, "Старый
Раджабли", резко решил списать диагноз, чтобы у меня не было
проблем при поступлении в академию. Списал. В палате лежит
майор Редькин, по прозвищу "Хренов", кажется, из Хороля.
Прославился тем, что очень хотел списаться. Ему сказали, что
надо перед "велосипедом" съесть 4 кг сахара, тогда ЭКГ зашкалит.
Чтобы не рисковать, съел 5 кг сахара-песка, ЭКГ показало, что
здоров, как бык. Злой пришел в палату, достал из тумбочки запасные
2 кг сахара, выкинул в окно. Под окном сидел матрос. Попал прямо в
голову, матроса увезли в реанимацию.
"Хренов" уезжал домой, попросил у меня 30 рублей на дорогу. Я, тогда
наивный, поверив ему, что он сегодня же, по прибытии в гарнизон, вышлет
мне деньги, отдал ему последние. Не вернул. Забыл, наверное.
Пришло время и мне уезжать. Пошарив по всем карманам, нашел 1 руб. 15 коп.
Ну, и хрен с ним, с Редькиным. Билет по ВПД, 1 руб. на постель, на все
15 коп. купил пачку "Примы" и коробку спичек. Ехать ровно 2-е суток.
Сел в "паровоз", поехал.
Был в форме, весь из себя "офицер". В купе 2 тетки, и один серьезный
мужчинка, лет 40-ка. Когда подошло время ужина, я, сказав, что пошел
в ресторан, сходил в туалет, потом покурил в тамбуре, выждал время,
пришел в купе, сообщил, что неплохо поужинал. Но жрать уже охота,
а ехать ещё около 2-х суток. Лег полежать, может, голод и пройдет.
Мужчинка ушел в ресторан, долго отсутствовал, пришел невменяемым,
но спать не ложился, шарахался, и на меня поглядывал. Чтобы не
вызывать интереса, я пошел покурить. Тут и мужичок подвалил. И, так
сходу, предложил сходить в ресторан. Я ему намекнул, что "уже покушал",
да и ему уже хватит. Но он приставал и приставал. Я не выдержал, и сказал,
что у меня больше денег нет, чтобы по кабакам шляться, да и вообще нет.
Как этот мужик обрадовался! Он представился, рассказал, что он шахтер,
едет в мою сторону к сестре, которую не видел 10 лет, денег у него море,
но его в ресторане больше не обслуживают. А мне, в форме, никто не откажет,
поэтому он приглашает меня в ресторан на два оставшихся дня пути.
Я не мог отказать простому шахтеру, да и жрать очень хотелось.
Пошли в ресторан. Я и поел, и выпил, и мужичок мимо рта не проносил.
Что удивительно, - чем больше он пил, тем трезвее становился.
После второй ходки в ресторан мы решили, что нечего шляться по
составу, так можно и в межвагонное пространство упасть. Да и с персоналом
ресторана у нас уже завязались теплые отношения, у каждого из нас со
своим персоналом. И стали мы жить в ресторане. И неплохо так жить...
Двое суток пролетело, как одно мгновение. Когда мы расставались с шахтером,
он плакал. На мое предложение привезти ему деньги к сестре, он мне чуть лицо
не набил. Мол, что мы, свою Армию не прокормим? А когда он выглянул в дверь
на станции, где я выходил, так он вообще в голос завыл, и перекрестил меня в спину.

Первая рыбалка

Около гарнизона есть пирс. Он расположен на
берегу реки Тумнин, там стоят гаражи, в которых
хранятся лодки и всякие рыболовные принадлежности.
Некоторые гаражи по обустройству не уступают
благоустроенным квартирам. С началом сезона во
многих гаражах живут на постоянной основе "рыбаки",
которых командование "отпустило" на заготовку рыбы
и икры. Рыбаки ловят рыбу, пьют, и регулярно тонут.
Чтобы переложить с себя ответственность, начальство
придумало новый вид наряда, - "патруль по пирсу". Ну,
чтобы было, с кого строго спросить за тот бардак, который
творится на пирсе. Вот меня и назначили начальником
такого патруля. А патрульным определили прапорщика,
из тех, кто постоянно живет на пирсе, мол, будет, где
переночевать. До пирса далеко, транспорт не выделяется,
добирался на пирс на попутке. Добрался, нашел своего
патрульного, поставил ему задачу. Так прямо и сказал, что
я здесь первый раз, поэтому хочу все увидеть своими глазами,
и, по возможности, попробовать и руками.
Меня правильно поняли, определили место для лежания,
выдали 20-литровую канистру с вином, предложили ни в
чем себя не ограничивать в ожидании ужина. Я погулял,
осмотрелся, винца попил для аппетита, поужинали.
Смотрю, патрульный с товарищами куда-то на лодке
собирается, попросился с ними. Погнали сети ставить.
Я им тоже мешал, как мог, но они меня терпели, как
представителя власти. Сети поставили, попили, попели,
спать легли. Поспали, попили, погнали сети проверять.
И я с ними, на острие атаки. Лично рыбу выбирал, пока
рыбнадзор с милицией не подскочили. Испугался. Но все
уладил патрульный, пригласил ребят в гараж, когда все сети
проверим. Много рыбы взяли, мешка четыре. В гараже
"правоохранители" получили два технических "комбеза",
и отвалили, а мы занялись рыбой. Я тоже руки приложил,
подавал рыбу. В тот момент патрульный занимался засолкой
рыбы, икра его не интересовала, он просто откладывал её
в котел. Когда вся рыба была переработана, мне нашли
попутную машину, и отправили в гарнизон. За хорошую
работу я был поощрен всей свежей икрой, которую удалось
добыть из улова. Я эту икру взял, но куда девать, так и не
придумал, я холостяковал, а самому с ней возиться не хотелось,
да и не моглось. Вот иду по гарнизону с огромным котелком
икры, а что с ней делать, ума не приложу. На мое счастье,
повстречался мне однокашник из Хороля, Славка Гришаев,
они самолет перегоняли. Вот я и отдал ему всю икру, и
облегченно выдохнул. И от икры избавился, и товарищу
приятное дело сделал.
Вот так я первый раз попал на рыбалку. И  последний.
Больше я рыбалкой не занимался, а на пирс ездил просто
отдыхать.

Я и на охоту ходил.

На утку. Оба раза.

Первый раз пошел в "лейтенантизме", чтобы узнать
все прелести таежной жизни. Один товарищ подарил
брату ружье. Вот я и решил, с этим ружьем, да на утку.
Чтобы не пропасть, пригласил товарища, такого же
"опытного" охотника, как и я. Товарищ ещё опытней
оказался, у него не только ружье было, но и патроны.
Взяли резиновую лодку, припасы, ружья, и поехали на
тот самый пирс. На другой стороне реки были островки,
где, по моему разумению, должны были жить утки.
Переправились на эти островки, и стали бродить по
протокам, где на лодке, где и волоком лодку тащили.
Ни одной утки мы не увидели, но лодку проткнули, у неё
"работала" теперь только половина, а второй кусок этой
резиновой гадости  волочился за нами, как плавучий якорь.
Стемнело. И вдруг прибавилось воды, там, где мы по колено
проходили в сапогах, теперь нам было по пояс, и сапоги уже
не помогали, а только мешали, когда в них набиралась вода.
Потом я узнал что это явление называется "прилив", и характерно
для всех рек, впадающих в море. Пока боролись с лодкой и
сапогами, стемнело так, что мы потеряли ориентировку, и уже
не понимали, на какой берег нам надо выбираться. Решили
ночевать на островке. Но тут по дальнему берегу промелькнули
длинные огоньки, и мы поняли, что это поезд прошел.
Сориентировались, кое-как перебрались на нужный берег,
вышли к профилакторию летного состава, который
использовался как дача-бардак для зам. ком. АД.
Обслуга запустила нас в баньку, мы хорошо прогрелись,
попили, поели, поспали, с утра постреляли по бутылкам,
и выбрались в гарнизон.
Но, в отличии от рыбалки, первого опыта мне не хватило,
и, уже в очень зрелом возрасте, я опять отправился "на утку".

На "обеспечение"

Частенько приходилось летать на обеспечение сил флота.
Но расскажу не о полете, а о подготовке к нему. О серьезной
подготовке, о том, как зрелый командир корабля заботится
об экипаже, продумывает полет, пытается спланировать свои
действия в нештатной ситуации.
Подготовили экипаж "бэкфайера"на "обеспечение". Одиночный
вылет на постановку помех, и работу в качестве цели в районе
Японии. Вылет после обеда. Погода портится. Сидим в штурманском
цеху, готовимся к предполетным указаниям. Смотрю, что-то "старшой"
около меня крутится, круги нарезает. Спрашиваю, - "Что ты там задумал?".
Ответ завуалированный, - "Понимаешь, там около Японии работать,
помехи ставить, возможна посадка на Кневичи...". Отвечаю, что
понимаю, но не понимаю, причем здесь я? Заход издалека - "Ты раньше
штурманом эскадрильи РЭБ был, на Кневичах часто садился, сгоняй
с ними, что-то душа не на месте". Не могу сказать, что перспектива
улететь на Кневичи меня порадовала, но служба, - есть служба.
Сходил домой, взял тряпки, поехал на аэродром. На предполетных
указаниях внимание на возможной посадке в Кневичах не акцентировали,
просто напомнили о готовности к посадке на запасном аэродроме.
Экипаж был бывалым, все мои одногодки, командиром Ренат А.,
штурманом - мой однокащник Кеша. Их ничем не испугаешь, поэтому
мое появление в экипаже они восприняли даже с обидой. Ну, да ладно.
Запустились, запросили "предварительный". С КДП суровым голосом
сказали, что нам надо в районе задержаться, корабли ещё не подошли,
поэтому посадка будет однозначно в Кневичах, и по погоде, и по остатку.
Вот тут командир и проявил себя. Доложив РП, что выруливает, в СПУ
командир сказал, что выключает левый двигатель, а "Земле" срочно надо
тащить стремянку. Нам, штурманам, сзади плохо видно, что там, впереди
творится,  суету стартеха увидели, но не поняли. Быстро запустились
повторно, вырулили.  С "предварительного" нас вернули на стоянку, вылет
отбили по неготовности кораблей.
Зарулили, вылезли. Спросил я у командира, что за суета была с левым двигателем?
Вместо ответа Ренат показал литровую металлическую флягу.  Все оказалось
просто. Обычно эту флягу Ренат наполнял спиртом после полета, она хранилась
у стартеха, но, услышав о посадке в Кневичах, выключил двигатель, заставил
стартеха наполнить флягу, и взял её в полет. "Ну, чтобы нам не так скучно было
на чужом аэродроме", - сказал Ренат.
Очень мне понравилась подготовка к серьезному вылету в этом экипаже.
Надо отметить, что мы нашли, что сделать с этой флягой, и на базовом
аэродроме. Не пропал спирт, не пропал...

Какие удивительные бывают карьеры...
О наших "парашютистах".

В каждом полку есть начальник ПД и АСС. Обычно это
летчик, или штурман, фанат парашютных прыжков, у которого
не сложилась летная карьера. Они мучают летный состав зачетами,
тренажами, и парашютными прыжками. В принципе, достаточно
безобидные люди, постоянно находящиеся на своих сборах по ПСО,
прыжкам, и выживанию. Но у нас в ВВС ТОФ все, не как у людей.
Вот и начальником ПД и АСС ВВС ТОФ стал метеоролог. Сначала
он просто служил метеорологом в спасательной АЭ, потом его "замучала"
эта трудная служба, начал он её разнообразить. То в НПСК запишется,
то в ПДГ, с парашютом стал прыгать, в воду лазить... Командование
АЭ сначала не вникало в происходящее, и упустило момент, когда он успел
наладить связи с ВВС-овскими начальниками. Какие связи, сами понимаете,
то красная рыбешка в "гидрокостюм попадется", то спирт после регламента
"останется". Ничего метеоролог не выкидывал, все в вышестоящий штаб
отправлял, мол, там, наверху, разберутся. Там и разобрались, назначили
начальником ПД и АСС спасательной АЭ. И стал метеоролог ходить в
самодельном "комбезе", пошитом из обрывков парашютов и парашютных
сумок, весь в наклейках и нашивках, на людей покрикивать, и командиру АЭ
"подсказывать". Спасательную АЭ вскорости "разогнали", и очутился этот
специалист в ВВС ТОФ, а через некоторое время и стал начальником ПД и
АСС ВВС ТОФ.
Начальником БП у нас в ВВС был генерал. Хороший генерал, комдивом был,
две Академии окончил, но служба не пошла. Причину объяснять не буду, многим хорошим людям эта причина помешала в службе, вы её все знаете.
Вот как-то "звенит" мне "Ильич", и говорит, - "Я ПДС-ника на побывку к вам
отпустил, третий день найти его не могу, если попадется, возьми его за шкирку, и засунь в самолет, он мне здесь нужен". Информацию я принял, но розыск организовывать не стал, знал, что этот парашютист-метеоролог скоро сам себя проявит. Предчувствия меня не обманули.
Позвонил ОД, попросил зайти на КП. Захожу. А там парашютист в "комбезе", с
запахом, пытается драть моего начальника КП за плохую организацию ПСО.
Взял я этого специалиста под ручку, завел в кабинет, и ласково спросил, что это он делает в моем штабе? И тут я узнал, что прибыл представитель вышестоящего штаба с проверкой, результатами проверки недоволен, сейчас он проверит документацию, и акт проверки доложит аж самому Командующему. Спрашиваю, а план проверки, утвержденный Командующим, и подписанный нач. БП есть?
А что это он проверку проводит в странной форме одежды, без головного убора, и почему экономит на жевательной резинке и "темных очках от запаха"?
Такие "наглые" вопросы до глубины души потрясли представителя ВВС ТОФ,
побежал он в кабинет командира правду искать, да не сложилось, уехал командир.
Стал он тогда за телефоны хвататься, типа, в ВВС позвонить, да кто же ему позволит мои телефоны использовать? Ну, я не стал больше его развлекать, сказал, что все я знаю и понимаю, что этой "проверкой" он перед "Ильичем" оправдаться хочет за задержку, что самолет завтра, в списки я его запишу, а в штаб больше не пущу.
И пригласил дежурного по штабу, попросил проводить подполковника, и в штаб больше не пускать, здесь не штаб ВВС, нечего ему тут "с запахом" разгуливать.
Долго он потом в штабе ВВС на меня жаловался, пока ему "Ильич" "по шее не
треснул".

Всякая ерунда (Безмв) / Проза.ру

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале: https://dzen.ru/suite/0cb61be6-f35a-43d5-a6de-cae853a2ec5f