Осенью 2021 г. «Ньюкасл Юнайтед» продали Суверенному фонду Саудовской Аравии (PIF) за 358 млн евро. Фактически в тот момент клуб стал самым богатым в мире – тогда PIF контролировал активы на $500 млрд, а к концу прошлого года сумма выросла до $913 млрд. Ожидаемо, клуб начал тратить большие суммы на трансферном рынке – 471 млн евро за три года.
Вместе с усилениями пришли и результаты. Подхватив команду на предпоследнем месте, новое руководство назначило главным тренером британца Эдди Хау, и на следующий сезон команда финишировала в четверке лидеров. Это был большой успех: «Ньюкасл» лишь второй раз в истории вышел в групповой этап Лиги чемпионов (первый был в 1997 г.). Правда, до плей-офф не дошли.
По итогам минувшего сезона клуб снова сыграет в Лиге чемпионов благодаря пятому месту в Английской премьер-лиге (АПЛ). Еще один успех – победа в Кубке английской лиги в марте этого года – это первый трофей клуба за 70 лет, причем в финале обыграли «Ливерпуль» (2:1).
Положительная динамика на лицо, но фанаты ждут следующего шага. В 2021 г. новое руководство обещало победу в АПЛ через 5-10 лет, но до этого пока далеко. «Ньюкасл» располагает практически бесконечными ресурсами благодаря PIF, но работает в ограниченном режиме. Финансовый фейр-плей (ФФП), правила рентабельности и устойчивого развития (PSR), отставание по доходам от грандов, уход ключевых фигур в руководстве – все это замедляет трансформацию «Ньюкасла» в топ-клуб.
Это трансферное окно выявило дополнительные трудности. Клуб не смог подписать ряд игроков из шорт-листа и потерял лучшего игрока команды, которого обещал не отпускать: под закрытие окна шведский форвард Александер Исак ушел в «Ливерпуль» за рекордные для Англии 125 млн фунтов. Это событие не только повлияло на силу команды, но и поставило под сомнения амбиции и репутацию клуба. Подробнее – в материале «Ведомости. Спорта»
Лето без директоров и упущенные трансферные цели
В августе пользователи соцсетей в шутку переименовали «Ньюкасл» в «ФК Отказ». Летом «Ньюкасл» сделал предложения по многим игрокам, но много часто получал отказ. Дин Хейсен ушел в «Реал», Лиам Делап и Жоао Педро – в «Челси», Брайан Мбемо и Беньямин Шешко – в «МЮ», Уго Экитике и Джованни Леони – в «Ливерпуль», Джеймс Траффорд – в «Ман Сити».
И если выбор игроков в пользу «Реала», «Ливерпуля» и «Сити» вопросов не вызывает, то «Челси» в последние годы показывает результаты наравне с «Ньюкаслом», а «МЮ» и вовсе находится в кризисе. Но у этих клубов есть нефутбольные преимущества – имидж победителей, статус исторических грандов и расположение в крупном городе. Например, Жоао Педро назвал Лондон одной из причин перехода в «Челси», а Мбемо поверил в проект «МЮ» больше, чем в перспективы «Ньюкасла». У клуба пока не получается убеждать звезд перейти в их команду.
Другая причина – срочный уход спортивного директора. В конце мая Пол Митчелл, занимавший эту должность меньше года, сообщил о сложении полномочий 30 июня, хотя изначально его отставка планировалась на конец лета. Эта неожиданность поставила под угрозу сделки, над которыми клуб работал не один год, а вместо Митчелла в качестве исполняющего обязанности поставили Энди Хоу, племянника главного тренера, до этого работавшего в селекционном отделе.
Параллельно с этим клуб потерял исполнительного директора – еще в сентябре «Ньюкасл» объявил, что у Даррена Илса рак крови и вскоре он покинет клуб. Изначально рассчитывалось, что Илс сможет проработать до прихода преемника, но ближе к лету эта ситуация изменилась. Клуб вовремя не нашел замену исполнительному директору и не смог удержать спортивного директора до оговоренного срока и остался без двух управленцев в разгар трансферного окна – ситуация, которую трудно представить в топ-клубе.
Собранному наспех спортивному блоку «Ньюкасла» удалось закрыть несколько проблемных позиций, пусть и не первыми кандидатами. Энтони Эланга пришел из «Ноттингема», Джейкоба Рэмзи купили из «Астон Виллы», Малик Тшау прилетел из «Милана».
Сага Александера Исака и треснувшие амбиции
Огромным ударом по клубу стал уход Исака в «Ливерпуль». Несмотря на рекордную сумму, клуб потерял лучшего бомбардира и ключевого игрока команды, которого не собирался отпускать месяцами. В «Ньюкасле» утверждали, что швед не продается, но к концу лета все резко изменилось.
Александер приехал в клуб из «Реал Сосьедада» в августе 2022 г. за 77 млн евро. В первом сезоне швед забил 11 раз – неплохой результат, но именно два последующих сезона сделали его суперзвездой. 52 голевых действия за 64 игры в АПЛ – мощнейшая статистика. В прошлом сезоне только Салах был результативнее Исака.
По данным британских медиа, прошлой весной, став важнейшим игроком команды, Исак запросил повышение зарплаты. Тогда исполнительным директором «Ньюкасла» была Аманда Стейвли – одно из главных лиц с момента прихода саудовских владельцев в 2021 г. Она помогла в организации самой сделки, а затем три года управляла операционными процессами и наладила отношения руководства и команды.
Она пообещала Исаку, что его контракт будет улучшен, но летом потеряла должность и уже не могла исполнить обещание. А назначенный на пост спортивного директора Пол Митчелл и вовсе убедил саудовских боссов принципиально не повышать зарплату Исаку, чей контракт истекал только в 2028 г. Тогда в клубе еще были проблемы с PSR, поэтому летнее трансферное окно они провели очень скромно, даже выйдя в плюс на 20 млн евро.
По всей видимости, тот момент стал поворотным и определил желание нападающего покинуть клуб. В мае текущего года Александер сообщил об этом руководству. В ответ «Ньюкасл» выразил готовность сделать форварда самым высокооплачиваемым игроком в истории клуба, но было поздно.
В июле «Ливерпуль» перехватил у «Ньюкасла» Уго Экитике из «Айнтрахта», и через несколько дней после этой сделки Исак отказался тренироваться с командой. 19 августа швед опубликовал в своих соцсетях сообщение, в котором заявил о желании уйти. «Я долго молчал, пока другие говорили. Это молчание позволило людям выдвигать свои версии событий, хотя они и знают, что они не отражают того, что было сказано и согласовано за закрытыми дверями. Реальность такова, что обещания были даны, и клуб давно знает мою позицию. Делать вид, будто эти проблемы возникли только сейчас, это обман. Когда обещания нарушены и доверие потеряно, отношения не могут продолжаться», – написал Исак.
Через несколько часов «Ньюкасл» выпустил ответ на это заявление, в котором сообщил, что не давал никаких обязательств о продаже игрока этим летом и не ожидает, что требуемые условия для этой продажи будут соблюдены. Тем не менее это письмо не закрывало потенциальные переговоры.
В середине августа саудовское руководство из PIF прилетало к Исаку домой с целью убедить его остаться – безрезультатно.
В последнюю неделю лета резко участились новости о переговорах «Ньюкасла» о покупке двух нападающих. Клуб остановился на Нике Вольтемаде из «Штутгарта» и Йоане Висса из «Брентфорда». В итоге клуб купил обоих – Ника за 85 млн евро, Йоана за 57 млн. Трансферы произошли 30 августа и 1 сентября, «Ньюкасл» очень спешил. По данным Sky Sports, Висса зарегистрировали за 30 секунд до закрытия трансферного окна.
1 сентября состоялся и трансфер Исака. То, что месяцами озвучивалось «Ньюкаслом», как невозможное, случилось. Вот что в марте отвечал исполнительный директор Даррен Илс на вопрос о потенциальной продаже игрока: «Как вы знаете, наше руководство амбициозно и хочет лучшего для клуба. С этой точки зрения было бы безумно даже рассмотреть это. У нас есть амбиции быть топ-клубом, так что нас чуть раздражает, потому что на нас будто смотрят сверху вниз и легко прицениваются к нашим игрокам. А реальность такова, что все наши игроки на длительных контрактах. Они привержены идее быть в клубе. Мы не собираемся прощаться ни с одним игроком».
В итоге клубу не хватило амбиций и ресурсов сохранить своего лучшего игрока. «Ньюкасл» обвинял «Ливерпуль» в попытке дестабилизировать ситуацию в команде, и в конце концов продал ему своего лучшего бомбардира. А на замену в панике подписал безусловно талантливых, но сильно уступающих по качеству игроков. Особенно это касается Вольтемаде. Ему 23 года, но он провел только один сезон в Бундеслиге, в котором забил 12 мячей. Год назад «Штутгарт» подписал его бесплатно, а теперь продал за 85 млн евро.
«Ньюкасл» обладает огромными финансами, но ими невозможно закрыть все проблемы клуба. Поэтому, появление седьмого топ-клуба в Англии пока откладывается.
Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram
Читайте также:
ФИФА обновила соглашение с одним из ключевых спонсоров накануне ЧМ-2026