Найти в Дзене
Культовая История

Почему затонул MV Derbyshire?

Оглавление
Модель судна «Инглиш Бридж»
Модель судна «Инглиш Бридж»

Всего через четыре года после спуска на воду сухогруз MV Derbyshire стал крупнейшим британским торговым судном, когда-либо потерянным в море. Дальнейшие события растянулись на десятилетия, но в конечном итоге именно эта катастрофа стала поворотным моментом в вопросах безопасности балкеров. Сегодня они всё ещё тонут, но уже далеко не так часто, как в 1980 году, главным образом благодаря рекомендациям итогового расследования.

Гибель MV Derbyshire

Derbyshire относился к так называемым «комбинированным» грузовым судам, одному из шести кораблей класса «Bridge», предназначенных для перевозки руды, навалочных грузов или нефти.

Его водоизмещение составляло 91 665 регистровых тонн. Длина корпуса — 294 метра, ширина — 44 метра, осадка — 18,44 метра. Построенный на верфи Swan Hunter на реке Тис близ Ньюкасла и зарегистрированный в Ливерпуле, корабль был спущен на воду в 1976 году и вошёл в строй в июне того же года.

Британское судостроение имело давнюю репутацию высокого качества, и Ллойдовский регистр классифицировал Derbyshire как A1 — высшую категорию для торговых судов. На борту находился опытный капитан и команда. Всего плыли 44 человека, включая двух жён членов экипажа.

9 сентября 1980 года Derbyshire перевозил 157 446 метрических тонн железной руды из Канады в Японию и уже приближался к завершению рейса, когда его настиг тайфун «Орхид». Последнее сообщение с судна упоминало сильный тропический шторм, но сигнала бедствия не поступило. Корабль либо затонул очень быстро, либо потерял возможность выйти на связь.

«Тайфун» — это азиатское название урагана или циклона. Сильные ветры и дожди вращаются вокруг центрального «глаза», а такие штормы классифицируются от «тропического шторма» до 5-й категории — самой высокой из применяемых ныне.

Подобные бури имеют свой сезон — конец лета и осень. Их можно отслеживать с помощью спутников и специальных самолётов, но траектория может быть непредсказуемой, а также существует риск встреч с «блуждающими волнами».

Последняя известная позиция Derbyshire — примерно 370 километров к юго-востоку от Окинавы.

Изначально считалось, что судно стало жертвой стихии, как и многие другие. Однако вскоре выяснилось, что всё было сложнее. Derbyshire был одним из шести судов одного проекта, и когда на других выявились серьёзные конструктивные проблемы, семьи погибших начали кампанию за установление истины.

Суда-сёстры

Есть пословица: «Один раз — случайность, дважды — совпадение, трижды — закономерность».

  • В 1982 году сестринский корабль MV Tyne Bridge попал в сильный шторм в Северном море. Судно выжило, но при осмотре выяснилось, что в районе шпангоута № 65 начала трескаться палубная обшивка. Другие суда этого класса также показали признаки потенциальных трещин. Tyne Bridge вернулся в строй, но вскоре получил новые повреждения и был списан в 1987 году.
  • Тем временем инспектор судов Питер Ридъярд, отец четвёртого инженера Derbyshire, стал собирать сведения о трещинах. В июне 1985 года временный отчёт Министерства транспорта Великобритании также упоминал эти повреждения, но в итоговом отчёте, опубликованном через девять месяцев, эта информация исчезла.
  • В ноябре 1986 года экипаж другого корабля-сестры, Kowloon Bridge (первоначальное название — English Bridge), заметил трещины на палубе в районе всё того же шпангоута № 65. Потеряв руль, судно село на мель у побережья Ирландии и раскололось пополам.

Если Derbyshire затонул из-за подобных трещин, то это бросало тень на судостроителей и операторов.

Дальнейшие расследования

После гибели Kowloon Bridge правительство Великобритании согласилось провести официальное расследование обстоятельств потери Derbyshire.

Оно началось в октябре 1987 года и продолжалось шесть месяцев. В итоговом отчёте, опубликованном 18 января 1989 года, говорилось, что судно «вероятно, было сметено тайфуном „Орхид“ в ночь с 9 на 10 сентября 1980 года», и делался вывод: «имеющиеся доказательства не позволяют сделать другие выводы».

Понятно, что семьи жертв остались разочарованы и насторожены. В отчёте не было упоминания о возможной слабости шпангоута № 65, вызвавшей серьёзные проблемы у двух сестринских кораблей. Родственники требовали подводного обследования, но им отвечали, что местоположение обломков неизвестно, а подходящей технологии нет.

В 1990 году началась кампания с поддержкой профсоюзов моряков, телеканала Tyne Tees Television и депутата от Ливерпуля Эдди Лойдена. Университет Брунеля представил исследование, показывающее, что роль шпангоута № 65 была серьёзно недооценена. Вышла книга A Ship Too Far о Derbyshire.

Поиск обломков

Чтобы что-то найти, начинают с последнего известного места.

29 мая 1994 года американская компания Oceaneering Technology, финансируемая Международной транспортной федерацией, направила поисковое судно Shin Kai Maru в район, где после катастрофы наблюдали нефтяные пятна. Уже через 23 часа были обнаружены обломки на глубине 4200 метров.

С помощью бокового гидролокатора, а затем глубоководного аппарата Magellan 925 было подтверждено, что это Derbyshire. Вслед за этим правительство Великобритании и ЕС профинансировали ещё одну экспедицию. Было сделано 125 774 фотографии. Спустя 11 месяцев было объявлено, что крышка одного из носовых люков была не закреплена. Вода начала заливать трюм, нос опустился, и вскоре затопило другие отсеки.

Если бы это было правдой, виноватым мог быть признан экипаж. Но 5 апреля 2000 года эксперты опровергли эту версию и доказали, что на самом деле воздушные трубы на носовой палубе были повреждены волнами, и это привело к разрушению люка, который был закрыт должным образом. Вода прорвалась внутрь, и судно пошло ко дну очень быстро.

Интересно, что шпангоут № 65 в гибели Derbyshire в итоге не сыграл роли.

Итог

Если долго задавать вопрос «почему?», как в детстве, можно рано или поздно докопаться до истины. Она может оказаться неожиданной и даже нежелательной, но должна соответствовать всем фактам.

Наконец, семьи погибших получили ответы. Многие из них, обладая опытом и связями, до сих пор консультируют в вопросах морской безопасности.

15 сентября 2018 года в Ливерпуле был открыт мемориальный сад в память о жертвах Derbyshire.

Хорошо, что семьи наконец получили полное объяснение этой трагедии. Но остаётся один открытый вопрос: почему британское правительство так неохотно шло на полноценное расследование? Возможно, политиков сдерживал страх потерять заказы на суда и рабочие места.

Может быть, дело и в неизвестности места крушения и ограниченных технологиях. Но прошло всего пять лет после этих заявлений — и первая же организованная экспедиция нашла Derbyshire очень быстро. На этом можно поставить точку, хотя возможные ответы вполне очевидны.