Всего через четыре года после спуска на воду сухогруз MV Derbyshire стал крупнейшим британским торговым судном, когда-либо потерянным в море. Дальнейшие события растянулись на десятилетия, но в конечном итоге именно эта катастрофа стала поворотным моментом в вопросах безопасности балкеров. Сегодня они всё ещё тонут, но уже далеко не так часто, как в 1980 году, главным образом благодаря рекомендациям итогового расследования.
Гибель MV Derbyshire
Derbyshire относился к так называемым «комбинированным» грузовым судам, одному из шести кораблей класса «Bridge», предназначенных для перевозки руды, навалочных грузов или нефти.
Его водоизмещение составляло 91 665 регистровых тонн. Длина корпуса — 294 метра, ширина — 44 метра, осадка — 18,44 метра. Построенный на верфи Swan Hunter на реке Тис близ Ньюкасла и зарегистрированный в Ливерпуле, корабль был спущен на воду в 1976 году и вошёл в строй в июне того же года.
Британское судостроение имело давнюю репутацию высокого качества, и Ллойдовский регистр классифицировал Derbyshire как A1 — высшую категорию для торговых судов. На борту находился опытный капитан и команда. Всего плыли 44 человека, включая двух жён членов экипажа.
9 сентября 1980 года Derbyshire перевозил 157 446 метрических тонн железной руды из Канады в Японию и уже приближался к завершению рейса, когда его настиг тайфун «Орхид». Последнее сообщение с судна упоминало сильный тропический шторм, но сигнала бедствия не поступило. Корабль либо затонул очень быстро, либо потерял возможность выйти на связь.
«Тайфун» — это азиатское название урагана или циклона. Сильные ветры и дожди вращаются вокруг центрального «глаза», а такие штормы классифицируются от «тропического шторма» до 5-й категории — самой высокой из применяемых ныне.
Подобные бури имеют свой сезон — конец лета и осень. Их можно отслеживать с помощью спутников и специальных самолётов, но траектория может быть непредсказуемой, а также существует риск встреч с «блуждающими волнами».
Последняя известная позиция Derbyshire — примерно 370 километров к юго-востоку от Окинавы.
Изначально считалось, что судно стало жертвой стихии, как и многие другие. Однако вскоре выяснилось, что всё было сложнее. Derbyshire был одним из шести судов одного проекта, и когда на других выявились серьёзные конструктивные проблемы, семьи погибших начали кампанию за установление истины.
Суда-сёстры
Есть пословица: «Один раз — случайность, дважды — совпадение, трижды — закономерность».
- В 1982 году сестринский корабль MV Tyne Bridge попал в сильный шторм в Северном море. Судно выжило, но при осмотре выяснилось, что в районе шпангоута № 65 начала трескаться палубная обшивка. Другие суда этого класса также показали признаки потенциальных трещин. Tyne Bridge вернулся в строй, но вскоре получил новые повреждения и был списан в 1987 году.
- Тем временем инспектор судов Питер Ридъярд, отец четвёртого инженера Derbyshire, стал собирать сведения о трещинах. В июне 1985 года временный отчёт Министерства транспорта Великобритании также упоминал эти повреждения, но в итоговом отчёте, опубликованном через девять месяцев, эта информация исчезла.
- В ноябре 1986 года экипаж другого корабля-сестры, Kowloon Bridge (первоначальное название — English Bridge), заметил трещины на палубе в районе всё того же шпангоута № 65. Потеряв руль, судно село на мель у побережья Ирландии и раскололось пополам.
Если Derbyshire затонул из-за подобных трещин, то это бросало тень на судостроителей и операторов.
Дальнейшие расследования
После гибели Kowloon Bridge правительство Великобритании согласилось провести официальное расследование обстоятельств потери Derbyshire.
Оно началось в октябре 1987 года и продолжалось шесть месяцев. В итоговом отчёте, опубликованном 18 января 1989 года, говорилось, что судно «вероятно, было сметено тайфуном „Орхид“ в ночь с 9 на 10 сентября 1980 года», и делался вывод: «имеющиеся доказательства не позволяют сделать другие выводы».
Понятно, что семьи жертв остались разочарованы и насторожены. В отчёте не было упоминания о возможной слабости шпангоута № 65, вызвавшей серьёзные проблемы у двух сестринских кораблей. Родственники требовали подводного обследования, но им отвечали, что местоположение обломков неизвестно, а подходящей технологии нет.
В 1990 году началась кампания с поддержкой профсоюзов моряков, телеканала Tyne Tees Television и депутата от Ливерпуля Эдди Лойдена. Университет Брунеля представил исследование, показывающее, что роль шпангоута № 65 была серьёзно недооценена. Вышла книга A Ship Too Far о Derbyshire.
Поиск обломков
Чтобы что-то найти, начинают с последнего известного места.
29 мая 1994 года американская компания Oceaneering Technology, финансируемая Международной транспортной федерацией, направила поисковое судно Shin Kai Maru в район, где после катастрофы наблюдали нефтяные пятна. Уже через 23 часа были обнаружены обломки на глубине 4200 метров.
С помощью бокового гидролокатора, а затем глубоководного аппарата Magellan 925 было подтверждено, что это Derbyshire. Вслед за этим правительство Великобритании и ЕС профинансировали ещё одну экспедицию. Было сделано 125 774 фотографии. Спустя 11 месяцев было объявлено, что крышка одного из носовых люков была не закреплена. Вода начала заливать трюм, нос опустился, и вскоре затопило другие отсеки.
Если бы это было правдой, виноватым мог быть признан экипаж. Но 5 апреля 2000 года эксперты опровергли эту версию и доказали, что на самом деле воздушные трубы на носовой палубе были повреждены волнами, и это привело к разрушению люка, который был закрыт должным образом. Вода прорвалась внутрь, и судно пошло ко дну очень быстро.
Интересно, что шпангоут № 65 в гибели Derbyshire в итоге не сыграл роли.
Итог
Если долго задавать вопрос «почему?», как в детстве, можно рано или поздно докопаться до истины. Она может оказаться неожиданной и даже нежелательной, но должна соответствовать всем фактам.
Наконец, семьи погибших получили ответы. Многие из них, обладая опытом и связями, до сих пор консультируют в вопросах морской безопасности.
15 сентября 2018 года в Ливерпуле был открыт мемориальный сад в память о жертвах Derbyshire.
Хорошо, что семьи наконец получили полное объяснение этой трагедии. Но остаётся один открытый вопрос: почему британское правительство так неохотно шло на полноценное расследование? Возможно, политиков сдерживал страх потерять заказы на суда и рабочие места.
Может быть, дело и в неизвестности места крушения и ограниченных технологиях. Но прошло всего пять лет после этих заявлений — и первая же организованная экспедиция нашла Derbyshire очень быстро. На этом можно поставить точку, хотя возможные ответы вполне очевидны.