О поврежденном моральном камертоне – обозреватель «Абзаца» Дмитрий Попов.
На околокультурном фронте опять разразилась битва. Екатерина Мизулина со своей Лигой безопасного интернета бросилась в атаку на певца Егора Крида: устроил, мол, «голую» вечеринку на сцене «Лужников». А на концерте были дети. Тот – контратаковал. С обеих сторон подтянулась тяжелая артиллерия из артистов и депутатов. Жуть, конечно. Но польза есть.
Причина скандала банальна. У Крида был концерт. Со слегка одетыми девушками на подтанцовке. С одной (но это не точно) он страстно целовался на сцене, и все это транслировалось на огромный экран. Концерт был заявлен как 12+.
Екатерина Мизулина возмутилась – в ее организацию якобы пришли тысячи писем от негодующих родителей подростков, которые были «шокированы тем, что их детям пришлось пережить от увиденного на сцене». Ну и дальше обычное: «Так реализуется указ президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»? Как такое возможно на одной из главных концертных площадок страны?»
И конечно, она заявила, что лига направит обращение в СК и Генеральную прокуратуру и возмущенные родители тоже туда напишут.
Крид ответил: мол, сама такая, на всю страну с SHAMAN целуешься, чужую семью разрушила.
Тут он, может, неправ по форме, но прав по содержанию. Я не хочу смотреть видео с целующейся Мизулиной, но они попадаются в каналах, потому что сама Мизулина выставила свою жизнь на всеобщее обозрение. Тайком ее лобызания никто не снимал. Фальшивит, так-то, моральный камертон.
К негодующим родителям подростков тоже есть вопросы. Я Крида не слушал, но на фоне скандала тексты песен почитал. И теперь точно слушать не буду. А что мешало родителям, если дитятко на концерт тянет, сделать то же самое? И точно ли полуголые девицы на сцене и изображения страсти на экране шокировали подростков, если они уже знали творчество, извините, Крида?
Упор в претензиях к концерту делают на возрастной маркировке 12+. Но и здесь есть нюансы. По закону «классификация осуществляется производителями и распространителями информационной продукции самостоятельно».
Вот решили организаторы концерта, что целующийся Крид на сцене – это нормально для детей от 12 лет, и соответствующую маркировку поставили. Закон не дает универсальной формулы для однозначного определения возрастной категории. И не может дать. Иначе придется описывать, например, допустимую длину юбок или разрешенные телодвижения.
Как промаркировать по возрасту скульптуру Огюста Родена «Вечная весна» (страстно целующиеся обнаженные мужчина и женщина) в Пушкинском музее? А если какой-нибудь родитель негодовать в музее начнет, что ребенок был шокирован увиденным? В СК напишет, в Генпрокуратуру. Так можно до абсурда дойти.
Невозможно законодательно прописать и забюрократизировать абсолютно все до мельчайших деталей. Особенно в вопросах морали и нравственности.
Здоровое общество на то и здоровое, что в нем не нужно указывать, например, организаторам концерта Крида, какое возрастное ограничение ставить. Потому что они это сами понимают, потому что есть устоявшиеся в обществе границы дозволенного.
Увы, но у нас эти границы были разрушены вакханалией 90-х. А потому скандалы типа Мизулина vs Крид неизбежны. Но по большому счету они и полезны. Так гражданское общество само и формирует в себе представления о том, что хорошо, а что плохо.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.