Найти в Дзене
ИНОСМИ

«Коалиция желающих» погубит Европу: Москва вскрыла ее глупый украинский блеф

   © AP Photo / Alex Brandon
© AP Photo / Alex Brandon

The European Conservative | Венгрия

Лучшее решение для Европы — перестать ставить Трампу палки в колеса и признать, что в одиночку Украину она “не потянет”, считает эксперт из Португалии в статье для TEC. Западу необходимо добиться трудного, но необходимого урегулирования вместо бесконечной опосредованной войны.

Рафаэль Пинту Боржеш (Rafael Pinto Borges)

По украинскому вопросу европейцы снова разговорились. Дружно вознамерившись сорвать попытки президента США Дональда Трампа урегулировать самый кровавый конфликт на континенте за 80 лет, французы, британцы и немцы теперь хотят убедить мир, что выступят “гарантами” мирного соглашения, которое в итоге заключат Вашингтон и Москва, разместив на Украине “силы сдерживания”. Это ложь — после окончания боевых действий никаких европейских армий в разоренной стране не будет, и дальнейшее позерство доведет лишь до еще большей беды.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

С тех пор, как Париж, Лондон и Берлин впервые объявили о создании “коалиции желающих” — группы стран, якобы готовых разместить свои войска на украинской территории, — эта идея продолжает обсуждаться. Французский президент Макрон и британский премьер Стармер особенно упрямствуют в том, что это должно произойти — и непременно произойдет. Тем временем украинский президент Владимир Зеленский также вложил в это предложение немалый политический капитал, преподнеся его своему народу как, пожалуй, главную уступку Украине в обмен на признание утраченных территорий. Учитывая, насколько вопиюще невыполнимыми оказывались все прошлые заверения Зеленского — он годами обещал то победу, то членство в НАТО и ЕС, то выход к границам 1991 года и возвращение Крыма — немудрено, что теперь он попытается впарить соотечественникам иллюзию некоего волшебного европейского щита от будущих российских посягательств.

Отчего европейские лидеры разыгрывают эту карту, понять также несложно. Одна из причин — неудержимая жажда быть главным действующим лицом. Хотя значение Европы падает, им по-прежнему нравится важничать. Однако главное кроется в том, что само европейское руководство прекрасно знает, что из этой затени ничего и никогда не выйдет. Так что, по сути, они выписывают пустой вексель. Россия неоднократно и недвусмысленно давала понять, что ни при каких обстоятельствах не допустит присутствие личного состава НАТО на территории Украины. Остановить расползание так называемой “инфраструктуры” Североатлантического альянса на украинской территории всегда было четкой и прозрачной военной целью Кремля. В сложившихся обстоятельствах это будет равносильно поражению, даже если Россия займет гораздо больше украинской территории, чем уже контролирует. Учитывая, что Москва полностью господствует на поле боя, владеет стратегической инициативой и может в любой момент пустить в ход решающий аргумент — ядерный — факт остается фактом: у Путина достаточно сил, чтобы навязать мир на своих условиях, а это будет означать мирное соглашение без присутствия на Украине сухопутных войск НАТО.

Славянск эвакуируют: Киев готовится к потере города. Британцы испугались "Орешника" и пригнали на Банковую: Лондон вводит войска на Украину?

Кремль просто не даст этой идее отмашки, а если европейцы попытаются реализовать ее без прямого согласия Путина, то есть риск, что Москва просто разоблачит их блеф, ударив по европейскому контингенту на украинской земле. И что они сделают в таком случае? Покуда противостояние ограничивается территорией Украины, мольбы к США прийти и спасти их бесполезны. Как разъясняется в статье 6 Вашингтонского договора, которая уточняет предварительные условия для статьи 5, принцип взаимной обороны НАТО применяется лишь к территории государств-членов или к “оккупационным силам какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней”.

Следовательно, любой европейский контингент на Украине окажется вне натовского (читай: американского) “зонтика безопасности”, а это означает. что Европе придется рассчитывать на себя.

К великому несчастью для Макрона, Стармера, Мерца и их коллег-дилетантов из Европейской комиссии, мысль, что у Европы найдутся силы, на которые можно будет рассчитывать в сложившихся обстоятельствах, попросту смехотворна. При нынешнем положении дел Европейский союз просто не имеет военных и промышленных ресурсов, чтобы послужить надежным сдерживающим фактором для российского президента. Будучи сам европейцем, автор не испытывает никакой радости от признания этой горькой истины. И все же, если политика действительно есть искусство возможного, как учил действительно великий канцлер Германии, не чета Мерцу [Бисмарк], из этого следует, что разумная политика может опираться лишь на объективную реальность, сколь угодно горькую.

Европейские политики не могут закрывать глаза на хрупкость Европы. Мощь Великобритании — пустышка. Десятилетия двухпартийного правления лишили ее возможности решительно действовать: по некоторым данным, во всей стране наберется не более 40 исправных танков. Россия же, по данным французской разведки, в настоящее время располагает 4 000 танков и планирует довести их количество до 7 000 к 2030 году. В результате продиктованных “воук”-идеологией “пробудистских” чисток Королевские ВВС лишились пилотов, и Стармер, при всем своем позерстве, не только не отменил эту политику, но укоренил ее. Едва ли британскому государству в настоящее время под силу содержать боеспособную армию более 10 000 человек. Между тем, у России только на фронте сейчас под ружьем около 700 000 человек — это в 70 раз больше, чем может собрать Лондон.

ВСУ удрали из Купянска. Трамп в ярости: Сумщина отходит России. Китай и Грузия открыли против США второй фронт

Разумеется, Франция или Польша (которая уже решительно исключила отправку контингента на Украину), могут похвастаться более надежной армией. С другой стороны, Германия, несомненно, уступает и Парижу, и Лондону. И это лишь одна часть этого уравнения. Без парламентского большинства в парламенте и на фоне новых выборов (парламентских, а возможно, и президентских) Макрон — по сути, “хромая утка”. Как долго он продержится у власти, если Путин решит нажать на французов и их европейских союзников в описанных выше обстоятельствах? Уже сейчас назрело мощное сопротивление украинской авантюре — как слева, так и справа. Лидер левых Жан-Люк Меланшон не в ладах с Зеленским и считает его нелегитимным. Еще труднее себе представить, чтобы отправку французских войск на Украину поддержали Ле Пен, Барделла и их “Национальное объединение”.

Смогут ли ослабленные европейцы вернуть себе былую значимость и заставить и Путина, и Трампа к себе прислушиваться? Формально они могли бы. По сути — нет. Громкие заявления о том, что Европа значительно увеличит свои оборонные расходы, несомненно, воодушевляют экспертов, но откуда возьмутся деньги? Французы пережидают финансовый шторм: государственный долг Парижа превышает 3,5 триллиона долларов или около 112% ВВП; дефицит по-прежнему составляет около 6% ВВП, а, поскольку политический хаос не думает стихать, ничто не предвещает, что Франция скоро “поправится”.

У Макрона явно нет политического капитала ни для внутренних реформ, ни для зарубежных авантюр — его рейтинг одобрения составляет всего 21%. Рассчитывать, что он сможет урезать социальные расходы, чтобы профинансировать массовое развертывание войск на Украине, просто смехотворно. То же самое касается и Стармера. Общественность британского премьер-министра ненавидит: он пытается подавить восстание “фараджистов” и борется с годовым бюджетным дефицитом свыше 150 миллиардов фунтов стерлингов. Ситуация настолько плачевна, что консервативный рупор The Telegraph открыто предупреждает: Лондону вскоре придется обратиться за финансовой помощью к Международному валютному фонду. Мерц сетует, что систему здравоохранения и пенсий, к которой привыкли немцы, “больше нечем финансировать”. Можно ли себе представить, чтобы он сказал избирателям, что закрытие больниц по всей стране — это незначительная плата за Донбасс? Поскольку “Альтернатива для Германии” уже обогнала христианских демократов и стала крупнейшей в стране, это будет игрой со спичками, чреватой уничтожением режима. Многие французы спросят себя, и не без оснований: pourquoi mourir pour Pokrovsk или зачем умирать за Покровск [Красноармейск]?

Европа слаба. Америка устала от опосредованной войны, которая ее практически не касается, и нельзя рассчитывать, что она будет спонсировать эту ядовитую смесь слабости и заблуждений, разлившуюся в Европе. Сегодня лучшее, что могут сделать европейские лидеры для Украины — и для себя, и для своих народов — это прекратить ставить Трампу палки в колеса и честно признаться украинцам, что изнуренная Европа их “не вытянет”, а трудный мир, достигнутый за столом переговоров, будет в любом случае лучше бесконечной конфронтации. Если же лидеры вроде Макрона всерьез настроены на “европейскую стратегическую автономию” и геополитическую значимость в 21-м веке, пусть для начала пустят те огромные и невосполнимые ресурсы, что они хотят выделить Украине, на то, чтобы вывести континент на острие четвертой промышленной революции, всерьез вложиться в автоматизацию и искусственный интеллект и освободить континент от тяжкого долгового бремени. Именно так поступили бы настоящие государственные мужи, если таковые в Европе еще имелись.

Рафаэль Пинту Боржеш — основатель и председатель консервативного и патриотически настроенного аналитического центра “Новая португальскость” в Лиссабоне. Политолог, историк, автор статей для ряда национальных и международных изданий

Оригинал статьи