Найти в Дзене

Что сулит грядущее будущее профессии диагност-автоэлектрик.

Что нам сулит грядущее будущее? Нейросети, нанороботы – может, искусственный интеллект захватит мир – Скайнет восстанет, и пойдет война на уничтожение человечества. Беспилотные автомобили, корабли и даже самолеты. Киборги, виртуальная реальность, генная инженерия – куда же катится этот бренный мир? Колесо сансары крутится, его невозможно остановить, и вот уже четвертая промышленная революция стоит на пороге человечества – умирают целые индустрии существующие на Земле сотни лет. Что же ждет нашу профессию – диагност-автоэлектрик, не станет ли она старой, изжившей себя и невостребованной уже в ближайшие 10лет. Канет ли слово чип-тюнинг в лету, как карбюрризация, жиклер и трамблер. Покорят ли Китайские колесницы нашу империю, что нам противопоставить против супостатов заморских и заокеанских. Давайте порассуждаем на эту тему с нашего исключительно непредвзятого и не экспертного, гаражного взгляда. Готовы, точно, уверены – вот я в вас не сомневался, знаете почему? - Потому что, вы у меня,

Что нам сулит грядущее будущее?

Нейросети, нанороботы – может, искусственный интеллект захватит мир – Скайнет восстанет, и пойдет война на уничтожение человечества.

Беспилотные автомобили, корабли и даже самолеты. Киборги, виртуальная реальность, генная инженерия – куда же катится этот бренный мир?

Колесо сансары крутится, его невозможно остановить, и вот уже четвертая промышленная революция стоит на пороге человечества – умирают целые индустрии существующие на Земле сотни лет.

Что же ждет нашу профессию – диагност-автоэлектрик, не станет ли она старой, изжившей себя и невостребованной уже в ближайшие 10лет.

Канет ли слово чип-тюнинг в лету, как карбюрризация, жиклер и трамблер.

Покорят ли Китайские колесницы нашу империю, что нам противопоставить против супостатов заморских и заокеанских.

Давайте порассуждаем на эту тему с нашего исключительно непредвзятого и не экспертного, гаражного взгляда.

Готовы, точно, уверены – вот я в вас не сомневался, знаете почему? - Потому что, вы у меня, самые лучшие. Погнали.

Реальность в гаражах.

Несмотря, на небывалый приток китайских автомобилей, которые вознамерились заместить абсолютно все бренды в нашей стране – автоэлектрик Иван, Петр, Серега и Леха по-прежнему с паяльником в зубах и контролькой в руках, неустанно чинят автомобили 15-ти летней давности.

Как не откроешь каналы самых именитых диагност-блогеров, что они там крутят, вертят, диагностирую, ремонтируют: Рено, Пежо, ВАГ, Япония и Корея и, в основном, все машины старше 10 лет.

Поговорив со многими диагностами и, учитывая свой личный опыт, вырисовывается следующая картина.

Первые пять лет автомобили иностранного производства, практически не ломаются и крайне редко требуют к себе внимания диагностов и уж тем более электриков – если только лампочку заменить ну или чем-то дооснастить.

- Таксистов и транспорт, который используется для коммерческих нужд мы не учитываем – там особый диагноз.

После пяти лет эксплуатации или пробега в добрую сотню, уже надо бы начать выворачивать свой карман и доставать оттуда свои кровно заработанные купюры, ну, или продать свою ласточку второму владельцу, наивно полагающему, что он перехитрил, всех и вся – и денег сэкономил и тачку классную прикупил. Короче, такие автомобили, хоть и не часто, но обращаются в автосервисы с самыми разнообразными поломками.

После 10 лет эксплуатации и ухода за своими любимыми или безальтернативными автомобилями - по формуле – машина любит уход – поставил и ушел: вы становитесь постоянными клиентами специалистов всех мастей: диагностов, электриков, механиков, мотористов, маляров, полировщиков и т.д.

Вы по-настоящему прочувствуете всю прелесть конструкции узлов и агрегатов и небывалых кордебалетов автоэлектрики и электроники.

Узнаете, как называются детали, из которых собрана ваша повозка и самыми излюбленными и вымученными словами, будут слова – как она меня …

Как я тебя понимаю!

После 15 лет эксплуатации, сменив нескольких владельцев и с десяток специалистов всех мастей, начинается возраст дожития, который длится еще 5 лет. Автосервисы и частники, с неохотой и на худой конец, берут такие автомобили в ремонт и еще как-то более-менее прогнозируемо можно их эксплуатировать, если, конечно, за это время пробег не перевалил тысяч эдак за 500.

Ну, а если, твоему автомобилю более 20 лет – это уже можно сказать музейный экспонат. Ты либо очень беден, либо несказанно богат, и этот автомобиль - твоя отдушина, мечта детства или просто – прелесть.

На такие автомобили, с трудом находятся желающие, покопаться в их внутренностях.

Потребуется смекалка, дар убеждения или смирение перед той суммой, которую тебе огласят за ремонт, чтобы найти того самого, кто не побоится замарать свои руки и все вокруг – проникнется и починит этот автомобиль.

Такая вот, друзья-товарищи, нехитрая статистика тех автомобилей, которые были выпущены, условно, с 2005 по 2020.

Вангуем.

Если, всерьез применить эту формулу, а она вполне разумна, за исключением может быть мегаполисов, но это не точно, можно, спрогнозировать, какие же автомобили к вам будут просится на ремонт и обслуживание в ближайшие годы.

Сейчас 2025г, а это значит, что, только-только начинают ломаться и доставлять неудобства своим владельцам, автомобили с 2015 по 2020г, а самые частые гости к диагностам-автоэлектрикам – это автомобили с 2005 по 2015г.

Естественно, все это очень усреднено, ведь факторов, влияющих на ресурс огромное количество, но, базово-то, это так.

Доживают, свою нелегкую жизнь, такие легендарные автомобили как: Форд Фокус 2, Шевроле Авео, Лачетти и Круз, Рено Логан первого поколения, неубиваемые японцы 2000-ых годов – Тойота Королла, Авенсис и Камри, Хонда СРВ, цивик и акорд, Мазда 3, Мазда 6, Ниссан Премьер и Кашкай.

Покорившие Российский рынок Хендай Акцент, Соната и Элантра первые поколения, Киа Рио 2 и Киа Церато тех же годов.

А сколько было немецких колесниц в почете и в каком количестве их неустанно покупали: Опель Астра Н, несметное количество ВАГОВ – влюбивших в себя целое поколение автолюбителей.

Сейчас, эти автомобили, начала 200-ых, покупают, самые ярые поклонники и ценители, а также, жаждущие прикоснутся хотя бы к праху этого великолепия, когда в автомобилях сохранялся индивидуализм и чарующая привлекательность.

Еще, их берут, глубоко убежденные, что вот тогда-то было настоящее Японское или Немецкое, Американское или Французское качество, хотя про Французов я погорячился.

Кто-то, сильно разочаровывается, кто-то упорно ремонтирует и изо всех сил не взирая ни на что, пытается их поддерживать в состоянии - на ходу.

Ориентироваться на эту категорию, будучи в здравом уме и в сознании не задурманенным не чьими чарами, я бы не стал, да в принципе, и не стал – если только, это не какой-нибудь состоятельный господин, который решил любой ценой восстановить сей автомобиль, тогда да, можно рассмотреть это совершенно не заманчивое предложение.

Автомобили иностранного производства, где-то с 2008 по 2015г – это, самые прибыльные автомобили для автосервисов. Они еще не являются музейными экспонатами, да и владельцы, как правило 2-ые или 3-и, еще имеют золотишко в своей мошне. Расстаются они с монетами, конечно, тяжко, но, что поделать – автомобиль ведь просит, это ж, член семьи – рабочая лошадь.

Какие автомобили в нашей стране в большом количестве продавались в эти годы – вот, на них еще можно делать ставку и заработать себе на хлебушек с маслом.

В моем случае – это автомобили Рено, Киа, Хендай, Ниссан, Ваг – и этого, вполне уже достаточно, чтобы с головой зарыться во все таинства и хитросплетения инженерных решений.

Примерно к 2014 - 15 годам, компании: Опель, Форд, Шевроле, Пежо, Мицубиши, Хонда, Мазда, Ниссан - начали проигрывать конкуренцию в бюджетном сегменте, и в лидеры вырвались компании - Киа, Хендай, Шкода, Фольксваген, Рено, Ниссан, Тойота.

Учитывая надежность Тойоты и их особенных владельцев, за редким исключением, надеется, что они будут частыми гостями диагностов и автоэлектриков, я бы не стал. А вот все остальные из перечисленных, будут радовать нас еще на протяжении, как минимум, лет так 10-ти – отдавая свои деревянные, серебряные и золотые монеты, за ремонт и обслуживание своих автомобилей.

Естественно, что в мегаполисах, ввиду огромного автопарка, можно заниматься абсолютно любыми автомобилями и ты непременно найдешь своих клиентов. На мой взгляд, узкая специализация в крупных городах, даже наиболее выигрышная позиция. Главное, вовремя почувствовать, когда последний вагон отчалит со станции и успеть перепрофилироваться…

Автоваз.

О Автоваз.

Боль и разочарование, надежда и опора, любовь и ненависть, бессмертие, дарованное самой вселенной.

В формулу, по годам, Автоваз, в принципе, вписывается, за исключением того факта, что не надо ждать пяти лет, пока они поедут в автосервисы с самыми разными проблемами и поломками. И, уже после 15 лет, сложно назвать автомобилями, то, что от них остается. Скорее, ржавый, уставший кусок железяки с колесами и рулем – за редким исключением.

С 2000-ого года, можно отметить три этапа эволюции и развития Автоваза. С 2000 года, постепенно, медленно, но верно качество комплектующих ухудшалось. Традиционно, что-то становилось лучше т.е. какая-то работа над ошибками проводилась, а что-то становилось хуже.

Сколько было поломок на первых Приорах и Калинах, ни, словом сказать, ни, пером описать – особенно по автоэлектрике: Генераторы, стеклоочистители, стеклоподъемники, замки дверей и зажигания – некоторые за гарантийный период умудрялись менять их по два-три раза.

Были проблемы и с поршнями, и клапанами, и роликами. Катушками зажигания - когда перешли на наши отечественные, контроллерами и электропакетами.

Поток машин на гарантийные ремонт был неиссякаемый. Утром идя на работу в дилерский сервис, можно было увидеть очередь из жаждущих попасть на сервис и излить свою душу в надежде на скорую помощь.

Кому-то, везло и он наверняка сейчас с пеной у рта, уже долбит по клавиатуре, рассказывая, как его Приора или Калина, проехала без ремонта 100 и более тысяч километров.

Второй этап развития, который вдохнул или влил элексир жизни в Автоваз, начался с приходом компании Рено-Нисан.

Лягушатники и Япошки, быстро смекнули, это что такое, это как? Столько бабок на гарантийный ремонт? Не? Так дело не пойдет. И, практически полностью отказались от отечественных электро-комплектующих, за небольшими исключениями – появились импортные генераторы, стартеры, стеклоочистители и стеклоподъемники, особо, можно отметить отопитель – сколько боли доставлял Калиновский отопитель, на котором ломалось все, на Гранте с ним полный порядок – почему? Потому, что он не наш.

С 2014г по 2022, можно смело сказать, что выпускались, самые качественные автомобили. Да, были оплошности, что-то шло не плану, если он был этот план. Но, факт, остается фактом, покупая автомобиль этих годов, была высокая вероятность того, что до 100т.км поломок будет минимальное количество – они точно будут, но, в целом, жить можно.

Вообще, многие так любят свои автомобили, что, когда ты их спрашиваешь, что у них ломалось, говорят – ничего не ломалось, только, и, начинают перечислять, например: петли, стойки стабилизатора, термостат, задний амортизатор, опора двигателя, кнопка какая-нибудь, да и все, больше за 30т.км ничего ломалось.

Лично на моей Весте 2021г, за три года и где-то как раз 30т.км ломался термостат, стойки стабилизатора, кнопки стеклоподъемника, лобовое стекло по непонятным причинам, скрип тормозных колодок, если это можно назвать поломкой, но, заменив скрип ушел – вроде все.

С 2022г, в связи с уходом компании Рено-Ниссан, начался третий этап развития Автоваза. Этап импорто-китая-замещение-оснащение, во как.

С грустью сообщаю, что качество упало – даже рухнуло, с небес в ущелье на самое дно.

Теперь, вероятность, что твой новенький, драгоценный автомобиль не сломается до 20т.км – практически исключена.

Очередь на гарантийные сервисы растягивается на месяцы. Импорт-замещенные запчасти, пока не выдерживают никакой критики. Хотя, следует отметить, что завод работает над ошибками, определенные решения принимаются, конструкции дорабатываются, и, есть надежда, что будет когда-нибудь, это долгожданное светлое будущее.

Мы в это свято верим, надеемся и ждем.

Учитывая, что Автоваз, выпускает и реализует свою продукцию в больших объемах – готовятся к выпуску новые модели - можно даже не переживать, что в ближайшей перспективе, эти автомобили перестанут приезжать на ремонт и обслуживание. Их наоборот будет только больше, ибо, конкурентов на горизонте пока нет. А если появятся, то, росчерком пера Автовазу даруют очередные преференции и все будет, точно хорошо – я узнавал.

Китайский Автопром.

Автомобили наших любезнейших партнеров из поднебесной, захватывают рынок. Экспансия длится уже не многим не малым три года.

Уже формируются клубы и ярые почитатели, а названия прочно входят в обиход. Чери, Чанган, Джеки чан, Джейку, Лисян, Кили Монжаро.

Также наметились и лидеры рынка – автомобили Чери, Хавал и Джили.

Пока, китайские автомобили не спешат ехать в сторонние сервисы на ремонт и обслуживание, только единичные случаи, ну оно и понятно, еще слишком рано, особенно для провинций и небольших городов.

И, несмотря на темпы продаж, еще неизвестно в каких объемах и с какими поломками они будут обращаться на ремонт, конечно, с точки зрения диагностики и автоэлектрики.

Понятное дело, что установщики доп-оборудования, уже вовсю работают с ними, как и механики, которые занимаются техобслуживанием.

Знаете, есть определенные сомнения по поводу запчастей. Есть ли они в наличии, где найти каталоги, и, что не маловажно, а где искать запчасти, например, через 5 или 10 лет? А? Хороший вопрос, неправда ли?

Скоро придет время, когда первые поклонники Китайпрома, отправятся в свободное плавание т.к. гарантийный период закончится и вот тогда, частные сервисы будут принимать непосредственное участие в ремонте и обслуживании. Спустя еще какое-то время, мы поймем – стоит ли простым крестьянам-ремесленникам делать ставку на эти автомобили.

Сейчас, говоря языком финансовых рынков мы находимся в боковике – абсолютно непонятно как будут развиваться события в геополитике.

Что будет с ценами на нефть? Снимут санкции или не снимут? Вернутся автомобильные компании или нет? Если да, то какие и какой объем рынка они отожмут? Что будет с китайскими автомобилями если вернутся немцы и корейцы?

Да, Китайские автомобили хорошо продавались последние три года, но, мы пока не знаемся куда двинется рынок дальше, за кого Россияне будут голосовать рублем?

В моем городе, вот пока, объективно, спрос околонулевой, поэтому я и не тороплюсь. Исходя из формулы 5, 10, 15, 20, то, в аккурат через два года начнем работать или не начнем – может перепрыгнем этот этап, как недоразумение. А как у вас обстоят дела – напишите в комментариях. Может быть уже есть какая-то статистика.

Гибриды и электрички.

Остановить технологическое развитие невозможно.

Сколько угодно можно сетовать и недоумевать, уповать и жить старыми технологиями. Мир движется вперед. Хотим мы этого или нет. Развитие и переход одних технологий к другим ускоряется. Еще в 2006 году, как дико это не прозвучит, я изучал ЗИЛ мать его 130, Маз 500 – контактную систему зажигания, карбюратор и прочие достижения автомобилестроения СССР. Мне был 21 год.

Выйдя из стен учебного заведения, мне снова пришлось учиться, постигать азы первых инжекторных автомобилей и слушать вопли взрослых мужчин, инжектор - никогда, лучше возьму карбюратор. Кстати, Автоваз, выпускал карбюраторную классику аж до 2006 года и их брали.

В 2010г, я неустанно постигаю достижения отечественного автопрома, работаю на дилерском сервисе. Часы, проведенные наедине с Пахомовым – это часы упоения и наслаждения, оторваться было невозможно.

Процесс обучения продолжается и посей день.

И с каждым годом автомобильная индустрия, индустрия ремонта, инструмента и оборудования неумолимо, стремительными темпами движется вперед.

Вот только я радовался первому сканеру, работающему по Ви-Фи или блюпуп, как уже все современные сканеры перешли на планшеты, и если в 2020 году, они были тупые и примитивные, то сейчас, это уже продвинутые, много функциональные устройства, в которые вкручиваются подсказки, базы данных, переводчик, ведомая диагностика и даже искусственный интеллект.

Актуальность сканера для передовых автомобилей, исчисляется двумя годами.

Купил передовой сканер, через два года, будет еще лучше и, вероятнее всего, даже дешевле. Не успел купить одно оборудование, как уже надо покупать еще и еще, иначе, ты отстал от трендов.

Реалии таковы, что многие именитые бренды уходят в гибридные и электрические технологии, вовсю внедряется искусственный интеллект, электронные ассистенты и помощники, лидары и сенсоры - электронных компонентов становится все больше и больше.

И это уже даже не будущее, это наше настоящее с иномарками.

Наша страна, традиционно, в автомобилестроение отстает от ведущих стран - и знаете, я почему-то даже этому рад. На мой век еще, точно, хватит простых автомобилей.

Помню 2011 год, когда только начал вникать в чип-тюнинг и много времени уделял чтению форумов - тогда это был самый лучший источник информации.

Так вот, на форумах было много взрослых мужчин 50 плюс, и, многие из них тогда писали - не, неохота вникать в этот ваш чип-тюнинг, у меня и так работы выше крыши – да и денег жалко, каждый год новые лицензии выходят и чо их все покупать что ли.

Кто-то сломался и остановился в 2011 году, когда появились первые машины ВАЗ с электро-педалью.

Кто-то сломался, когда вышла Веста, а кто-то не стал вваливать бабки в новые блоки Автоваза, которые пошли с 2022 года. Сейчас 2025, а значит, скоро снова будут новые блоки.

Рано или поздно, будет отсечка, когда не хватит сил, желания, энтузиазма, задора, продолжать эту бесконечную гонку перевооружения и познания.

И если раньше, мне это казалось странным, да ладно, как можно не хотеть изучать что-то новое в своей профессии– это ж так интересно и интригующе.

Сейчас, мне это уже не кажется странным и приходится прилагать усилия, для того чтобы продолжать эту битву с прогрессом. Снова и снова, изучать и вкладывать, изучать и вкладывать.

Если вам 20 с небольшим лет, и вы смотрите мои обучающие материалы по чип-тюнингу и диагностике – вполне может быть, что для вас эта информация очень скоро устареет, также, как для меня прошла эпоха карбюраторов. В молодости, не успел я овладеть ими в совершенстве, как их не стало.

И сейчас, воспоминания, о том, как я настраивал карбюратор и зажигание, такие туманные и далекие, как будто были в другой жизни.

И, вам, молоденьким, зеленым огурчикам придется постигать все ноу-хау и двигать индустрию дальше. И кто-то из вас, лет так в 40 будет писать что-то подобное.

Ну а тем, кому за 40, может и не придется участвовать так активно в этой гонке. Лет через 10, мы это обязательно увидим, каким будет автомобильный мир и как будет выглядеть наша профессия.

У меня есть ощущения того, что профессия диагност-мульти-марочник в привычном понимании постепенно начнет терять свой смысл.

Учитывая технологический прогресс, сложность систем и развитие ИИ, вся работа диагноста сведется к банальному оператору.

Вот с такими мыслями, пожалуй, я и закончу свои философские размышления.