Найти в Дзене
Александр Дугин (отец Дарьи)

Аид и патриархальные мистерии смерти

Третий отеческий бог вертикальной топики греческой религии — Аид (Ἀΐδης). С ним отождествлялся подземный бог богатства Плутон (Πλούτων). Имя Аид или Гадес (ᾍδης) толковалось эллинскими теологами как «Невидимый» (Ἀϊδωνεύς). Архаичной формой было Ἄίς. Плутоном он назывался как бог сокровищ и богатств. Ещё одним именем Аида было Эвбулей (Εὔβουλος — дословно, «хороший советчик»). Он правил подземным миром, царством мертвых. Аид считался старшим сыном Кроноса, тогда как Зевс — самым младшим. Аид был ответственен за урожай, отсюда его связь Деметрой в сценарии Элевсинских мистерий о похищении дочери Деметры Персефоны (Περσεφόνη), ставшей его супругой и царицей мира мертвых. Это подкрепляет его соотнесение с третьей функцией индоевропейского общества, и сами Элевсинские мистерии носят очевидно аграрный характер. Фигура Аида представлена менее контрастно его брата Посейдона, не говоря уже о Зевсе. Его невидимость и скрытость составляют сущность его природы. Так его волшебным оружием является ш
Создать карусель
Создать карусель

Третий отеческий бог вертикальной топики греческой религии — Аид (Ἀΐδης). С ним отождествлялся подземный бог богатства Плутон (Πλούτων). Имя Аид или Гадес (ᾍδης) толковалось эллинскими теологами как «Невидимый» (Ἀϊδωνεύς). Архаичной формой было Ἄίς. Плутоном он назывался как бог сокровищ и богатств. Ещё одним именем Аида было Эвбулей (Εὔβουλος — дословно, «хороший советчик»).

Он правил подземным миром, царством мертвых. Аид считался старшим сыном Кроноса, тогда как Зевс — самым младшим. Аид был ответственен за урожай, отсюда его связь Деметрой в сценарии Элевсинских мистерий о похищении дочери Деметры Персефоны (Περσεφόνη), ставшей его супругой и царицей мира мертвых. Это подкрепляет его соотнесение с третьей функцией индоевропейского общества, и сами Элевсинские мистерии носят очевидно аграрный характер.

Фигура Аида представлена менее контрастно его брата Посейдона, не говоря уже о Зевсе. Его невидимость и скрытость составляют сущность его природы. Так его волшебным оружием является шлем, делающий невидимым (κυνέην), так как он сам невидим.

Так как царство Гадеса должно вмещать в себя всех умерших, то оно представляется огромным, а его устойчивым эпитетом является «широкий», εὐρύς. Отсылка к широте, широкой стране, широкому пути наличествует в именах божеств и героев мифов, так или иначе связанных с миром мертвых (например, жена Орфея Эвридика, Εὐρυδίκη, дословно, «Широкая Справедливость» или океанида Эвринома, Εὐρυνόμη, «Правящая широко», выступающая как царица титанов и жена Офиона).

Аид греками часто понимался как «подземный Зевс», «хтонический Зевс», что подчеркивало его функцию, как отеческого бога, управляющего самой материальной и темной стороной мироздания, которая обычно находится в ведении матриархальных могуществ. В этом проявлялась его упорядочивающая, организующая природа — посмертный мир древних греков организован также вертикально как и земной и небесный: мужская ось пронизывает насквозь все три его слоя, везде — даже в аду — устанавливая строгий патриархат.

Царство Аида представлено как ещё один срез космоса, во многом напоминающий земной мир. В нем текут реки (Стикс, Лета, Флегетон, Кокит, Ахеронт и т.д.). В центре высится дворец Аида, где треть года он проводит вместе с Персефоной. Вероятно, имя Персефоны, называемой в Элевсинских мистериях Корой, Κόρη, Девой, связано с корнем Πέρση, Πέρσεις, который был одним из имен Гекаты, также богини подземного мира и Луны[1]. Персефона была дочерью Зевса от богини Деметры, и была похищена Аидом, когда собирала цветы в долине Нисы (по другой версии, на Сицилии вблизи Сиракуз у реки Киана, «темная»[2]).

На поверхности земли Аид появляется редко, как правило, в колеснице, запряженной четверкой черных лошадей. В обрядах, посвященных Аиду и Персефоне, жрецы отворачивали лицо от жертвенников и сакральных объектов, а головы жертвенных животных (чаще всего черной окраски) наклоняли к земле (в отличие от жертвоприношений небесным богам, чьим жертвам, напротив, перерезали горло, закинув голову вверх).

На одном и древних изображений три великих отца мира изображены в виде трех братьев — Зевс с молнией, Посейдон с трезубцем, а Аид с лицом, обращенным назад[3].

Аид редко упоминается в мифах в качестве главного действующего лица, и единственным исключением является миф о похищении Персефоны. Это похищение, скорбь матери Деметры, остановка роста растений и плодов на Земле и частичное возвращение Персефоны, составляет основу сценария Элевсинских мистерий. Этот сюжет сам по себе имеет древние явно матриархальные корни и явно напоминает древнесемитский миф о нисхождении Иштар в подземный мир, что сопровождается тем, что земля перестает плодоносить по мере погружения богини все глубже и глубже к центру подземного мира, где пребывает черная богиня Эрешкигаль. В цикле Иштар это сопровождается посылкой за ней высшим божеством волшебного евнуха Аснамира и заменой её возлюбленным Таммузом, что явно напоминает сценарий мифа о фригийском Аттисе и отчасти об Адонисе (также явно семитского происхождения). Во всех этих мифах речь идет о спуске в подземный мир богини и о связанном с этим временном прекращении плодородия. Однако в аккадском и сирийском вариантах спуск богини тесно связан с оскоплением и смертью мужского божества. В Элевсинских мистериях этот пассивный и жертвенный аспект мужского начала отсутствует. Более того, сам Аид выступает как носитель активной мужской воли, а страдающим началом является убитая потерей дочери мать Деметра и сама Кора-Персефона, чей отчаянный крик в греческих мифах является синонимом высшей меры женского страдания. В Элевсинском сценарии мы находимся в структуре жесткого религиозного патриархата, где хтоническим богиням отводится подчиненная страдательная роль. И даже рожденный Бримос-Дионис, восставший как Яакх и символизирующий ростки, всходы (Βάκχος — на греческом означает «ветвь», «поросль», «отпрыск»), представляет собой проросшую мощь небесного отеческого семени. В Элевсинском мифе страдают женщины — мужским персонажам, Аиду, Зевсу, Йакху-Дионису отводится деятельная и триумфальная роль. Поэтому очевидно, что Элевсинские мистерии, несмотря на свое вероятное матриархальное происхождение (недаром в истории Деметры, рассказанной дочерям Келея, она говорит о своем прибытии с Крита), были подвергнуты фундаментальной и принципиальной переработке в патриархальном солярном аполлоно-дионисийском ключе. И Аид, подземный Зевс здесь также играет хотя и двусмысленную, но активную роль.

Показательно, что вся триада отеческих богов — Зевс, Посейдон и Аид — в серии мифов выступают в качестве похитителей невест. Согласно Ж. Дюмезилю, сюжет с похищением женщин является отличительной чертой воинственных (чаще всего индоевропейских) кочевых, пастушеских народов, которые традиционно испытывают недостаток женщин как раз в силу склада своей культуры, ориентированной на экспансию и войну. Зевс, Посейдон и Аид на конях, колесницах или сами превратившись в главных животных скотоводческой культуры — коней и быков — похищают богинь, нимф и земных женщин. Похищение Зевсом Европы, Посейдоном Амфитриты и Аидом Персефоны представляют собой единый сценарий, развертывающийся на трех уровнях космоса. Эти похищения соответствуют фундаментальным процессам распространения в разных регионах Средиземноморья эллинского патриархата[4].

Источники и примечания:

[1] Геката считалась дочерью титана Перса (Πέρσης) и титаниды Астерии. Отцом Перса был старший титан Крий и морская титанида Эврибия, дочь Геи и Понта (моря).

[2] Вероятно, с этим связано предание, что на Сицилии находится вход в подземный мир. Вулкан Этна считался также одним из таких входов.

[3] Kerényi K. Los Dioses de los griegos. Op. cit. P. 228.