Найти в Дзене
Knomary

Книжный обзор: «Как научиться учиться: Навыки осознанного усвоения знаний»

Продолжаем рубрику «Книжный обзор», где мы делимся книгами, которые меняют взгляд на создание курсов. Без пересказа – только ключевые идеи, применимые в Ed-tech. Ульрих Бозер рассуждает о том, что раньше информация была ценным ресурсом: приходилось зубрить даты, факты и определения, чтобы вспомнить их в нужный момент. Но сейчас информация находится на расстоянии вытянутой руки, буквально в вашем смартфоне. Поэтому современному человеку нужны другие навыки обращения с данными и новые инструменты обучения. Мы изучили книгу «Как научиться учиться» через призму своего опыта и сформулировали восемь ключевых идей, применимых в сфере EdTech. 1. Знания к знаниям Ассоциации и похожести помогают запоминать новое. Если курс рассчитан не на новичков, перед началом обучения полезно актуализировать знания, которые уже есть у пользователя. Так новая информация дополнит имеющуюся систему знаний и расширит ее. Для актуализации можно использовать расширенное введение или предтест (подробнее о предтестах
Оглавление

Продолжаем рубрику «Книжный обзор», где мы делимся книгами, которые меняют взгляд на создание курсов. Без пересказа – только ключевые идеи, применимые в Ed-tech.

-2

Описание книги

Ульрих Бозер рассуждает о том, что раньше информация была ценным ресурсом: приходилось зубрить даты, факты и определения, чтобы вспомнить их в нужный момент. Но сейчас информация находится на расстоянии вытянутой руки, буквально в вашем смартфоне. Поэтому современному человеку нужны другие навыки обращения с данными и новые инструменты обучения.

Мы изучили книгу «Как научиться учиться» через призму своего опыта и сформулировали восемь ключевых идей, применимых в сфере EdTech.

8 инсайтов

1. Знания к знаниям

Ассоциации и похожести помогают запоминать новое. Если курс рассчитан не на новичков, перед началом обучения полезно актуализировать знания, которые уже есть у пользователя. Так новая информация дополнит имеющуюся систему знаний и расширит ее. Для актуализации можно использовать расширенное введение или предтест (подробнее о предтестах мы рассказывали в этой статье). Если это второй курс в линейке, можно дать для скачивания памятку-конспект первого курса.

2. Без структуры нет курса

Корпоративное обучение направлено на то, чтобы сотрудники не просто запомнили информацию, а учились применять ее на практике и получали конкретные навыки. Для этого мало «загрузить» знания в голову – их нужно структурировать. Как будто разложить в шкафу с подписанными ящиками. Когда человеку понадобится информация, он вызовет в памяти нужный ящик и достанет оттуда данные.

-3

Каким будет этот шкаф, сколько и каких ящиков в нем окажется – все это мы определяем в начале работы над курсом при создании структуры. Именно она лежит в основе будущей системы знаний пользователя, определяет последовательность тем и логику повествования. Отсутствие структуры усложняет путь к целям обучения.

3. Вопросы на саморефлексию

Чтобы учиться эффективно, пользователь должен постоянно задавать вопросы материалу и находить на них ответы: «Почему здесь так, а не иначе?», «Как работает этот принцип на практике?», «Зачем мне нужно знать классификацию шлифовальных машин?». Так он глубже погружается в материал, анализирует, формирует связи между блоками теории и ориентируется на цель обучения. Чтобы запустить этот процесс, мы используем подачу информации в формате «вопрос-ответ», даем задания на закрепление и предлагаем пользователям вопросы для саморефлексии.

4. Образовательные цели

Чтобы прийти к цели, нужно знать, к чему идти. Так же в обучении: нельзя чему-то научиться, не понимая, чему вы учитесь. Если пользователю назначат курс «Основы бизнес-мышления», чтобы научить его, например, применять инструменты критического мышления при выборе заказчиков, то есть риск, что он поймет это только к концу. А до этого будет просто последовательно читать материал, следуя за размытой формулировкой названия.

-4

Похоже на дрейф в океане без карты. Поэтому на старте обучения нужно дать пользователю эту «карту»: прописать, что в нем будет, чему он посвящен и что пользователь получит по итогу (какие знания, умения, навыки). Подробнее о важности целей в обучении читайте в этой статье.

5. Техническая простота обучения

На изучение нового человек тратит когнитивный ресурс, в том числе на онбординг по курсу. Если интерфейс насыщенный или сложный, на его освоение у пользователя уйдет много сил, которые требуются непосредственно для обучения. Поэтому интерфейсы курсов должны быть простыми и интуитивно понятными. Об этом важно помнить, когда заказчик хочет добавить в навигацию очередной значок, а команда – сделать очень красиво, но недостаточно практично.

6. Корректная обратная связь

Эмоциональная устойчивость человека во многом зависит от того, как ему давали обратную связь в течение жизни. Если хвалили его лично, то ошибки могут восприниматься как катастрофа и повод сомневаться в своих силах. А если его действия или результаты работы, то обратная связь не считывается как критика личности. Ошибки не делают самого человека хуже, мир не рушится, все исправимо. Конечно, авторы обучения не могут столь глобально влиять на обучающегося, но принцип «оценивай действия, а не личность» актуален для обучения. Не «Ты молодец», а «Отличная работа». Не «Ты ошибся», а «Это ошибка».

7. Конкретика и примеры

Мозг тяжело воспринимает абстрактные идеи, поэтому при подаче информации упор делается на конкретику и примеры. Они помогают человеку лучше понять и проще запомнить материал. Вспомните, как вы учились готовить. Какую реакцию у вас вызывали формулировки «добавьте соли на глаз» в рецептах? Допустим, в другом рецепте было написано «добавьте ½ чайной ложки соли». Какой из них вам было воспринимать проще? Уверены, что второй. Точно так же и в курсах – чем конкретнее, тем лучше.

-5

8. Самоуверенность мешает

Если пользователь открывает курс с мыслью: «Чему вы можете меня научить, я уже все знаю», то вряд ли он будет внимательно изучать материалы. Излишняя самоуверенность мешает учиться и вызывает сопротивление. Поэтому при разработке курса для опытных пользователей в начале обучения стоит поработать с их мотивацией. Например, дать вводное тестирование с кейсами или сложными вопросами, чтобы показать, что они знают далеко не все. Еще можно задать риторические вопросы, написать большое введение с подробным анонсом каждой темы курса или настроить ветвление по разным уровням сложности.

Ульрих Бозер рассказывает об обучении с точки зрения учеников, но методологам тоже может быть полезно взглянуть на обучение с другой стороны баррикады, чтобы сделать его эффективнее и полезнее.