Найти в Дзене

ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ ДИЛТСА: РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И HR

Успешное управление и развитие сотрудников требует понимания глубинных причин их поведения. Модель логических уровней Роберта Дилтса, основанная на работах Грегори Бейтсона, предлагает удобную структуру для анализа и влияния на поведение и мотивацию. Понимание уровней помогает видеть, на каком уровне «записана» проблема или мотивация сотрудника. Например, если сотрудник после ошибки начинает мыслить в рамках самоидентификации («Я неудачник»), это глубже вредно, чем если он просто изменит поведение («В следующий раз я буду внимательнее»). Использование модели позволяет: Если сотрудник говорит: «Я наступил в лужу, значит я плохой и ничего не умею», — он на уровне самоидентификации себя обесценивает. Важно помочь переключиться на уровень поведения: «Что я могу изменить в своих действиях, чтобы избежать падений?». Модель логических уровней — мощный инструмент для понимания глубин человеческих мотиваций и эффективного лидерства. Осваивая её, HR и руководители создают более мотивированные,
Оглавление

Логические уровни сознания Дилтса: инструмент для эффективного руководства и развития команды

Успешное управление и развитие сотрудников требует понимания глубинных причин их поведения. Модель логических уровней Роберта Дилтса, основанная на работах Грегори Бейтсона, предлагает удобную структуру для анализа и влияния на поведение и мотивацию.

Что это за уровни?

  • Окружение — это где и когда происходят события, окружающая среда. Например, сотрудник опаздывает из-за пробок.
  • Поведение — конкретные действия и реакции: что делает человек в ситуации.
  • Способности — навыки и стратегии, которыми человек владеет и которые используют для действия.
  • Убеждения и ценности — внутренние причины поступков, то, что человек считает важным и истинным.
  • Личность / самоидентификация — как человек воспринимает себя, его самооценка, роль в жизни и работе.
  • Миссия / духовность — высшее предназначение, цели и смыслы, ради которых человек живёт.

Почему это важно для руководителей и HR?

Понимание уровней помогает видеть, на каком уровне «записана» проблема или мотивация сотрудника. Например, если сотрудник после ошибки начинает мыслить в рамках самоидентификации («Я неудачник»), это глубже вредно, чем если он просто изменит поведение («В следующий раз я буду внимательнее»).

Использование модели позволяет:

  • давать обратную связь, учитывая уровень убеждений и самоидентификации;
  • поддерживать развитие через укрепление уверенности и ценностей;
  • помогать в разрешении внутренних конфликтов и сопротивлений;
  • управлять изменениями не лишь на поведенческом, но и на личностном уровне.

Практический пример

Если сотрудник говорит: «Я наступил в лужу, значит я плохой и ничего не умею», — он на уровне самоидентификации себя обесценивает. Важно помочь переключиться на уровень поведения: «Что я могу изменить в своих действиях, чтобы избежать падений?».

Модель логических уровней — мощный инструмент для понимания глубин человеческих мотиваций и эффективного лидерства. Осваивая её, HR и руководители создают более мотивированные, вовлечённые и устойчивые команды.