Или что можно узнать и увидеть за 2 часа неспешной пешеходной прогулки по одному из старинных мест Москвы.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
Итак, встретились мы, а нас было около 30 человек пред- и пенсионерок, возле метро ВДНХ. Уже известный вам гид Илья Лебедь в этот раз показывает район вдали от центра города, но с не менее интереснейшей историей и объектами. Начинаем с храма Тихвинской иконы Божией Матери, что стоит на Церковной горке.
Храм сейчас в лесах. Это, конечно, несимпатично, но, как говорится, стройка на время, а красота навсегда. Первая остановка у храма. Нам рассказывают историю его постройки и вообще...
Храм не закрывался в советское время, сохранилось убранство с 17 века. Построен в 1676-82 годах. И табличка с режимом работы присутствует, красиво смотрится.
Кручусь с фотоаппаратом вокруг группы и замечаю лавку. Мы в наушниках слушаем экскурсию, поэтому все слышно с 50 метров точно. Зашла в пирожковую, купила два пирожка с картошкой. Вкусные. Я голодная, не успела толком поесть, а впереди длинный путь, пришлось играть в запасливого хоббита (но это не точно). А голубей-то смотрите сколько, видать, у них это пристрелянное место.
Заходим внутрь храма. Меня восхищают отблески от витражей на ступенях высокой лестницы.
Расскажу немного истории. Итак, жил-был царь, звали его Алексеем Михайловичем Романовым. И любил он совершать паломничества по Святым местам, как это было в обычае его времени. В том числе и в Троице-Сергиеву Лавру. А путь в Лавру из Москвы лежал мимо имений князя Дмитрия Трубецкого, давнего товарища царского. И Алексей Михайлович, конечно же, любил у него останавливаться, путь ведь неблизкий, а угодья Трубецкого были полны разных лесов и дичи, можно и поохотиться. Князь даже поставил на своих землях царский Путевой дворец (его разобрали в начале 19 века за ветхостью). А также построил каменный храм в честь святого Алексея, человека Божия, небесного покровителя царя Алексея (Тишайшего). Впоследствии царь, незадолго до своей безвременной кончины в 46 лет, распорядился поставить рядом с Алексеевским храмом большую каменную церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Почему Тихвинской? Я не нашла ответ на этот вопрос, честно. А вот село Копытово (названное так по речке Копытовке) в вотчине князя Трубецкого стало называться селом Алексеевским, по имени храма и царя.
Внутри храм поразил меня размерами и великолепием.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, подарок царский, справа в иконостасе. Можно приложиться в любое время, доступ открыт.
Фрески под куполом все 19 века. Искусствоведы предполагают, что это работы Джованни Скотти со-товарищи.
Мы были в день праздника Преображения Господня, поэтому застали огромную икону посреди храма, богато украшенную цветами. Красота необыкновенная.
Справа в храме есть такой закуток, говорят, это было молельное царское место. Сейчас от тех времен там осталась израцзовая печь и расписные подсвечники.
Нас же интересует икона святителя Николая в большом киоте слева. Подходим и читаем табличку под иконой. Это дар храму от покойного Московского городского главы Николая Александровича Алексеева. Начало 20 века.
В течении времени к храму пристраивали приделы. Вот мученика Трифона, знаменитого искателя потерянного сокольничим сокола.
А это рядом с ним придел свт. Николая.
Между приделами есть такая дверка, с изображением св. Мелхиседека, за которой, как говорят, находится копия Гроба Господня из Иерусалима. Вон, в глубине. У него еще в руке огонечек виден.
С правой стороны придел прп. Сергия Радонежского (помним про путь в Лавру).
И совсем справа придел святого праведного Алексея, человека Божия. Храм, ему посвященный, разобрали в 19 веке, а камни использовали для строительства колокольни. Но посвящение не забыли, назвали в честь святого правый придел.
Еще в этом храме есть нижняя церковь, посвящена Воскресению Словущего. Она освящена была в 1917 году, в нее сносили иконы из соседних разрушенных храмов и церквей. Потом власти ее забрали под плодоовощную базу, в дальнейшем отдали Церкви и там разместились мастерские церковного производственного объединения "Софрино". Теперь софринцы освободили помещение, переехав в одноименный поселок, а храм снова освятили с прежним посвящением. Вход в нижний храм снаружи, слева от входа.
Я немного прошлась по территории. Конечно, вокруг храмов всегда концентрация цветочной красоты.
Смотрите, какие гортензии выросли! Целое дерево, выше меня ростом.
Во дворе есть детская площадка, для занятия неразумных детишек во время службы, пока их родители рядом молятся (есть трансляция богослужений).
Алексеевское кладбище
Мы же выходим и идем вдоль ограды Алексеевского кладбища. Оно известно с середины 19 века. Нас интересуют две могилы, хорошо видные с улицы. Это места упокоения Владимира Васильевича Ольденборгера, главного инженера Московского Водопровода (Ленин называл его "нашим главным инженером воды"), и инженера Московского Водопровода Сергея Даниловича Куманина, уполномоченного по электрификации с. н. Останкино. Памятники 1920-х годов. Для темы нашего путешествия это значимые личности. К сожалению, В.В.Ольденборгер покончил жизнь самоубийством из-за травли и ложных обвинений во вредительстве со стороны его оппонента Т. Сидельникова, которого не выбрали в депутаты Моссовета, а выбрали депутатом Ольденборгера.
Герб Алексеевского района
Мы же пока идем дальше, на улицу Кибальчича, смотреть историю на стендах и как выглядит герб района.
Здесь надо сказать, что село Алексеевское знаменито не только своей связью с власть предержащими, но и своим водопроводом, имеющим для города Москвы неоценимое значение. Собственно, бо'льшая часть экскурсии этой водопроводной теме и посвящена.
Мне было интересно значение герба района, все-таки символы много значат в нашей жизни. Вот, смотрите. Синий фон - это вода и водопровод, извилистые полосы - это реки, Копытовка и Яуза (из нее и брали воду для города, которая в центре раздавалась через водозаборные фонтаны), колесо - обозначает дорогу, которая проходила здесь на Ярославль, желтый цвет колеса - знак царской власти, голубь - это же проспект Мира, его символ (а вы что подумали?). Герб современный, в старину у этого района гербов не было.
Гостиница "Катюша"
Идем дальше. А вот гостиница "Катюша". Какое ласковое название, это что-то на военном.
В советские времена это была гостиница "ВДНХ" от 1951 года, бюджетная, вместительная, недалеко от выставки достижений народного хозяйства. В 2016 году стала "Катюшей", с теми же параметрами по запросам заселенцев. Три звезды и шаговая доступность от метро.
Вообще ВДНХ тесно связано с нашими достижениями в космосе. Тут и стела космонавтам, и Буран на площадке, и гостиница "Космос", построенная к Олимпиаде 1980 года. Вот вид с той стороны, которая не на открытках.
Связи района с первопроходцами ракетостроения
В районе Алексеевском много улиц, посвященных первопроходцам российского ракетостроения. Наше внимание обращают на нюанс топонимики - перекресток улиц Кибальчича, Николая Ивановича (народоволец, участвовавший в удачном покушении на царя Александра II и создавший в заключении прототип ракетного двигателя в чертежах, "ракетоплана") и Константинова, Константина Ивановича (внебрачный сын Великого Князя Константина Павловича, внук императора Павла I, русский военный инженер, работал в области ракетной инженерии, фамилию Романов ему дать не могли, только Константинов, но при этом родители содействовали его обучению и вообще обустройству в жизни). Такое вот пересечение путей.
Насосно-перекачивающая станция Мытищинского водопровода
Мы же идем дальше, к следующей достопримечательности района. Изначально здесь размещалась насосно-перекачивающая станция Мытищинского водопровода. Потом - квартальная тепловая станция №44 советских времен. Далее оборудование устарело, его демонтировали и в конце 20 века здание было отдано под аренду разным магазинчикам.
Все-таки промышленная архитектура прошлого была не менее изящной и радостной, чем жилая.
Про таксопарк №10
Далее смотрим на ворота бывшего Таксопарка №10. Это был один из крупнейших таксопарков Москвы советского периода. Сейчас это место называется Гараж, но это не тот "Гараж", что на Курской. Внутри разные автосервисы и прочая атрибутика для авто.
Можно просто полюбоваться красивыми воротами с надписью 1958 (я читала, что таксопарк №10 был открыт в 1962 году, значит тут до него были другие гаражи...?). За ними внушительное пространство, оставшееся от таксопарка, вид на карте лучше покажет масштабы, чем мой фотоаппарат.
Еще с другой стороны покажу масштабы этого таксопарка. Это все был он, в этом корпусе были авторемонтные мастерские. Даже таксопарковая цифра 10 осталась на стене.
"Мосгипротранс"
И вот мы выходим к двум зданиям, я их сразу обозвала "башня и лачуга". Высокое - это здание Московского государственного изыскательско-проектного
института транспортного строительства «Мосгипротранс», построено в
1975 году. В этих двадцати шести этажах разрабатывают наилучшие варианты устройства транспортных потоков столицы. Инженеры работают, люди непростые.
А маленькое рядом - это бывший Дом культуры этого самого "Мосгипротранса". Сейчас здание арендует какая-то христианская церковь уровня секты под названием "Слово жизни".
Бассейн таксопарка
Здание бассейна, построенного для работников Таксопарка №10. По архитектуре похоже на основной комплекс зданий. Сейчас здесь просто фитнес-клуб.
Завод "Водоприбор"
И вот наша предпоследняя точка маршрута - здания бывшего завода "Водоприбор".
Логотип со слоником. Мимими...
Годом рождения "Водоприбора" считается 1892, когда была открыта Алексеевская насосная станция Мытищинского водопровода, в октябре месяце. Надо сказать, что здесь располагались ремонтные мастерские насосной станции. После революции они стали главными ремонтными мастерскими московского водопровода. Название "Водоприбор" - с 1938 года. Завод производил разные устройства и механизмы для работы водопровода - задвижки, клапана, арматуру, люки канализации и прочее. Сейчас освоили, с 2011 года, производство квартирных водосчетчиков. Но уже на новом месте, не здесь, на Новоалексеевской. Территория и здания завода переданы ЖК "Серебрянный Фонтан" и они никого особо к себе не пускают с экскурсиями, поэтому смотрели снаружи. В бывших корпусах завода сделали арт-квартал, всякие выставки, мероприятия и прочее. Но архитектуру сохранили.
Труба осталась. Люблю высокие кирпичные трубы.
Перед "Водоприбором" тематический сквер. Нас встречает логотип завода.
За ним разные стенды с информацией. Картинки, планы, тексты. Справа Алексеевская насосная станция, как это было.
Мытищинский водопровод - старейший и главный в Москве. Начали его строить аж в 18 веке. Ну, а это краткая история завода. Читайте, просвещайтесь.
Справа - основание трубы, слева павильон Уоллеса. Уоллес был известен созданием фонтанчиков питьевой воды в Париже, в начале 19 века. Почему здесь его павильон, не поняла, ну, да ладно, карты не врут.
В глубине двора увидела портрет Зимина, Николая Петровича. Этот человек жил в 19 - начале 20 века и был известен как разработчик проекта Мытищинского водопровода. Русский инженер-механик, гидротехник.
Здесь была казарма рабочих Алексеевской водоподъемной станции.
Второе машинное здание Алексеевской водоподъемной станции. В глубине двора, слева. Там деревья, особо не снимешь. И везде охрана ходит, глядит строго. Решила не нарываться, у меня фот солидно выглядит, еще за шпиона примут (шутка).
Мы же идем дальше, смотреть бывшее здание конторы Алексеевской водоподъемной станции. На современном русском - здание администрации.
Здание красоты необыкновенной. Промышленная архитектура модерна начала 20 века (и конца 19-го, если верить табличке). Памятник и достопримечательность.
Вот повезло же людям пребывать в таком доме многие дни своей жизни. Я не знаю, как там внутри, вход, вроде, по карточке. Но снаружи я обзавидовалась.
Бахрушинский приют
Ладно, идем дальше, к завершающему аккорду нашей прогулочной симфонии. Знакомьтесь, приют Бахрушиных (бывший, разумеется) с храмом Троицы Живоначальной.
Храм действующий, восстановлен из руин в начале 21 века. А вот приюту не повезло, он потихоньку разрушается. Московская Патриархия просила город передать им в ведение эти здания, раз ими никто заниматься не хочет, но пока все неопределенно. Сейчас здания приюта в таком вот состоянии у арендаторов.
Приют создавался в конце 19 - начале 20 века по инициативе трех братьев Бахрушиных - Петра, Александра и Василия. В него принимались только православного исповедания мальчики сироты от трех лет и содержались в приюте до своего совершеннолетия и выхода в люди. Нюанс - принимались дети разных сословий, что удивительно для своего времени.
Жили они в таких вот домиках на 25 человек, по 2 или 3 в комнате. У них были свои воспитатели, обязательно обоего пола, мужчина и женщина. Домики специально строили одноэтажные вокруг храма, чтобы не создавать визуальной конкуренции высоте церкви.
Храм был центром общественной приютской жизни, его было хорошо видно в конце аллеи, на которой располагались другие приютские здания.
За храмом два похожих флигеля, там жили рабочие и учителя в том числе.
А также приютские дети. Это третий жилой корпус. Все постройки выдержаны в едином стиле. Проектировал здания приюта уже известный архитектор Карл Карлович Гиппиус, мастер эклектики и модерна.
На обустройство приюта Бахрушины выделили 600 000 рублей, царских, золотых. Из них 150 000 ушло на саму стройку, а 450 000 были положены в банк под проценты, с которых и должен был содержаться приют во веки вечные, ибо закрытие приюта договором было не предусмотрено. Кто ж знал, что революция грядет?
Для обучения детей было построено ремесленное училище, немного поодаль, здание в три этажа. Здесь их обучали разным ремеслам и навыкам, полезным в дальнейшей жизни.
Напротив еще одно здание, тоже в три этажа. Это был административный корпус.
С другого конца аллеи можно выйти к тому высокому зданию института "Мосгипротранс". Представляете, какой крюк мы сделали? Зато со смыслом.
Возвращаюсь к храму, попутно любуясь зданием модерна. Красивая была эпоха.
После революции помещения приюта были отданы интернату Коминтерна. Потом здесь располагались разные издательства, например, "Иностранная литература" и "Мир". С конца 20 века здания стоят без присмотра и потихоньку разрушаются. Арендаторы не могут ничего ремонтировать, ибо памятник. Такие вот у нас странные законы, по типу - сам не съем и другим не дам.
Храм Троицы Живоначальной при Бахрушинском приюте
Храм в русском стиле, начало 20 века.
Перед входом такие вот пасхальные яйца, остаток от фестиваля "Пасхальный Дар".
Надо сказать, что архитектура модерна зачастую отходила от симметричных форм и пропорций. У этого храма, например, колокольня не по центру, как у других, а слева. Ну, а что? Все равно это храм. По центру крыльцо. А под колокольней, как бы в закутке, расположилась церковная лавка, очень удобно, не надо отвлекаться во время службы на покупку свечей и прочего.
Сам храм восстановлен на частные пожертвования. Хотя от города тоже было дано несколько миллионов рублей, будем справедливы. Внутри до революции были росписи на стенах, работы Виктора Васнецова. Их потихоньку раскрывают и восстанавливают. Процесс идет.
Очень интересно украшена икона Преображения Господня. Это же был Яблочный Спас, освящение плодов, и прихожане украсили центральный аналой разными фруктами, а не только цветами. Вот, это я понимаю, фантазия.
Правый придел посвящен святому праведному Алексию, человеку Божию. Это святой основателя династии Бахрушиных, Алексея Федоровича, отца трех братьев, обустроивших этот приют.
Левый придел посвящен мчч. Андриану и Наталье. Напоминаю, что Натальей звали жену Алексея Федоровича. Такая вот память о родителях от детей, построили храм и в нем попросили приделы освятить в честь тезоименитых святых своих предков.
Интересно, что в этом храме на западных стенах приделов расположены иконы множества святых. Справа мужские. Напомню, что в православных храмах правая сторона для мужчин, левая для женщин. Конечно, сейчас это все не строго, особенно, учитывая мизерное число мужского населения в качестве прихожан, но правило никто не отменял.
Слева иконы святых жен. Так повелось исстари, чтобы мальчики могли удобнее молиться своим святым и святым своих умерших родственников. Конечно, сейчас все иконы современные, но традиция осталась.
Как только заходите в храм, справа, стоит макет Бахрушинского приюта, как он выглядел до революции. Очень интересный арт-объект, я его тоже засняла, а как же! Мне даже свет включили.
Московский городской сиротский приют имени братьев Бахрушиных, для мальчиков (1901). С храмом Живоначальной Троицы (1903).
Выхожу, наконец, из храма и еще раз обхожу его по периметру. Любуюсь русским стилем. Смотрите, какие наличники.
А еще отличительная черта модерна - разные окна в здании, нет единства в форме и размерах. На одном уровне и такие, и сякие, и все красивые и интересные.
Во дворе есть стенды с историей этой церкви и приюта. Интересно почитать.
Информации настолько много, что тянет на отдельную статью. Но это уже не в рамках небольшой и насыщенной экскурсии. Вообще, деятельность господ Бахрушиных - это тема для хорошей такой диссертации.
Вид храма с востока.
И последний кадр, северная сторона.
Все. Кланяюсь храму и выбираюсь потихоньку к автобусу, который увезет меня до метро Алексеевская. По дороге обращаю внимание на самовар, притаившийся в нише ограды бывшего завода "Водоприбор". Какая неожиданная встреча. И ведь он там не просто так. Но зачем и почему? Вопросы без ответов.
Возле метро Алексеевская я делаю остановку, надо подкрепиться. Но это уже материал для другой статьи:
Ну, и другие мои заметки о Москве можно почитать в подборке:
И напоминаю, что Дзен учитывает только просмотры от подписчиков, поэтому, если вам нравится мой стиль и предмет изложения, то подпишитесь, пожалуйста. Вам нетрудно, а мне поддержка в продвижении канала.