Найти в Дзене

С чего начинать при разработке пьесы?

Начинать нужно не с сюжета. Начинать нужно с ХАРАКТЕРА и КОНФЛИКТА. Шаг Нулевой: Найдите своего «демона»
Прежде чем что-либо структурировать, спросите себя: какая несправедливость, какая боль, какая невысказанная правда сводит меня с ума и заставляет сесть за стол? Пьеса – это не про то, «какую бы интересную историю придумать». Это про то, чем вы хотите поделиться со зрителем, какой вопрос задать ему и себе. Без этого внутреннего двигателя, этой личной занозы, любая конструкция будет мертва. Запомните: пишете не сюжет, а высказывание. Сюжет – лишь инструмент для этого. Шаг Первый: Кто и чего хочет? (Сердцевина)
Возьмите чистый лист. Не придумывайте сразу глобальную идею. Придумайте ЧЕЛОВЕКА. Одного. Герой: Кто он? Не «38 лет, бухгалтер», а что у него болит? Какая его главная, самая сокровенная, может быть, даже постыдная МЕЧТА или ПОТРЕБНОСТЬ? («Хочу признания отца», «хочу сбежать от этой жизни», «хочу, чтобы меня наконец оставили в покое», «хочу доказать, что я не неудачник»). Помеха:

Начинать нужно не с сюжета. Начинать нужно с ХАРАКТЕРА и КОНФЛИКТА.

Шаг Нулевой: Найдите своего «демона»
Прежде чем что-либо структурировать, спросите себя: какая несправедливость, какая боль, какая невысказанная правда сводит меня с ума и заставляет сесть за стол? Пьеса – это не про то, «какую бы интересную историю придумать». Это про то, чем вы хотите поделиться со зрителем, какой вопрос задать ему и себе. Без этого внутреннего двигателя, этой личной занозы, любая конструкция будет мертва. Запомните: пишете не сюжет, а высказывание. Сюжет – лишь инструмент для этого.

Шаг Первый: Кто и чего хочет? (Сердцевина)
Возьмите чистый лист. Не придумывайте сразу глобальную идею. Придумайте ЧЕЛОВЕКА. Одного.

Герой: Кто он? Не «38 лет, бухгалтер», а что у него болит? Какая его главная, самая сокровенная, может быть, даже постыдная МЕЧТА или ПОТРЕБНОСТЬ? («Хочу признания отца», «хочу сбежать от этой жизни», «хочу, чтобы меня наконец оставили в покое», «хочу доказать, что я не неудачник»).

Помеха: Теперь придумайте другого человека, чья мечта или принцип НЕСОВМЕСТИМЫ с мечтой первого. Это не обязательно «злодей». Это АНТАГОНИСТ, чьи цели напрямую пересекаются с целями героя. Он уверен, что он прав.

Конфликт: Вот вам и основа драмы. Столкновение двух правд, двух несовместимых желаний. Всё! Ядро есть.

Пример: Не «напишу пьесу о разводе». А: «Женщина (Герой) хочет уехать от мужа-тирана начать новую жизнь (Мечта). Но её муж (Антагонист) — не тиран, а глубоко травмированный человек, который панически боится одиночества и верит, что только он может удержать семью от распада (Его правда). Их правды сталкиваются лоб в лоб».

Шаг Второй: От конфликта к структуре (Скелет)
Теперь, когда у вас есть живой, человеческий конфликт, можно набросать костяк. Классическая трехактная структура – ваш лучший друг на старте.

Акт I: Экспозиция и Завязка.

Покажите мир героя «до». Дайте зрителю понять, какая у него заноза, чего ему не хватает.

Представьте антагониста и/или ситуацию, которая все меняет. Это «завязка».

Создайте «Событие-Катализатор» – точку невозврата, после которой герой уже не может жить по-старому. (Получил письмо с разоблачением; любовница сообщила, что беременна; нашел пистолет в столе).

Первый кульминационный момент акта – «Триггер». Герой принимает решение действовать. («Я должен во всем разобраться!», «Я уезжаю!», «Я вызываю его на дуэль!»). Занавес.

Акт II: Развитие и Противостояние.

Это самая длинная часть. Герой начинает действовать, чтобы достичь цели.

Но антагонист (или обстоятельства) сопротивляются. Давите на героя! Подкидывайте ему препятствия, заставляйте принимать сложные решения.

Главное правило: каждая следующая сцена должна быть напряженнее предыдущей. Герой должен не просто сталкиваться с проблемами, а меняться под их давлением. Он может стать циничнее, отчаяннее, жестокие – это интересно!

Кульминация акта – «Кризис». Самый тяжелый момент, полное фиаско. Кажется, все потеряно. Антагонист побеждает. Мечта рухнула. Занавес.

Акт III: Развязка.

Из пепла кризиса герой находит последние силы. Но это уже не тот человек, что был в начале. Он прошел через огонь и чему-то научился (или не научился, это трагедия).

Финальная битва. Прямое столкновение с антагонистом. Не обязательно физическое – диалог может быть страшнее пистолета.

Развязка. Итог битвы. Герой либо добивается цели (часто ценой такого, что победа уже не радует), либо проигрывает. Но главное – зритель должен понять, почему так произошло и каков финальный вывод.

Шаг Третий: Позвольте персонажам вести вас
Вот теперь вы берете вашего Героя и вашего Антагониста и помещаете их в пункт №1 вашей структуры. И дальше – самое важное.

Не заставляйте их говорить и делать то, что нужно для вашего сюжета. Спросите себя: а что ОН (персонаж) сейчас сделает? Как ОНА ответит на эту фразу, исходя из своей боли и своей цели?

Часто персонажи начинают жить своей жизнью и ведут историю туда, куда вы не планировали. Доверьтесь им! Это самый волшебный момент в драматургии. Сюжет – это рельсы, но персонажи – это паровоз, который может их немного погнуть. Если вам становится скучно писать – зрителю будет в десять раз скучнее смотреть.

Резюмирую:
Начните с личной «занозы», вашего высказывания.
Найдите двух людей с несовместимыми правдами и желаниями.
Набросайте простой трехактный каркас: Завязка -> Развитие -> Развязка.
Посадите персонажей в этот каркас и позвольте им оживить его, доверяя их логике, а не своей.

ОНЛАЙН-КУРС «ПЬЕСА», 4 ДЕКАБРЯ – 27 ФЕВРАЛЯ 2025 ГОДА - СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!

Ваш

Молчанов