Найти в Дзене
Наука для всех

Каждый год мужчины с острова Пентекост бросаются вниз головой с 30-метровых башен. Для чего они это делают

Оглавление

Из поколения в поколение с апреля по июнь местные жители привязывают к ногам лианы и прыгают вниз головой с 30-метровых башен, рискуя свернуть себе шею. Ведь внизу нет ни надувных подушек, ни страховочных сеток - только земля. Зачем все это? А вот это интересный вопрос.

Вануату - меланезийское государство из 83 островов в Тихом океане. На одном из этих островов в южной его части, местные мужчины племени Са из поколения в поколение совершают такие прыжки.

Происходит это действо с апреля по июнь. И время выбрано не случайно. Это сезон сбора урожая ямса, местного аналога нашей картошки только важнее. Ямс для них - это и хлеб, и валюта, и основа благополучия. И вот чтобы ямс уродился на славу, мужчины и прыгают. Это священный ритуал «нагол».

Сначала островитяне строят башню, которую называют «гол». Строят всей деревней от двух до пяти недель. Женщинам в это время даже приближаться к ней запрещено - это плохая примета. Конструкция получается гибкой и немного гасит инерцию в момент рывка.

-2

Но самое главное в прыжке - это лианы. Их подбирают для каждого прыгуна индивидуально, с ювелирной точностью. Если они окажутся слишком длинными, то прыгун со всего маху врежется в землю. Скорость в нижней точке полета достигает 70 км/ч, а перегрузка, по некоторым данным, является величайшей, которую испытывает человек в «неиндустриальных» условиях.

Цель прыжка - не просто выжить, а коснуться плечами и головой разрыхленной земли. Считается, что таким образом мужчина «оплодотворяет» почву, передает ей свою силу и обеспечивает плодородие на весь следующий год. Не все прыжки заканчиваются хорошо. Ежегодно во время этого действа гибнут несколько человек.

-3

Для чего так рисковать?

На первый взгляд, всё логично для традиционного общества. Во-первых, это, как мы уже поняли, сельхоз обряд. Чем выше башня и чем смелее прыжок, тем богаче будет урожай ямса.

А еще, это и обряд инициации. Мальчики совершают свой первый прыжок с нижних ярусов башни, доказывая, что они готовы стать мужчинами. После этого прыжка мать символически избавляется от какой-то вещи, принадлежавшей сыну в детстве - всё, детство закончилось. Для взрослых мужчин это способ подтвердить свою храбрость и статус. Отказаться от прыжка значит покрыть себя позором.

-4

Подготовка к прыжку - целая духовная практика. Перед прыжком мужчины соблюдают ритуальную чистоту: воздерживаются от интимных связей и соблюдают строгую диету. Они верят, что нагол очищает их от грехов и болезней.

Любопытный факт: после трагического случая во время визита королевы Елизаветы II в 1974 году, когда один из прыгунов погиб, мужчины во время прыжков перестали использовать амулеты на удачу. Решили, что полагаться нужно только на собственное мастерство и чистоту помыслов.
-5

Мужественность, плодородие, переходный возраст... Классический набор для любого древнего ритуала. Однако у этого брутального мужского праздника женские корни?

Как появился обряд прыжков с башни

Согласно местной легенде, которая лежит в истоках нагола, он появился не благодаря мужской смелости, а из-за женской смекалки...

Однажды одна женщина, которую постоянно бил ее муж, спасаясь от его приступа гнева (или, по другой версии, слишком настойчивых ухаживаний), убежала в лес и взобралась на высокое дерево баньян. Прежде чем прыгнуть вниз, она догадалась привязать к лодыжкам гибкие лианы. Разъяренный муж, не заметив этой хитрости, полез за ней и сиганул следом. Он разбился насмерть, а супруга благополучно повисла на лианах.

-6

Мужчины деревни, пораженные и, вероятно, униженные таким поворотом событий, решили перенять эту практику. Зачем? Версии расходятся. Одни антропологи считают, что они начали прыгать, чтобы «женщины их больше никогда не обманули». Другие полагают, что это был способ доказать, что они не хуже и тоже могут проявить такую же храбрость.

Как бы то ни было, ритуал стал исключительно мужским. Женщинам теперь запрещено не то что прыгать, а даже подниматься на башню. Во время самого действа они стоят внизу, танцуют и поют, поддерживая своих мужчин.

Туристы, деньги и украденная традиция

С середины XX века слухи о прыгунах с Вануату начали просачиваться во внешний мир. А где экзотика - там и туристы, а где туристы - там деньги.

-7

Ритуал стал одной из главных туристических приманок Вануату. Это, безусловно, приносит деревням доход, на который строятся школы и больницы. Но, как всегда, есть и обратная сторона.

В 80-х годах новозеландец Эй Джей Хакетт, увидев фильм о прыгунах с Пентекоста, загорелся идеей и создал коммерческий аттракцион «банджи-джампинг», запатентовав его и заработав миллионы. Старейшины племени до сих пор считают, что их священную традицию попросту украли, превратив в развлечение и не поделившись доходами. Правительство Вануату даже пыталось на защитить свои традиционные знания, но поезд, как говорится, уже ушел.