Проект, реализуемый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, нацелен не только на сохранение наследия великой артистки, но и на его творческое переосмысление современными балетмейстерами.
Хореографы из разных театров России поставили короткие спектакли. Максим Севагин (МАМТ) представил работу «Человек несогласный» на музыку Прокофьева, вдохновленную высказываниями самой Плисецкой о себе; Максим Петров («Урал Опера Балет») создал дуэт под голос балерины из архивных записей; Александр Омар (НОВАТ) обратился к музыке Чарли Чаплина из фильма «Огни рампы» как отсылке к несостоявшемуся балету Плисецкой и Касьяна Голейзовского; Иван Кузнецов (Ростовский музыкальный театр) сочинил миниатюру, навеянную образом Федры и музыкой Жюля Массне, а Александр Сергеев (Мариинский театр) исполнил сольный номер на музыку Сен-Санса «Лебедь» в новой транскрипции.
В программу вошли также знаковые произведения, связанные с карьерой балерины: «Лебединое озеро» Чайковского, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, «Умирающий лебедь» Сен-Санса в хореографии Фокина, «Гибель розы» на музыку Малера, «Лауренсия» Крейна и «Дон Кихот» Минкуса.
С 2 по 10 сентября гала-концерты пройдут в Москве, Светлогорске и Санкт-Петербурге. Позже проект покажут в других городах: 4 ноября — в Салехарде, а 27 ноября — в Тюмени.
Прима-балерина Мариинского театра Рената Шакирова отметила:
Для меня большая честь участвовать в этом проекте. Я танцую некоторые из партий, которые когда-то исполняла Майя Михайловна. Она была уникальной артисткой и не боялась экспериментировать. Для меня важно сохранять связь между поколениями и отдать дань уважения великой Плисецкой именно на сцене.
Майя Плисецкая ушла из жизни 10 лет назад, но ее наследие до сих пор влияет на мировую культуру балета. Ее артистизм и новаторство остаются примером для новых поколений танцоров.