Найти в Дзене

FALCON X

Я редко даю названия своим сочинениям до того, как музыка прозвучит. Название почти всегда сужает поле ассоциаций — а мне важно, чтобы слушатель сначала встретился с самой музыкой, её дыханием и логикой, и только потом примерил к услышанному какое-то слово. Дебюсси, как известно, поступал именно так: писал название в самом конце музыкального произведения, а не, как обычно принято, в начале. Мне очень нравится этот подход. С Falcon X вышло одновременно и похоже и иначе. Пьеса была написана для XII Всероссийского конкурса имени Альфреда Шнитке в Саратове. По условиям нужно было указать название, что меня всегда вводило в ступор. Стоит ещё сказать, что само произведение строится во многом как диалог с ожиданиями слушателей, и название, ненужные ассоциации, могли бы сломать игру. Я показывал черновики знакомым и спрашивал: «Какие возникают образы?» К моему удивлению, почти все говорили про космос, полёт, инженерные конструкции. Мне эти ассоциации казались диковатыми: ну какая «космичность
Оглавление

Я редко даю названия своим сочинениям до того, как музыка прозвучит. Название почти всегда сужает поле ассоциаций — а мне важно, чтобы слушатель сначала встретился с самой музыкой, её дыханием и логикой, и только потом примерил к услышанному какое-то слово. Дебюсси, как известно, поступал именно так: писал название в самом конце музыкального произведения, а не, как обычно принято, в начале. Мне очень нравится этот подход.

Falcon X
Falcon X

С Falcon X вышло одновременно и похоже и иначе. Пьеса была написана для XII Всероссийского конкурса имени Альфреда Шнитке в Саратове. По условиям нужно было указать название, что меня всегда вводило в ступор. Стоит ещё сказать, что само произведение строится во многом как диалог с ожиданиями слушателей, и название, ненужные ассоциации, могли бы сломать игру. Я показывал черновики знакомым и спрашивал: «Какие возникают образы?» К моему удивлению, почти все говорили про космос, полёт, инженерные конструкции. Мне эти ассоциации казались диковатыми: ну какая «космичность» у струнных пиццикато? Но визуально слово FalconX — мне сразу очень понравилось. Я увидел его сразу в форме готического забора из чёрного калённого железа - точное, ветьеватое, холодное, собранное.

Это я на прослушивании.
Это я на прослушивании.

Спустя время я зашёл в зоологический музей — без плана, просто на час погулять. Застрял у витрин с соколами до закрытия: разные виды, разные судьбы, заметки из зоопарка, ареалы, фотографии. В какой-то момент мне даже вдруг предвиделось, как я в образе сокола пикирую на куропатку, как придавливаю её тушкой одной лапой, а второй лапой - её вот-вот раскрывшееся крыло, как с размаху мой клюв вонзается в её пернатую шею, как медленно и приятно её тёплая кровь с мясом наполняет меня изнутри. По дороге домой меня внезапно накрыло: Falcon X — это ведь квинтэссенция соколиности. Взгляд, пружинная готовность, работа с ветром, стремительный рывок, и в то же время — дисциплина, точность, «механика» полёта. Но всё-таки, сокол — не программа к пьесе. Скорее, образ, атмосфера, дополнительный ключ к восприятию. Возможно, именно потому название пьесы у меня написанно латиницей. Наверное, единственное произведение с латинским названием не считая "A.S.S", который является аббревиатурой.

Вот таким был я в день её премьеры
Вот таким был я в день её премьеры

Чуть подробнее о самой работе

Состав — камерный струнный оркестр. А точнее, шесть скрипок, два альта, две виолончели, один кантрабас. Каждая партия — самостоятельная линия: здесь почти нет дублирования, у каждого своя функция в механизме. Основу звучания составляет pizzicato (это когда на струнных смычковых инструментах играют пальцами, а не смычком).

Первая страница партитуры
Первая страница партитуры

Некоторым слушателям Falcon X напоминает русскую «скерцозность» — в духе Чайковского (вспоминают скерцо из Четвёртой симфонии). Я не закладывал прямых отсылок, но мне близка эта школа концентрации: когда форма держится не на внешних эффектных жестах, а на точной организации движения внутри ткани.

Вот такие диски дарили всем участинкам конкурса. Приятно.
Вот такие диски дарили всем участинкам конкурса. Приятно.

Falcon X был представлен на саратовском конкурсе имени Шнитке, где я получил лауреата первой степени и специальную грамоту оркестра. Пьесу эту любят играть разные оркестры в разных странах СНГ. Но исполнение Приволжского Камерного Оркестра под управлением Михаила Мясникова до сих пор является одним из моих любимых.

Спасибо, что слушаете.