Найти в Дзене
FALCON X
Я редко даю названия своим сочинениям до того, как музыка прозвучит. Название почти всегда сужает поле ассоциаций — а мне важно, чтобы слушатель сначала встретился с самой музыкой, её дыханием и логикой, и только потом примерил к услышанному какое-то слово. Дебюсси, как известно, поступал именно так: писал название в самом конце музыкального произведения, а не, как обычно принято, в начале. Мне очень нравится этот подход. С Falcon X вышло одновременно и похоже и иначе. Пьеса была написана для XII Всероссийского конкурса имени Альфреда Шнитке в Саратове...
3 месяца назад
Разбор произведения “Сны” для симфонического оркестра
Однажды я задумался, что же такое лад? Любой ли это набор звуков, чем-то объединённых? Есть ли минимальная или максимальная граница количества звуков для того, чтобы лад состоялся? Можно ли построить целую симфонию всего из шести нот? Однажды я пришёл к неподтверждённому выводу, что чем меньше в ладу звуков или других музыкальных событий, тем лад воспринимается консонанснее. В «Снах» я решил это проверить: как далеко можно зайти, если ограничить себя очень жёстким кодексом. На протяжении одиннадцати минут звучат только шесть звуков: E–H–C–G–G#–D#...
3 месяца назад
О правилах и ошибках при написании музыки
Меня часто спрашивают: «А так можно? В этом нет ошибки» — и за этим вопросом часто скрывается тревога: а вдруг я нарушу правило, а вдруг допущу ошибку? Это очень опасное чувство, которое в конечном итоге может отпугнуть от творчества вообще. Многие так и не начинают писать музыку поставив себе установку: "сначала научусь писать, а вот уже затем...". Но проблема в том, что они так и не научатся писать. А изучать глубины теоретической литературы можно бесконечно, не продвинувшись глубже ни на шаг. Вся магия заключается в том, что в музыке нет единого уголовного кодекса...
132 читали · 3 месяца назад
Три «плода» композитора: фонограмма, партитура и клавир
Хочу поделиться наблюдениями из своей практики. Работа композитора — это гораздо больше, чем звучание на концерте или в записи. Финальный звук — лишь верхушка айсберга большого производственного процесса: от сочинения и оркестровки до записи, сведения и интерпретации. Всё чаще композиторы берут на себя всю цепочку целиком. Сегодня — о трёх важных результатах композиторского труда, которые, по моему опыту, независимы друг от друга и одновременно дополняют друг друга: фонограмма, партитура и клавир...
3 месяца назад
Как я поступал в Московскую консерваторию
Ровно десять лет прошло с моих вступительных экзаменов в МГК им. Чайковского на композиторский факультет — в том самом 2015 году. До сих пор вспоминаю тот период как один из самых счастливых в жизни. Это было то, к чему я долго шёл: готовился, мечтал, ждал… С самого начала моего увлечения музыкой. Ради этого, по большому счёту, я и поступал в Гнесинку. Первым был главный экзамен — по специальности. Самый торжественный и, пожалуй, самый немногословный. Нужно было принести свои произведения в виде партитур и аудиозаписей...
382 читали · 5 месяцев назад
“История Кая и Герды” — волшебная опера, в которую хочется погрузиться
Посчастливилось мне попасть на оперу Сергея Баневича “Приключения Кая и Герды” в Большом Театре — и это оказался тот редкий случай, когда ты выходишь из зала с ощущением, что прожил не просто спектакль, а целую жизнь. Ведь иногда спектакль не просто нравится — он втягивает тебя в свой мир, завораживает, удивляет, оставляет в тебе послевкусие, с которым не хочется прощаться. Это формула хорошего произведения. Именно таким произведением оказалось для меня опера «Приключения Кая и Герды». Услышал я её впервые...
213 читали · 5 месяцев назад
Лаан Гэлломэ. Мюзикл, изменивший мою жизнь.
Иногда ты сочиняешь музыку. А иногда — музыка сочиняет тебя. Именно так было с “Лаан Гэлломэ” — мюзиклом, которому я посвятил четыре года жизни, который заставил меня задуматься о границах жанра, пройти через восторг, боль, театр, ролевиков, свет, ослепление прожекторами, крушение, любовь, предательство и веру. Это рассказ не только о проекте. Это история взросления. История жизни. Лаан Гэлломэ — это достаточно большой и важный период в моей жизни. Период, который длился ни много, ни мало, а с 2013-го по 2017-й год...
5 месяцев назад
Часть III. Моё первое училище
Путь к исполнению мечты — поступлению в МГК им. Чайковского на композиторский факультет — оказался тернистым. Ни я, ни моя семья не были юридически подкованными. Все вокруг говорили, да и мы сами были уверены: чтобы поступить в высшее музыкальное, нужно сначала закончить музыкальное училище. А чтобы поступить в училище — нужна музыкальная школа. А мне уже за двадцать, какая музыкальная школа? Я пытался пройти этот путь как мог: занимался в студиях, пробовал получить справку об окончании ДМШ за деньги,...
105 читали · 5 месяцев назад
Часть II. Мои первые музыкальные сочинения
Вчера я опубликовал статью, где рассказываю о самом начале моей музыкальной жизни, о том, что ей предшествовало, но совсем не говорил о своих первых музыкальных произведениях. Сейчас я хочу исправить это. С тех пор многое изменилось. Сегодня, когда я готовлю свои мюзиклы к релизу, я всё чаще вспоминаю те первые попытки. И знаете… в чём-то они были самыми честными. К сожалению, я не знал тогда, что музыку нужно сохранять. Теперь знаю. И одна из причин, почему я пишу это сейчас — сохранить хотя бы память...
5 месяцев назад
Часть I. Моя музыкальная жизнь до первых нот.
Я пока не настолько стар, чтобы писать мемуары, но предполагаю, что написать автобиографию моей жизни было бы полезно. И для меня — чтобы охватить всё целиком, переосмыслить, понять, в том ли направлении я сейчас иду. И для читателя — чтобы ближе познакомиться со мной, где-то вдохновиться, где-то, возможно, не повторить моих ошибок. Свою жизнь я условно разделю на шесть периодов: 1. Первые десять лет жизни (1991–2001) 2. Первые вдохновения, музыкальные миры (2001–2008) 3. Первое серьёзное знакомство с музыкой (2008–2011) 4...
6 месяцев назад
Как озвучить любой феномен. Лайфках для композиторов.
Сегодня я поделюсь системой, которая поможет вам озвучить любой феномен — от природного явления до абстрактной идеи. Это не волшебство, а простая, поэтапная схема. Я разработал её в процессе занятий с учениками Мастерской. Она помогает преодолеть творческий ступор, обрести ясность и придать звуковую форму даже самому неуловимому образу. Для демонстрации я буду приводить примеры с одного из последних уроков, где мы сочиняли музыку к образу полнолуния. Идея обычно идёт от задачи или от заказчика (написать...
6 месяцев назад
О музыкальных параметрах с точки зрения композитора
Любые размышления о композиторских и исполнительских методах и техниках окажутся бессмысленными, если мы не будем говорить об очень важном и, к сожалению, сильно недооценённом явлении в музыке — музыкальных параметрах. Многие начинающие композиторы (и, к сожалению, исполнители) сосредоточены на их ограниченном числе (обычно это звуковысотность и ритм, изредка — динамика), игнорируя всё остальное. Да и то, динамика чаще всего игнорируется исполнителем, даже если подробно выписана автором. Темпы же игнорируются ещё чаще, интерпретируются свободнее...
6 месяцев назад