Найти в Дзене

Мнения «АГ» // Нюансы Закона о платформенной экономике

Ведущий юрист юридической фирмы INTELLECT Анна Скорова комментирует вступающий в силу с 1 октября 2026 г. Закон о платформенной экономике.

«Основными его целями являются поиск баланса интересов всех участников цепочки реализации товара посредством маркетплейсов, а также пресечение злоупотреблений со стороны последних», – отметила автор.

Федеральным законом от 31 июля 2025 г. № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» впервые на законодательном уровне введено понятие «платформенная экономика». Это совокупность взаимоотношений между покупателями, продавцами/исполнителями (в законе указаны как «партнеры») и непосредственно маркетплейсами (именуемыми в законе «посредническая цифровая платформа»), пунктами выдачи заказов.

Однако Закон не содержит критериев, на основании которых следует разграничивать цифровые платформы и посреднические цифровые платформы, – эти критерии должны быть утверждены постановлением Правительства РФ.

Предполагается, что при соответствии данным критериям цифровые платформы будут включены в реестр посреднических цифровых платформ (именно к ним, судя по всему, будут относиться маркетплейсы). Следовательно, если цифровая платформа не включена реестр, она остается за пределами правового регулирования Закона.

огласно Закону непосредственное взаимодействие с продавцами, размещающими на платформе товары, и покупателями осуществляет оператор посреднической цифровой платформы (оператор). Законодатель, устанавливая возможность одностороннего изменения договора со стороны оператора, а также срок уведомления о внесении изменений (45/15 дней), не вводит ограничения на их изменения – например, возможную периодичность корректировки условий, ухудшающих положение партнеров. Это наиболее актуальная проблема, поскольку договоры, как правило, заключаются путем принятия (акцепта) оферты на сайте маркетплейса; договор является типовым и не допускает разногласий/возражений со стороны потенциального партнера. Фактически введение срока уведомления не гарантирует соблюдение прав партнеров, предоставляя маркетплейсам свободу действий в указанной части, что, полагаю, потребует дополнительных ограничительных положений для операторов.

Из «плюсов» Закона стоит выделить досудебный порядок обжалования партнером и пунктом выдачи заказов действий оператора, связанных в том числе с применением мер гражданско-правовой ответственности, ограничением или прекращением размещения карточки товара, ограничением доступа к личному кабинету и т. д. Однако Правительством РФ могут быть утверждены дополнительные требования к данной процедуре.

Подробнее читайте на сайте «АГ».

Наш канал в «Telegram». Подпишись, чтобы быть в курсе!