Найти в Дзене
KINOTODAY

Почему "Человек-паук" это последняя надежда студии Marvel на успех?

Сейчас дела у комиксов в прокате идут не самым лучшим образом. Дошло до того, что кассовые сборы в районе 500–600 миллионов долларов считаются отличным результатом. Все очень счастливы и даже просят поставить памятник Джеймсу Гану за то, что он, по их мнению, снял "отличное кино", я сейчас говорю про фильм "Супермен" 2025 года. Однако десять лет назад за схожий «великий успех» Зак Снайдер получил массу критики, и съëмки фильма «Человек из стали 2» и трилогию Лиги справедливости свернули. В итоге мы получили какую то часть фильмов и сейчас начинается перезапуск. Еще хуже обстоят дела у студии Marvel. Их последняя фаза собрала в прокате меньше денег, чем самая первая, в которой были "провалившийся" «Халк», а также «Тор» и «Первый мститель», собравшие лишь на «бургеры» для съëмочной группы, как утверждается. Однако это не остановило Marvel, ведь у них был «Железный человек», который привел к появлению «Мстителей». А дальше все знают, к чему это привело. Нам подарили целую сагу безопасност

Сейчас дела у комиксов в прокате идут не самым лучшим образом. Дошло до того, что кассовые сборы в районе 500–600 миллионов долларов считаются отличным результатом. Все очень счастливы и даже просят поставить памятник Джеймсу Гану за то, что он, по их мнению, снял "отличное кино", я сейчас говорю про фильм "Супермен" 2025 года. Однако десять лет назад за схожий «великий успех» Зак Снайдер получил массу критики, и съëмки фильма «Человек из стали 2» и трилогию Лиги справедливости свернули. В итоге мы получили какую то часть фильмов и сейчас начинается перезапуск.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Еще хуже обстоят дела у студии Marvel. Их последняя фаза собрала в прокате меньше денег, чем самая первая, в которой были "провалившийся" «Халк», а также «Тор» и «Первый мститель», собравшие лишь на «бургеры» для съëмочной группы, как утверждается. Однако это не остановило Marvel, ведь у них был «Железный человек», который привел к появлению «Мстителей». А дальше все знают, к чему это привело. Нам подарили целую сагу безопасности из более чем 20-ти фильмов и 4 крутых фильма про Мстителей.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Сейчас ситуация выглядит более пугающей. Из всех фильмов Marvel за последние пять лет, без всяких «но» и «если», отлично выступил только один — «Человек-паук». Правда права на него находятся в руках студии Sony, что немного забавно, особенно если вспомнить ценник, за который она приобрела эти права 25 лет назад. Если кому-то известна стоимость покупки - напишите в комментариях, я добавлю в статью. В 2026 году нам представят очередной фильм «Человека-паука: Совершенно новый день». И вряд ли найдутся люди, которые не верят в его успех, даже на фоне провалов других комиксов. Сегодня мы вспомним линейку фильмов о Человеке-пауке, в которой тоже были свои неудачи. Но даже их неудачи — это большая удача для всех остальных.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Связать свою карьеру с «Пауком» могли многие знаменитые режиссеры, и большинство из них могли превратить его в нечто совершенно иное. Особенно обидным кажется отказ Майкла Бэя от режиссерского кресла. Официально считается, что Бэй отказался из-за плотного графика. Попытки снять кино про Человека-паука предпринимались еще в 70-х, но это были телевизионные проекты, которые никто не смотрел. В 80-х студия Cannon хотела удивить всех, но, пока они пытались придумать сценарий - студия обанкротилась.

В начале 90-х права на Человека-паука начали переходить из рук в руки. Тогда-то им заинтересовался Джеймс Кэмерон. Ему нужен был новый фильм для Арнольда Шварценеггера, и он решил, что «Человек-паук» — то, что нужно. В сценарии Кэмерона было много крови, ругани и разного непотребства: Питер Паркер и Мэри Джейн занимались любовью прямо посреди улицы... Арнольд должен был наблюдать за этим со стороны. Кэмерон по какой-то причине побоялся сделать его Питером Паркером, и Арни должен был стать Доктором Осьминогом. Спонсировать производство должна была студия Carolco, но в середине 90-х она тоже обанкротилась. Из-за прав на Паука все переругались, и проект умер. Слава богу, что такой фильм нам не показали, хотя, кто его знает, может быть он бы и стал классикой.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Вскоре проект прибрала к рукам студия Sony. Данные о сумме сделки сильно разнятся, так как права на Человека-паука в 90-х принадлежали сразу нескольким сторонам, и с каждой пришлось договариваться. Тяжелее всего было со студией, подхватившей активы обанкротившейся Carolco. Но в итоге все вопросы были улажены, и начался процесс производства. Предложение снять фильм получил Дэвид Финчер, режиссер фильмов «Семь» и «Бойцовский клуб». Финчер отказался, хотя сам утверждал, что это студия ему отказала. Он сразу предложил убить Гвен Стейси, так как она его раздражала, и снять суровое кино, потому что «ерунда от Marvel» ему не нравилась. Испугавшись, боссы Sony обратились к Барри Зонненфельду, режиссеру «Людей в черном» и «Достать коротышку». Тот отказался в пользу «Людей в черном 2». Пытались уговорить Яна Де Бонта, создателя «Скорости» и «Смерча», но договориться не удалось — возможно, из-за графика или потому, что он предпочел снимать «Лару Крофт: Расхитительницу гробниц 2».

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Когда все отказались, появился Сэм Рэйми, на тот момент про него особо никто не слышал и он не был таким известным. Sony решила, что терять нечего, ведь Рэйми тоже умел снимать неплохое кино, которое нравится зрителям, хотя в прокате его фильмы часто проваливались. Перед «Пауком» он потерпел три неудачи подряд, так что его услуги стоили недорого, а идеи о творческом контроле его не волновали. Почти все актеры, которых хотел видеть Рэйми, по разным причинам отказались. Он мечтал о Хите Леджере, но студия его не хотела, или он был занят, или сам отказался, так как ему не нравился Человек-паук.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

В итоге выбрали Тоби Магуайра, которому Паук тоже был неинтересен, но за 3 миллиона долларов он согласился. Позже Тоби признался, что прочитал пару комиксов, но только после давления со стороны Sony. Даже рекламируя фильм, он умудрился заявить, что «картинки с пузырьками» не читает, за что получил нагоняй от коллег. Сроки поджимали, и Тоби приводил себя в форму уже во время съемок. Где-то даже можно заметить, как он перестает «трястись» и обретает спортивный вид. Выбор Магуайра может показаться странным, но в то время он считался восходящей звездой благодаря успеху фильма «Правила виноделов».

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Уильям Дефо не рассматривался на роль Зеленого Гоблина, но сам напросился, заваливая режиссера и продюсеров своими пробами и буквально ночуя у них под дверью. В итоге его взяли, и Гоблин получился весьма удачным. Кирстен Данст прошла кастинг, обойдя Элишу Катберт и Элизу Душку, которая долго считалась фавориткой, но в итоге уступила из-за неудачного прослушивания с Магуайром.

Фильм обошелся в 139 миллионов долларов — солидный бюджет для 2002 года. Но в прокате он стал триумфом, обновив множество рекордов. Это был первый фильм, собравший за уикенд более 100 миллионов долларов в домашнем прокате. Всего он заработал 821 миллион, что с учетом инфляции эквивалентно примерно 1,5 миллиарда на сегодняшний день. Если «Люди Икс» вернули нам веру в комиксы, то «Человек-паук» показал, что они — золотая жила. Бюджет второго «Человека-паука» вырос до 200 миллионов долларов, что привело к проблемам, главной из которых стал сам Тоби Магуайр. Режиссер опять не получил желаемых актеров, а съемки начались без готового сценария. Черновик был, и решили, что сойдет. Деньги от первого фильма текли рекой, и ждать никто не хотел, в итоге только Магуайр тормозил процесс.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Увидев гонорары Арнольда Шварценеггера, Уилла Смита и Джулии Робертс, Магуайр решил, что он не хуже, и отказывался выполнять трюки и работать с командой визуальных эффектов. Он жаловался на «мигрирующие боли» по всему телу, якобы полученные на съемках фильма «Фаворит», и требовал 25 млн. долларов плюс 10% от кассы. Студия предлагала 17 млн., считая, что пока рано. Тогда Тоби продолжал ссылаться на травмы, и Sony запустила слух, что Джейк Джилленхол готов его заменить. Джейку даже организовали тренировки, о которых трубили повсюду. Внезапно Тоби «выздоровел» и согласился на 17 млн. плюс бонусы за кассовые достижения. Официально никто не говорил, что он врал о травмах, но предполагается, что его прежний агент подтолкнул к этой тактике ради больших денег.

Второй фильм собрал 795 млн. при бюджете в 200 млн. долларов. Студия заработала меньше, чем с первого фильма, но суммарный доход всех устраивал, что и повлияло для съёмок третей части. Третий фильм стал по-настоящему проблемным. Его даже пришлось переснимать, так как зрители на тестовых показах остались недовольны. Сэм Рэйми позже называл фильм ужасным, но утверждал, что его заставили снять такое кино. Вероятно, дело в недоборе второго фильма — от него ждали большего. Сейчас это выглядит забавно: у сиквела лучшие зрительские оценки, но худшие кассовые показатели в трилогии.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Проблемы возникли из-за того, что первоначальный план на третий фильм пересмотрели. Студия хотела больше денег, чем у сиквела, и решила добавить побольше известных злодеев. В последний момент в фильм протолкнули Венома по настоянию продюсера Ави Арада, которому «так больше нравилось». Бюджет третьего «Человека-паука» официально неизвестен, но варьируется от 250 до 400 млн. долларов. Если взять среднее — 350 миллионов в 2007 году, — с учетом инфляции это эквивалентно более чем 500 млн. сегодня. Съемки в центре Нью-Йорка обходились почти в миллион долларов за день, и из-за пересъемок такие расходы пришлось нести дважды.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

После третьего фильма Тоби Магуайр с новым агентом заявил, что спина не болит, но он готовится стать отцом и по этому на съемки времени нет. За третий фильм он получил 15 млн., так как касса второго просела, но у третьего выросла. Тоби снова захотел 25 млн. за четвертый фильм. Соглашение почти достигнули: Тоби получал свой гонорар. Но Сэм Рэйми настоял на своем плане, который не понравился Sony. Студия хотела вернуть Венома, который якобы выжил, а Рэйми требовал Черную Кошку и добавления Стервятника. Он писал несколько сценариев, но, когда ему предложили добавить Мистерио, Рэйми психанул. По одной версии, он получил «пинок под зад», по другой — бросил сценарии в продюсера и ушел с гордо поднятой головой.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Кирстен Данст в те годы имела проблемы с алкоголем и часто попадала в реабилитационные центры, так что в четвертом фильме ее роль не предполагалась. По слухам, все участники требовали слишком много денег, и Sony, психанув, разогнала команду и объявила перезапуск франшизы. В середине 2000-х Рэйми признался, что ему надоели герои «Человека-паука», и он испортил третью часть, так как снимал без энтузиазма. Он считал, что франшизой должен был заниматься режиссер, которому персонажи симпатичны.

Sony быстро начала собирать перезапуск. Первым выбором на пост режиссера был Гэри Росс, но он сбежал из-за «творческих разногласий». Пытались привлечь Кэтрин Бигелоу, но она отказалась, не желая снимать «мультики» или требуя творческий контроль. Уэс Андерсон тоже был заинтересован, но Sony не дала ему контроля. В итоге режиссером стал Марк Уэбб, который был согласен работать за минимальную плату. На кастинге нового «Человека-паука» было столпотворение. Пауком могли стать Тейлор Лотнер, но помешал график «Сумерек», или Джозеф Гордон-Левитт, которого связывали с ролью Робина в фильмах о Бэтмене. В итоге выбрали Эндрю Гарфилда, чья роль в фильме «Социальная сеть» впечатлила продюсеров. Эмма Стоун обошла Анну Кендрик, Терезу Палмер и Эмбер Херд на кастинге на роль Мэри Джейн.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Гарфилд, в отличие от Тоби, мечтал сыграть Паука и согласился на 500 тысяч долларов. Бюджет фильма составил 230 миллионов из-за затянувшихся съемок в Нью-Йорке, но в прокате он собрал 758 миллионов — меньше, чем фильмы Рэйми, но с учетом инфляции это около миллиарда на сегодня. Сценарий второго «Человека-паука» с Гарфилдом переписывали на ходу, из-за чего Носорог стал эпизодическим персонажем. Бюджет составил 200 млн, но фильм собрал 708 миллионов, что разочаровало Sony. По одной версии, с учетом 50% отчислений кинотеатрам и маркетинговых затрат, студия заработала минимум. По другой, из-за взлома переписки стало известно, что бюджет был 293 млн, и фильм оказался убыточным. Это подтверждается тем, что после провала начались переговоры с Marvel, от которых Sony ранее отказывалась.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Marvel хотела нового Паука без Гарфилда. В итоге выбрали Тома Холланда, чья гибкость благодаря балету дала преимущество. Зендая получила роль Мэри Джейн, а режиссером стал Джон Уоттс. Новый «Человек-паук: Возвращение домой» (2017) обошелся в 175 миллионов и собрал 881 миллион, что стало успехом благодаря поддержке Marvel. Сотрудничество продолжилось: «Человек-паук: «Вдали от дома» (2019) Marvel покрыла 25% затрат, а фильм при бюджете в 160 миллионов собрал 1,132 миллиарда.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Третий фильм, «Человек-паук: Нет пути домой» (2021), с бюджетом в 200 миллионов использовал фансервис, вернув Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда. Он собрал 1,953 миллиарда, принеся Sony около 700 миллионов чистой прибыли. Marvel получила 25%, так как покрывала часть затрат. Фильм мог бы перешагнуть 2 миллиарда, но не вышел в Китае, возможно, из-за цензуры или финансовых разногласий.

Сейчас снимается четвертый фильм с Томом Холландом. На фоне падения кассы комиксов интересно, сохранит ли «Человек-паук» статус самого кассового супергероя. Ни один другой персонаж не собирал 1,9 миллиарда за фильм. Анимационные проекты Sony, такие как «Человек-паук: Через вселенные», тоже успешны, но третий мультфильм перенесли на 2027 год из-за переделок сюжета и конфликтов продюсеров. Когда-то студия Fox отказалась от прав на Паука за 5 миллионов, купив вместо этого «Людей Икс» за 7 миллионов. Sony приобрела Паука за 10 миллионов, а теперь один фильм приносит ей 700 миллионов.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Если вам понравилась статья и вы нашли для себя, что-то интересное, поставьте пожалуйста, ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ на канал! Для вас две секунды, а мне приятно!

Какой Человек-паук на ваш взгляд самый достойный? Пишите в комментариях своё мнение!