Мой отец верил, что, если мир узнает, кто я на самом деле, он отвергнет меня из страха. "Человек из стали"
Знаете, меня не так легко удивить. Я пережил четвёртую и пятую фазу Marvel. Но видеть, как в 2025 году кто-то на полном серьёзе называет криптонца Джеймса Гана добрым, хорошим парнем… Вот тут я на секундочку похудел. Серьёзно? Этого эгоистичного диктатора в плаще? Супермен Джеймса Гана — живое воплощение внешней политики США. Джеймс обрисовал своего героя как ходячую проекцию американской диктатуры, где пафос соседствует с геополитическим хамством. А ещё он глуповатый, инфантильный и безответственный. Новый Супермен это тридцатилетний мальчишка, по сути ходячее ЧП, которое живёт по принципу: сначала делаю, потом думаю, потом обвиняю других.
Давайте по порядку. Супермен — абсолютное военное превосходство: сверхскорость, суперсила, неуязвимость. Любой конфликт он может решить в одиночку. США после Второй мировой — ровно то же самое: крупнейший военный бюджет в мире, авианосцы, базы на всех континентах. Проблема в том, что само наличие такой силы уже провоцирует гонку вооружений. Страны начинают искать способы защититься или дать отпор. Вторжением в другую страну Кент ещё и ускорил межвидовую гонку вооружений, потому что теперь каждый лидер захочет создать себе оберег от Супермена и других металюдей. Добро пожаловать в эру бункеров и криптонитовых боеголовок.
Замечу, что он ещё и эгоист. Марк Грейсон в конце комикса "Неуязвимый", кто смотрел или читал, понимает о чем я сейчас пишу. Так вот Марк понял, что присутствие вельтрумитов на Земле мешает развитию человечества и провоцирует конфликты. Поэтому он улетел с планеты вместе со своим народом, что вполне логично. Кент же не хочет покидать Землю, потому что ему здесь нравится. Он либо слишком недалёкий, либо ему совершенно неважно, что его присутствие провоцирует гонку вооружений и международные конфликты. Супермен прилетает решать проблемы, даже если его туда никто не звал, в духе: «Я знаю, что правильно». Это копия американской стратегии от Латинской Америки до Ближнего Востока, где часто оправдание звучит так же: «Если мы не вмешаемся, будет хуже».
«Как только я остановил войну, я отправился к Гуркасу. Куда я полетел с ним? В пустыню и отпечатал его в кактус». Когда ты летишь в чужую страну, хватаешь её лидера и прижимаешь к кактусу, чтобы остановить наступление его войска, это не геройство. Это грёбаный самосуд. Это интервенция в духе худших примеров ЦРУ, только с лазерным зрением и нарциссизмом. Супермен превращается не в символ надежды, а в геополитического диктатора. Он вмешивается в дела других стран, лично решает, кто хороший, а кто плохой, и с абсолютно холодной уверенностью делает то, что считает нужным. Даже чиновники в конце признают: миром теперь правят металюди, а точнее, Супермен как их главное лицо. Супермен становится именно тем, кем видели его родители с Криптона, — мировым арбитром и диктатором.
Супермен декларирует моральные принципы: защита невинных, честность, помощь другим. Но, если ситуация требует, он нарушает эти правила. Например, игнорирует международные договорённости, работает с убийцами из Банды Справедливости или разрушает инфраструктуру ради победы. США — мастер-класс по этому пункту: говорят о правах человека, но сотрудничают с диктатурами, когда это выгодно. В фильме он не особо стремится подчиняться всемирному совету или дипломатическим каналам. Он сам себе судья и исполнитель. США в реальности часто действуют в обход ООН, НАТО или международных судов, если решения этих структур им не подходят. После разрушений и жертв Супермен всё равно остаётся героем в глазах людей благодаря харизме, СМИ и его символу. Америка делает то же самое через Голливуд, поп-культуру и контроль информационного поля. Плохие новости быстро тонут в потоке красивых историй о спасении мира.
Его действия часто создают новые угрозы. Злодеи и другие державы поднимаются именно в ответ на его вмешательство. Прямая параллель с американской внешней политикой, где свержение одного режима часто рождает хаос, гражданские войны или новых врагов. В разговоре с Лоис мы чётко видим, что Кент не считает себя злодеем. Он уверен, что его вмешательство всегда во благо. США точно так же верят, что их ценности универсальны и что мир станет лучше, если все будут жить по их лекалам. А что это, если не диктатура? США считают себя исключительной нацией с исключительными правами, о чём прямо сказал Барак Обама. В итоге Джеймс Ган снял Супермена как опасного, самоуверенного мирового доминатора. Он может быть твоим спасителем, а может случайно разнести половину города в процессе. При этом он предстаёт перед нами как бесконечно туповатый, инфантильный и безответственный перень с фермы.
Когда Кент пытается спорить с Лоис на дебатах, это как смотреть, как черепаха пытается обсудить рынок нефти с Илоном Маском. Он не разбирается в геополитике. Не читал «Искусство войны» и, скорее всего, думает, что слово «гегемония» — это что-то про зоопарк. И при этом этот парень лезет спасать мир, ещё и работает журналистом. Его пушистое чудовище заслуживает отдельного разбора. Супермен выпускает свою агрессивную суперсобаку во время паники и эвакуации. Это ровно то же, что США, выпускающие свои спецподразделения или вооружённые дроны в зонах конфликта, где гибнут мирные жители, под лозунгом: «Мы защищаем мир». Крипто вроде за нас, но его методы — хаос и разрушение.
Вы хоть раз видели хозяина, который выпускает агрессивную боевую собаку с силами Супермена без намордника во время ЧС? В фильме постоянно показывают, что эта машина смерти весьма агрессивна и очень игрива. При этом ей достаточно одного случайного движения или даже чиха, чтобы разнести человека. Такое существо должно находиться в Крепости Одиночества, а если и брать её на миссии, то с намордником и поводком из криптонита. Но за три года геройства Кент так и не придумал, как её обуздать, хотя часто берёт её с собой на миссии. Это не просто безответственность, это преступная халатность, за которую нужно судить.
А думает ли Кент о родителях? Может быть, он помогает им финансово или отправляет роботов из Крепости Одиночества, чтобы помочь с физической работой на ферме? Почему бы не устроить родителям новый шикарный дом, оплатить путешествие в Европу, чтобы они на старости лет успели посмотреть мир? А как живут Кенты? Бедно, скромно, на грани выживания. А их приёмный сын вместо того, чтобы отправить пару монет родителям, ходит в "розовых" очках и пишет заметки для небольшой газетёнки. Ты можешь пролететь сквозь гору, но не можешь финансово помочь родителям? Серьёзно? Гениальный гуманист, ничего не скажешь.
Супермен не должен вести социальные сети, что крайне важно в наши дни информационных и когнитивных войн. Именно из-за этого медийного вакуума Лекс Лютор, которого можно было бы разоблачить одним эфиром, стал символом человеческого сопротивления. И да, научную базу из Крепости Одиночества и мышцы Супермена можно было бы пустить на развитие энергетики, медицины, промышленности, создание новых ресурсов для человечества. Но Супермен за три года геройства упорно продолжает бить морды. Грейсон из Неуязвимого в 18 лет понял, что его кулаки — меньшее, что он может дать миру. Он начал строить солнечные батареи для развития энергетики и помогать в других научных делах. Инфантильному криптонцу на это наплевать, как и на то, что транснациональные корпорации грабят десятки стран мира. На эти преступления и злодеяния своих друзей он закрывает глаза. Почему? Потому что диктатору позволено иметь двойные стандарты.
Супермен Джеймса Гана — не герой. Он опасен, импульсивен, эмоционально незрел, медийно бесполезен и морально некомпетентен. Всё, что держит его в рамках, — это слюнявые воспоминания о ферме и журналистка с синдромом героя в фазе обострения. Так что в следующий раз, если кто-то вам скажет: «Ну, он же просто добрый парень с фермы», отвечайте: «Чем больше сила, тем больше и ответственность».
Если вам понравилась статья и вы нашли для себя, что-то интересное, поставьте пожалуйста, ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ на канал! Для вас две секунды, а мне приятно!