Привет, друзья! Я Катя, и вот уже 3 года живу во Вьетнаме, где каждый день вижу, как местные крутятся как белки в колесе, но при этом выглядят бодрыми и счастливыми. В России я часто слышала (и сама встречалась) о выгорании на работе, на эту тему я даже делала исследование. Поэтому подход вьетнамцев к работе меня очень заинтриговал, и конечно же я допытала всех друзей этим вопросом – сегодня поделюсь с вами их секретами!
Работа для вьетнамца – это честь
Мой друг Хоанг, владелец маленького кафе, поделился, что усталость приходит, когда работа кажется бессмысленной – просто за деньги или без души.
Помните такую поговорку: «Найди себе дело для души, и ты не будешь работать ни дня»
Для вьетнамцев труд – это честь и часть идентичности. Они видят в работе – способ поддержать семью и общество, что дает им мотивацию. Например, Хоанг открывает кафе в 6 утра и закрывает в 10 вечера, но говорит: «Это мой вклад в жизнь – кормлю семей, рабочих, общаюсь и чувствую себя нужным».
Разговаривая с Хоангом, а ему на минуточку уже около 50, я заметила его воодушевление, как будто для него работа это не бремя – а миссия, которая наполняет его жизнь смыслом.
У нас зачастую бывает наоборот – сколько я слышала историй про «нелюбимую работу», но это не столько беда самих людей, сколько всей системы в целом.
Рассказываю личную историю: когда я выпустилась из института у меня было огромное рвение и стремление помогать детям и людям, с этим связана моя профессия. Я пошла в гос учреждение, и мои «розовые очки» разбились – вместо реальной помощи и поддержки меня посадили заполнять документацию, а времени и сил на реальную помощь, общение не оставалось.
Есть же стадии принятия горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Вот я их все прошла на новом месте работы – пыталась изменить подход руководства или программы адаптации детей в целом, но поняла что я маленькая песчинка в этой системе, и мои попытки изменить не дали результатов, потом началась депрессия – и я не смирилась с этим, и ушла.
Получается, что я потеряла свое стремление и интерес/смысл из-за того, что много внешних обстоятельств вставляли палки в колеса и мешали мне реализовывать изначально тот потенциал, с которым я пришла. А вьетнамцам никто не мешает – у них подход к работе и бизнесу проще, каждый на своем месте и делает то, что ему положено – даже открыть свое кафе, поверьте мне, раз в 10 проще чем в России.
Но это лишь мой опыт, я не говорю что у всех обязательно так, знаю много русских-друзей, которые счастливы работать в своей компании в РФ.
Сила коллектива
У вьетнамцев в отличие от большинства русских есть 2 крепкие опоры, по моим наблюдениям: 1 – это семья, 2 – коллектив на работе, сейчас объясню подробно почему.
В их бизнесе семья – это основа: каждому члену семьи делегированы обязанности, то есть редко происходит перегруз только 1 члена семьи, каждый делает по чуть-чуть и в совокупности это дает хороший результат. Вьетнамская семья объединяет поколения: это могут быть и бабушки, дедушки, тети, дяди, мама, папа, дети и так далее.
Плюс семья это и моральная поддержка – после работы можно расслабиться, сходить вместе в кафе, погулять, заняться спортом и вьетнамцы это реально делают. Они живут как клан, собираются вместе и чувствуют в жизни эту опору.
Теперь про коллег, если это работа в найме, например в детском саду, в кофейне, в офисе, в спа-салоне. Мое восхищение вызывает то, что работодатели не скупятся на работников: в детском саду на группу может быть 4 вьетнамки, они могут работать одновременно, либо посменно – то есть 2 утром, 2 вечером.
У нас в русском саду было 20 детей и 2 воспитателя на весь день, я буквально не могла сходить, простите, в туалет с утра до вечера, потому что происходило очень много событий – чего уж говорить о питании и отдыхе, этого времени не было.
У вьетнамцев же очень хорошо развито делегирование обязанностей – каждый выполняет то количество задач, которое может сделать. Еще один яркий пример — это большая кофейня – я увидела как вьетнамцы закрывают смену – их было человек 4-5. Один мыл полы, другой закрывал кассу, третий мыл посуду, четвертый списывал еду.
Когда я работала в кофейне в России у нас было максимум 2 человека, иногда я работала одна и делала все эти задачи одна, поэтому на закрытие смены у меня могло уходить 1-1.5 часа.
К этому приплюсуйте то, что русские живут обособлено вдали от семьи – приходят домой и все делают самостоятельно: убирают, готовят, стирают и так далее. Плюс дома не с кем поговорить и ты просто приходишь, либо ложишься спать и завтра снова на работу, либо сидишь допоздна и смотришь сериалы в том же одиночестве.
Я думаю, что синдром усталости накапливается в том числе из-за одиночества и отсутствия делегирования задач, то есть все рабочие и домашние процессы ложатся на тебя одного, в то время как вьетнамцы делят это между собой и им легче справляться с этим, они не перегружаются, нет ощущения что ты тянешь все сам.
Совместные ритуалы
После смены вьетнамцы не падают без сил, собственно по тем причинам, что я описала выше, они устраивают ритуалы: пьют пиво (кофе/чай) с друзьями, поют караоке, едят уличную еду, прогуливаются по набережной.
Поддержка ритуалов после работы идет как от семьи, так и от коллег по работе – у них принято куда-то выбираться после работы, немного посидеть в уличной кафешке или прогуляться, поиграть в бильярд, сходить в спор зал. Это не занимает много времени, но позволяет переключиться с рабочей деятельности и получить приятные эмоции. Они делятся историями, шутят, либо просто молчат, играя в игру на телефоне по совместной сети, и нагрузка уходит.
В России сколько я не пыталась вытащить друзей в будний день после работы – все отнекивались, я и сама была такая. Для меня рабочий день был как испытанием, по тем причинам, что я указала выше – либо это отсутствие поддержки в решение задач, либо физическая перегрузка от тех же задач, я приходила домой и падала, было только одно желание – лежать на диване.
Но такое обстоятельство только усиливает истощение и выгорание: ты много отдаешь внутренних ресурсов, но никак их не восполняешь новой радостью.
Разрешение на настоящий отдых
Помимо совместных ритуалов и делегирования задач у вьетнамцев есть еще один секрет в рукаве – это сиеста, полноправное время с 11:30 до 14:00 когда ты можешь ничего не делать, спать, отдыхать под вентилятором.
Сиеста для вьетнамцев — это святое, когда на улице начинается пик активности солнца, они уходят в прохладные места и отдыхают, набираясь сил на вторую половину дня и пережидая жару.
Что еще я заметила в их подходе к работе, если у них нет клиентов или работы – они не делают видимость работы, они могут позволить себе ничего не делать, если делать правда нечего.
Первое время меня это дико раздражало, потому что сама была в тех условиях, где на работе сидеть – нельзя, заниматься личными делами – нельзя. Если нет клиентов – делай отчет, если сделал отчет – делай инвентаризацию и так далее можно до бесконечности продолжать список.
Поэтому вьетнамцев я воспринимала как ленивых людей, пока не прожила тут 3 года и не поняла в чем на самом деле смысл, у нас все так невротизировано – ты должен всегда быть активным, всегда приносить пользу, будто ты шестеренка или функция, а не человек.
Во Вьетнаме ценят больше межличностные связи, у них есть ощущение ценности и миссии того, чем они занимаются (и это не ломается), плюс на это не надстраивается то, что ты должен рвать пятую точку для достижения результатов, они все делают постепенно.
Ну что сказать, их религия буддизм, образ жизни и исторические предпосылки, также имеют огромное влияние на их образ жизни, ощущение миссии и ценности от того, что если ты будешь делать то, что должен, будда тебя вознаградит в жизни.
Кстати, касаясь моего исследования выгорания на работе, я действительно проводила такое исследование в одном учреждении РФ, и наибольшие признаки, которые вызывали выгорание у сотрудников были: конфликты с коллегами, организационные трудности (разделение труда и отдыха, документы, срочные задачи, и проч. события) и контакт с руководством :)
Таким образом, если опираться на мое исследование, нам есть чему поучиться у вьетнамцев в плане делегирования задач и разрешения себе права на отдых (но было бы тоже хорошо иметь это время).
Но если внешние обстоятельства не всегда можно изменить, то можно изменить внутреннее отношение к этому – делать все постепенно, не требовать от себя прыгнуть выше головы, позволять себе отдыхать после работы и менять деятельность, чтобы окончательно не закрутиться только в работе.
Они выбирают мудрый подход, по типу: "тише едешь, дальше будешь". Если жить в бесконечном надрыве и высокой производительности, то также быстро выгоришь и не будешь работоспособным (иногда даже очень длительное время).
Поделитесь в комментариях, как вам подход вьетнамцев к работе? Хотели бы вы иметь такие же условия на работе или у вас уже все хорошо?
Я только начинаю писать свои статьи на Дзене, буду благодарна вашей поддержке: поставьте лайк и подпишитесь, это будет мотивировать меня писать дальше!
Рекомендую прочитать статьи по теме: