Найти в Дзене

«Шар улетел» Лучишкина. Самая депрессивная картина XX века

Эту самую депрессивную картину советской эпохи написал Сергей Лучишкин в 1926 году. Она называется просто «Шар улетел». Хранится в Третьяковской галерее на Крымском валу. Вы представляете, что такое для ребёнка вот так потерять воздушный шарик? Помню, как мой сын на 1 сентября случайно выпустил свой в небо. Рыдал чуть ли не весь день. А это, на минуточку, 1926 год! Я вообще не знала, что тогда их вообще продавали. Но посмотрите на реакцию девочки! Она ещё в шоке и просто ещё не успела разрыдаться? Или она уже столько пережила, что подобное событие не вызывает сильных эмоций? В любом случае, мы видим недетскую реакцию. Обычные дети так себя не ведут. И это уже пугает. Тем более, что стоит она на фоне пустынного, унылого двора. А тот, в свою очередь, зажат со всех сторон домами и забором. Тем самым пейзаж также передает какое-то звенящее отчаяние, отсутствие надежды на лучшую жизнь, хроническое отсутствие радости. И тут ещё этот финальный живописный аккорд: повешенный на последнем этаже
Оглавление
Сергей Лучишкин. Шал улетел. 1926. Третьяковская галерея на Крымском Валу.
Сергей Лучишкин. Шал улетел. 1926. Третьяковская галерея на Крымском Валу.

Эту самую депрессивную картину советской эпохи написал Сергей Лучишкин в 1926 году. Она называется просто «Шар улетел». Хранится в Третьяковской галерее на Крымском валу.

Вы представляете, что такое для ребёнка вот так потерять воздушный шарик? Помню, как мой сын на 1 сентября случайно выпустил свой в небо. Рыдал чуть ли не весь день.

А это, на минуточку, 1926 год! Я вообще не знала, что тогда их вообще продавали.

Но посмотрите на реакцию девочки! Она ещё в шоке и просто ещё не успела разрыдаться? Или она уже столько пережила, что подобное событие не вызывает сильных эмоций?

-2

В любом случае, мы видим недетскую реакцию. Обычные дети так себя не ведут. И это уже пугает.

Тем более, что стоит она на фоне пустынного, унылого двора. А тот, в свою очередь, зажат со всех сторон домами и забором.

Тем самым пейзаж также передает какое-то звенящее отчаяние, отсутствие надежды на лучшую жизнь, хроническое отсутствие радости.

И тут ещё этот финальный живописный аккорд: повешенный на последнем этаже дома. Кто-то из жильцов не выдержал такой атмосферы и свел счеты с жизнью.

-3

Тем самым художник передал свои ощущения от происходящего в стране в ту эпоху. Скудный визуальный ряд, атмосфера безысходности.

Но это не 100-процентное отчаяние. Жизнь продолжается.

В окне ниже мы видим мать с ребёнком. И кажется, что она улыбается.

Да, не все погружаются в уныние. Вон одна женщина поправляет причёску, стоя у окна.

У других мы видим симпатичную ажурную занавеску.

-4

У кого-то продукты вывешены за окно для охлаждения. Видимо, пока на работе. Но вечером непременно будет ужин.

Немного искусствоведения

Эта картина интересна ещё кое-чем. Разве мы можем видеть одновременно и девочку, и шарик? Да так, что они почти одинаковым размером?

Сергей Лучишкин. Шал улетел. 1926. Третьяковская галерея на Крымском Валу.
Сергей Лучишкин. Шал улетел. 1926. Третьяковская галерея на Крымском Валу.

Если бы Лучишкин построил картину стандартно, то нет. Мы бы видели только девочку и нижние этажи домов. Или только верхние этажи и шарик. Или фигура героини была бы большая, а шарик еле заметным.

Художник использовал сферическую перспективу!

Это когда мы, зрители, словно находимся в центре шара. И видим всё происходящее как бы на стенках этого шара.

За счет этого можно разместить фигуры и объекты равноудалено от зрителя. А главное, всё умещается в «кадр».

Такой тип перспективы используется крайне редко. Но если художнику очень нужно показать происходящее и на земле, и на небе, то он прибегает вот к такому к методу шара.

Вот ещё один пример подобной перспективы у Петрова-Водкина.

Создать карусельКузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928. Русский музей.
Создать карусельКузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928. Русский музей.

Что было после Шара ?

Картина «Шар улетел» сразу привлекла внимание коллег и критиков. Ее хотели выставлять. Но с выставки… сняли.

Кому-то из партийных не понравился тот самый покойник в окне. Уже тогда всё шло к соцреализму и желанию власти видеть только идеализированные картины о советской эпохе. Лучишкин со своим «Шаром» явно не вписывался.

Сергей Лучишкин. Годы жизни: 1902-1989.
Сергей Лучишкин. Годы жизни: 1902-1989.

Он продолжал работать, экспериментировать. Но таких откровенно депрессивных работ уже не создавал.

Его можно понять. Не захотел бороться с ветряными мельницами.

А вот талант свой проявлять хотелось.

Появлялись новые работы. Вот тут мы смотрим на лыжников сверху, небо в «кадр» почти не попало. А деревья «разрезают» всё пространство снизу доверху. Необычное решение!

Сергей Лучишкин. Лыжники (среди деревьев). 1926. Русский музей.
Сергей Лучишкин. Лыжники (среди деревьев). 1926. Русский музей.

Вот совсем поздняя его работа.

Сергей Лучишкин. Старты надежды. 1977. Ярославский музей.
Сергей Лучишкин. Старты надежды. 1977. Ярославский музей.

Вновь он заинтересовывает нас необычным построением пространства. Тут уже линейная перспектива, но очень глубокая. И необычность в том, что всё пространство заполнено фигурами людей. За счет удаления они становятся всё меньше и меньше.

Разница между ними на переднем и заднем плане получается колоссальная, буквально в сотни раз. Причем у каждого изображенного своя поза! Такое всегда интересно рассматривать.

***

Подписывайтесь на мой канал в Дзен вот здесь.

Если Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу также отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. 15 уроков, а также онлайн-тест: