Найти в Дзене
Культурный код

Как СССР видел небо: советская станция обнаружения целей ЗРК 2К11 «Круг».

Оглавление

На первый взгляд — странная и громоздкая машина, напоминающая бронированный автопоезд, застывший в походном положении. Но стоит заглянуть под обшивку, и перед глазами разворачивается сложная инженерная система, чья архитектура отражает фундаментальные принципы советской радиолокационной философии: устойчивость, автономность и боевая готовность в любых условиях.

1С12
1С12

Речь сегодня пойдёт о 1С12 — самоходной станции обнаружения целей, известной на Западе как Long Track («Длинный грузовик»), — ключевом элементе зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг». Эта машина была сенсорным центром системы, её «глазами», способными видеть сквозь помехи и простирать контроль на сотни километров.

Масса в 36 тонн — вес, который создавала не столько конструкция установки, сколько аппаратура. Такой показатель обусловлен и массивной антенной системой, и полной интеграцией «под борт» всех компонентов: от передатчиков, передовых на время разработки в конце 1950-х, до систем питания и охлаждения. Так же на шасси было размещено буквально всё, что было необходимо для автономной работы.

Места операторов станции
Места операторов станции

Поэтому конструкторам установки удалось обеспечить главное: никаких прицепов и никаких других зависимостей внешних. Поэтому и получился мобильный радиолокационный комплекс, способный развернуться, начать работу и уйти с позиции за считанные минуты.

Устройство как стратегия: отсеки, энергосистемы и логика компоновки

Конструкция 1С12 — это эталон логичности компоновки. Станция была разделена на четыре изолированных отсека: передний с подвалом, задний и два кормовых (левый и правый). Каждый — функционально завершённый модуль. Водительская кабина располагалась отдельно, что снижало уровень шума и вибрации, повышая комфорт и концентрацию водителя в условиях длительной службы.

РЛС дальномер КО П-40 Народной Армии ГДР, фото 2007 год
РЛС дальномер КО П-40 Народной Армии ГДР, фото 2007 год

В переднем отсеке сосредотачивались системы, отвечающие за идентификацию и координацию: аппаратура опознавания «свой-чужой» (1РЛ225 «Тантал-К1»), центральная радиолиния, часть приёмной аппаратуры и топопривязки. Именно здесь формировался первичный облик воздушной обстановки.

В заднем отсеке располагались «силовые» компоненты: передающее устройство, часть приёмника и фидерная система. А в оставшихся отсеках — то, что делало станцию полностью автономной: газотурбинные агрегаты питания и система охлаждения передатчика.

В необычной раскраске.
В необычной раскраске.

Охлаждение передатчика — распределённый блок вентиляторов и радиаторов, обеспечивающий стабильную работу при высокой нагрузке, что очень важно при непрерывном круговом обзоре. Такая компоновка — следствие опыта: инженеры понимали, что отказ одного элемента не должен парализовать всю систему охлаждения.

В целом, модульность, резервирование и физическая изоляция применялась везде, где только можно. Всё это работало на повышение живучести и отказоустойчивости.

Антенна и режимы обзора: как «Лонг Трэк» видел небо

На крыше 1С12 — поворотное устройство с электроприводом, несущее антенную систему. По своей природе - это динамический сенсор, способный адаптироваться к тактической обстановке.

Так могла выглядеть укладка внешнего оборудования
Так могла выглядеть укладка внешнего оборудования

При работе радара всё пространство делится на четыре угломестные зоны:

  • 1-я: 0–3,5°
  • 2-я: 3,5–7°
  • 3-я: 7–14°
  • 4-я: 14–28°

Каждая зона просматривается последовательно. За один полный оборот антенны — одна зона. Такой подход позволял сосредоточить энергию излучения на конкретном секторе, повышая вероятность обнаружения маловысотных целей, особенно в условиях помех.

1с12 (long track) радар ЗРК круг - 09569 Trumpeter 1:35
1с12 (long track) радар ЗРК круг - 09569 Trumpeter 1:35

Но система никогда не ограничивалась стандартным режимом работы. Она могла переключаться в режим специализированного сканирования одной зоны — например, когда угроза исходила с определённого направления. Или, что особенно важно, работать только с нижними зонами — до 14°, что актуально при отражении атак низколетящих целей. Такая гибкость — редкость для того времени и свидетельство о глубоком понимании тактики воздушных атак.

Электронная война: частотное перестроение и когерентность

Самое интересное — не в том, что и как 1С12 видела, а в том, как она определяла то, когда кто-то пытался это зрение ослепить. В условиях активных помех (например, при работе станций РЭБ) станция была способна перестраивать рабочие частоты по заданному алгоритму. Это управляемый, синхронизированный процесс, согласованный с другими элементами ЗРК. Такая частотная манёвренность делала перехват сигнала и подавление крайне сложной задачей для противника.

Модель установки 1С12
Модель установки 1С12

Ещё более изощрённым является противодействие пассивным помехам — тем, что создаются ложными целями (диполями). Здесь 1С12 использовало двухчастотный когерентно-импульсный метод.

Два сигнала, излучаемые на разных частотах, позволяли с высокой достоверностью отличить реальную цель от помехи за счёт анализа доплеровского сдвига и фазовой стабильности отражённого сигнала. Этот подход — прообраз будущих импульсно-доплеровских РЛС, которые позже стали стандартом. Но именно 1С12 - пионер в этом направлении.

Шасси «Объект 426»: тяжёлая основа для тяжёлой задачи

Базой для 1С12 стал «Объект 426» — модифицированный тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т. Разработанный на Харьковском заводе им. Малышева. Этот гусеничный монстр обладал внушительной проходимостью и грузоподъёмностью, чтобы носить на дальние расстояния столь существенный груз.

Глаза всей системы ПВО СССР
Глаза всей системы ПВО СССР

Однако, как и следовало ожидать, титаническая масса в 36 тонн всё-таки сказалась на подвижности: максимальная скорость — 35 км/ч по шоссе, запас хода — 200 км. Это меньше, чем у пусковых установок 2П24 и станций наведения 1С32, что требовало тщательного планирования маршрутов и логистики.

Но инженеры пошли дальше, чем просто установили РЛС на шасси. «Объект 426» получил противоатомную защиту, систему отопления и специальное освещение для работы в любых климатических условиях. По итогу получилось защищённое радиолокационное убежище, способное функционировать в условиях радиационного, химического или биологического заражения. Такой уровень защиты был редкостью даже среди советской техники и говорил о стратегической важности комплекса.

Связь и управление: нервная система комплекса

1С12 — не только автономный радар. Она — ключевой узел в сети.

Для связи с станцией наведения 1С32 использовалась радиолиния 1С62
Для связи с станцией наведения 1С32 использовалась радиолиния 1С62

Для связи с станцией наведения 1С32 использовалась радиолиния 1С62, через которую передавались координаты целей, команды управления и данные обратной связи. Центральная станция радиолинии в переднем отсеке обеспечивала синхронизацию и надёжность передачи.

Внутри станции располагалась развитая система внутренней связи: телефонный коммутатор П-193М, самолётное переговорное устройство СПУ-7, два радиостанции Р-123. Блок согласующих устройств С1 позволял интегрировать внешние пульты, включая выносные Р-824. Это делало 1С12 не только замечательным сенсором воздушного пространства, но и полноценным мобильным командным пунктом, способным координировать действия подразделения.

Экспорт и география влияния

1С12 была ещё и инструментом стратегического влияния. За годы эксплуатации было произведено около 470 единиц. И значительная часть отправилась за пределы СССР. Алжир, Египет, Индия, Ирак, Сирия, Куба — список стран, получивших эту систему, что демонстрирует масштаб советской военно-технической экспансии. Например, только Египту было поставлено 18 единиц в 1972–1973 годах в самый разгар напряжённости на Ближнем Востоке.

Интересно, что даже после распада СССР системы продолжали функционировать.
Интересно, что даже после распада СССР системы продолжали функционировать.

Интересно, что даже после распада СССР системы продолжали функционировать. К 2010 году в одной только России числилось около 220 единиц комплексов 2К11 (включая какое-то количество 1С12). Да, большинство устаревших машин находятся на хранении. Но технически они вполне жизнеспособны, с учётом того, что первые "Лонг траки" были введены в эксплуатацию ещё в 1961 году.

В других странах — от Болгарии до Казахстана — эти машины оставались в строю десятилетиями, став важнейшей частью национальной системы ПВО. Чем ещё раз доказали гениальность советских инженеров, которые гиперответственно подходили ко всему, что делали и конструировали.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.