Найти в Дзене
Leader-ID

Кибериммунность: в фокусе Архипелага защита БПЛА от внутренних угроз

На проектном интенсиве Архипелаг 2025 много внимания уделили кибербезопасности беспилотных летательных аппаратов. По данным Лаборатории Касперского, дроны взламывают перехватом управления или данных, а еще злоумышленники могут подменить GPS-сигнал, заглушить связь или расшифровать радиотрафик, чтобы изменить маршрут, разбить дрон, украсть его или получить файлы с камеры.

Специализированная программа Архипелага под названием «Лаборатория кибериммунности» работала над дорожной картой. Комплекс ее мероприятий в перспективе позволит защищать дроны от внутренних вирусных угроз путем встраивания в них программно-аппаратной внутренней «иммунной системы».

На площадке форума Лаборатория кибериммунности провела соревнования, где команды в полетах отработали перспективные механизмы и ПО для защиты БПЛА от саботажа полетной программы, преднамеренных сбоев и других вредоносных команд, исходящих от вирусов, попавших в автопилот.

В состязаниях участвовали разработчики ПО и инженеры из вузов и компаний, занимающихся профильными исследованиями. Среди них — КБ «Локальные технологии», ДИАМ-Аэро (победитель технологического конкурса НТИ Up Great «Аэрологистика» по доставке грузов беспилотниками) и другие компании отрасли. Из вузов свои проекты представили команды МФТИ, Нижегородского ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Южного федерального университета.

Команды Лаборатории кибериммунности готовятся к соревнованиям Архипелага 2025. Фото Артема Ганджи
Команды Лаборатории кибериммунности готовятся к соревнованиям Архипелага 2025. Фото Артема Ганджи

О том, что такое кибериммунитет беспилотных летательных аппаратов, как его создают и тестируют на Архипелаге, в интервью Leader-ID рассказал Константин Амелин, руководитель центра мобильной робототехники СПбГУ. Санкт-Петербургский государственный университет выступил разработчиком идеологии кибериммунности дронов, а методологическим партнером конкурса стала Лаборатория Касперского.

— Что такое кибериммунитет, чем он отличается от обычной кибербезопасности?

— Кибериммунитет так и надо понимать — как иммунитет, только киберпрограммный. Чем он отличается от кибербезопасности?

Кибербезопасность — это в большей степени про внешние киберугрозы, которые приходят на робота-дрона и способствуют его перехвату, захвату или наносят другой вред.

А кибериммунитет — о механизме, который, подобно иммунитету человека, может бороться с вирусами внутри самого летательного аппарата. То есть в программном обеспечении, установленном на нем. Они в определенный момент были занесены (например, с компьютера программиста), а проявляются в автопилотах беспилотников во время полета. И с ними нужно бороться еще на земле. Эта функция и называется кибериммунитетом.

Речь идет о программно-аппаратном решении внутри самого дрона, которое может отследить наличие вируса и действовать адресно против конкретного вида вирусов. Таким образом, кибериммунный механизм изначально нацелен на определенные вирусы и действия, которые могут возникать изнутри машины, умышленно вынуждая ее совершать ошибки во время выполнения полетного задания.

Константин Амелин рассказывает участникам соревнований Лаборатории кибериммунности Архипелага 2025 про актуальные виды киберугроз. Фото Артема Ганджи
Константин Амелин рассказывает участникам соревнований Лаборатории кибериммунности Архипелага 2025 про актуальные виды киберугроз. Фото Артема Ганджи

— Откуда вирусные угрозы появляются в дронах, как в них вирусы попадают?

— Разрабатывая новые БПЛА, мы заметили, что большое количество вновь создаваемых дронов используют программное обеспечение, которое их разработчики скачивают из открытых источников. Это так называемые открытые аппаратные коды. С одной стороны, тот факт, что такое ПО есть, это большой плюс, конечно. Они разрабатываются с использованием потенциала огромного сообщества программистов, что позволяет очень быстро внедрять новые технологии.

Например, открытая платформа-сообщество, хаб для разработчиков автономного управления летательными аппаратами и роботами ArduPilot позволяет найти и внедрить новое ПО буквально за неделю. Когда появляются новые математические методы управления беспилотниками, они максимум через месяц уже протестированы и ими можно пользоваться.

И это сообщество существует больше двадцати лет, в нем разработчики со всего мира. Все вместе они вносят новые идеи, правки в программные коды, создают новые направления. Да, с его помощью новые идеи так быстро появляются и внедряются, и это именно то, что сейчас нужно для дроносферы.

Но с другой стороны, никакого серьезного контроля безопасности и глубокой проверки кода, который там появляется, нет. По факту проверка в таких хабах происходит так: собрали новую прошивку, зашили ее в дрон. Далее пользователи смотрят: если стандартные функции работают и при этом появились еще какие-то новые фичи — отлично, давайте их внедрять, тестировать.

И здесь встает вопрос: либо мы берем весь код и постоянно его проверяем, что долго по времени и неоправданно дорого по деньгам, либо делаем что-то, что позволит эту быструю разработку перевести в зону доверенности и безопасности.

— Поясните, что такое зона доверенности и безопасности для дронов, как она выглядит на практике?

— Мы должны быть уверены, что дрон не нарушит определенные цели безопасности и при этом гарантированно выполнит свою миссию. Например, цель — доставка груза.

Первая задача: доставить груз вовремя, точно в место назначения, не уронив по дороге. Вторая: организовать доставку так, чтобы беспилотник никому не причинил вреда — он должен лететь в определенной зоне, не падать и не приземляться в неположенных местах, не мешать другим воздушным средствам и так далее.

То есть мы должны заранее задать трассу полета, чтобы даже при сбое дрон причинил минимальный урон и никому на голову с неба не упал.

Участник соревнований готовит квадрокоптер к испытаниям по кибериммунности. Машине предстоит выполнить все задачи, игнорируя фейковые команды вирусов. Архипелага 2025. Фото Артема Ганджи
Участник соревнований готовит квадрокоптер к испытаниям по кибериммунности. Машине предстоит выполнить все задачи, игнорируя фейковые команды вирусов. Архипелага 2025. Фото Артема Ганджи

— Какие задачи должны выполнить участники соревнований Архипелага 2025?

— Мы даем командам возможность попробовать, испытать на специальных соревнованиях эту идеологию кибериммунитета, когда в дроне обеспечены решения целей безопасности и выполнения задания. Перед каждой командой стоят следующие задачи.

Первая: пролететь по заданному маршруту и собрать «монетки» — QR-коды. На практике это работает следующим образом: на дрон ставится считыватель QR-кодов, он пролетает над определенным местом и считывает код. То есть, QR-коды играют в соревнованиях роль обязательных точек маршрута.

Вторая задача: есть точка сброса груза, дрон должен ее зафиксировать, доставить туда полезный груз, и если он сбрасывает его раньше времени или, наоборот, перелетает, команда теряет баллы.

И третья задача: в автопилоте реализованы «киберпрепятствия». Например, дрону задано лететь на высоте один метр, но в определенный момент, при подлете к заданной точке, автопилот изнутри выдает команду: «Теперь лети на трех метрах», и эта неправильная задача заранее нами прописана в коде для автопилота. Модуль кибериммунитета должен это увидеть, опознать как действие вредоносного вируса и отменить своей командой: нет, продолжить полет на одном метре по высоте над поверхностью. А другой вирус может изменить, скажем, точку назначения и попытаться таким образом угнать дрон. Кибериммунный модуль должен и это тоже пресечь. Также он должен предотвратить преждевременный сброс груза.

Еще один конкурсный элемент — предотвращение полета в так называемых красных, то есть запретных для полета БПЛА зонах. На Архипелаге мы сделали так: если дрон заходит в красную зону (например, подлетает к виртуальному детскому саду), он выключает двигатель и падает. Но упасть он должен именно в зеленой зоне, разрешенной, и там, где нет людей. При этом карта зон обновляется в реальном времени: может пролетать самолет — и ситуация в небе меняется. Дрон должен это учитывать и перестраивать маршрут, но при этом выполнить задачу.

— Таким образом получается, что работает целая комплексная система?

— Именно так: мы говорим о комплексном подходе к кибербезопасности беспилотников, который учитывает и внутренние вопросы управления, и задачи ОРВД — организации воздушного движения. Дрон общается с модулем управления, получает подтверждение, что выполняет задачу правильно, и контролирует изменения маршрута.

— Как это реализовано технически, в железе?

— Есть стандартный автопилот с обновляемой прошивкой. К нему подключен дополнительный программно-аппаратный комплекс — микроконтроллер с функционалом кибериммунитета. У него есть свои инерциальные датчики, он отслеживает, что происходит с дроном в пространстве. Даже если автопилот показывает, что все идет по плану, модуль может заметить несоответствия и аппаратно отключить двигатель или запретить сброс груза. Весь наш конкурс на Архипелаге построен на этой идеологии.

Когда дронов станет много, нужно будет обеспечить безопасность и доверие к ним. Если появляется новый производитель, который утверждает, что его дрон безопасен, нужна сертификация. А автопилоты с ПО, созданным на базе открытого кода, с возможной компрометацией кода будут опасны. Поэтому нужны средства, которые позволят ставить на дрон доверенный блок, обеспечивающий безопасность, и быстрее выводить его на рынок.