Найти в Дзене
окно в икону

Седьмой псалом: иллюстрации

С праздником, уважаемые читатели! Псалом начинается с того, что царь Давид обращается к Господу с мольбой о спасении: «Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу» (Да не похитит враг, словно лев, душу мою, когда не будет избавителя и заступника!). Иллюстрацией к этой строке является изображение, на котором лев нападает на человека. Лев подразумевает либо главного врага Давида, либо дьявола с бесами. Такая трактовка символа льва возможна, потому что здесь контекст даёт негативную характеристику льва. Хотя в разных контекстах символика льва меняется. Последний пример раскрывает до конца эту негативную символику, вместо льва оказывается бес, от которого бежит человек. Евфимий Зигабен считает: «под гонящими должно разуметь демонов, а под львом самого начальника их – сатану, который старается уловлять души наши в грех и отчаяние, или же похищать их в то время, как они выйдут из своих тел, т. е. после смерти». Следующее изображение имеет в псалмах два вида, но по

С праздником, уважаемые читатели! Псалом начинается с того, что царь Давид обращается к Господу с мольбой о спасении: «Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу» (Да не похитит враг, словно лев, душу мою, когда не будет избавителя и заступника!). Иллюстрацией к этой строке является изображение, на котором лев нападает на человека. Лев подразумевает либо главного врага Давида, либо дьявола с бесами. Такая трактовка символа льва возможна, потому что здесь контекст даёт негативную характеристику льва. Хотя в разных контекстах символика льва меняется.

Последний пример раскрывает до конца эту негативную символику, вместо льва оказывается бес, от которого бежит человек. Евфимий Зигабен считает: «под гонящими должно разуметь демонов, а под львом самого начальника их – сатану, который старается уловлять души наши в грех и отчаяние, или же похищать их в то время, как они выйдут из своих тел, т. е. после смерти».

Следующее изображение имеет в псалмах два вида, но по содержанию они близки друг к другу. Это образы, относящиеся к строке: «воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси» (Восстань, Господи, в гневе Твоем, поднимись над пределами врагов твоих; вознесись, Господи Боже мой, да свершится заповеданное Тобою!).

Святитель Василий Великий так поясняет: «Пророк молится уже о совершении тайны Воскресения». С этим толкованием и согласуются изображения в иллюстрированных псалтирях. Первый вид такого образа делает акцент на пророчестве царя Давида о воскресении Христовом, второй – на самом воскресении.

Здесь царь Давид у кувуклии – часовни воскресения Господня над Гробом Господнем в Храме Воскресения в Иерусалиме. Христос сидит на смертном ложе, поднявшись, как после сна. К нему в гробницу заглядывает царь Давид.. Спящие воины показаны, чтобы вызвать ассоциации с Гробом Господним, который сторожили воины, нанятые иудеями. Соединяются три пласта: пророческий (царь Давид), исторический новозаветный (воины) и истории христианской Церкви (построение первой кувуклии относится к четвёртому веку).

Последняя группа образов к этому псалму относится к строке: «ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела» (Ископал ров и углубил его, но сам упадет в яму, вырытую им). Обычно участником сцены является ангел, который помогает свершиться справедливости, а в последнем случае также и бес, который коварно подталкивает человека к губительному поступку.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я
буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть
вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной
связи!