Найти в Дзене
Москвич Mag

В «Эдеме» беззубый и голый Джуд Лоу иронично играет инфлюенсера 1930-х

Оглавление

После 70 Рону Ховарду явно надоела репутация крепкого мейнстримного режиссера, и он решил разбавить свою фильмографию чем-то поперченее. История «Эдема» (в прокате США с 22 августа) тем более интересна, что произошла на самом деле в 1930-х и рассказана выжившей героиней.

Плюсы:

— Америка все еще находится в шоке от Великой депрессии, а в Европе приходят к власти фашисты — в мире неспокойно (а когда было иначе?), и доктор Фридрих Риттер (роскошный, как всегда, Джуд Лоу без зубов, встречающий гостей в чем мать родила) с подругой Дорой Штраух (Ванесса Кирби) уединяются на острове Флореана в Галапагосском архипелаге, чтобы спокойно, вдали от этих беспокойных людишек, сформулировать ни много ни мало «новую парадигму» — труд по слиянию западной и восточной философии, который изменит ход истории человечества, не меньше. Слава доктора-визионера доходит до Европы, и на Флореану высаживаются первые последователи — немецкая пара Хайнц (Даниэль Брюль) и Маргрет (Сидни Суини) Виттмер с сыном Гари, вознамерившаяся построить на острове дом и завести хозяйство. Но для доктора и его музы, которая фыркает на вопрос о матримониальном статусе («Я презираю институт брака!»), вновь прибывшие простоваты, так что Виттмеры селятся в негостеприимной каменистой части острова, на котором к тому же нет никакой пресной воды, кроме дождевой. Пока гуру пишет манифесты, практичные немцы заводят корову и строят полноценный дом, но их молчаливое противостояние нарушает прибытие на остров яркой авантюристки Элоизы (Ана де Армас), которую сопровождающие три молодых человека, меняющиеся в ролях ее любовников, называют баронессой, но кто ее там знает. «Баронесса» одержима идеей построить на Флореане отель Hacienda Paradiso для поклонников Риттера, то есть нажиться на нем, но склочный характер, жадность и склонность к интригам превращают жизнь девяти соседей в гонку на выживание;

— Джуд Лоу играет Риттера частично безумцем, частично жуликом, частично мечтателем, который вещает: «Смысл жизни — в страдании, в нем мы обретаем истину, а в истине — спасение» и «демократия ведет к фашизму, который ведет к войне», но быстро забывает о своих идеалах, когда кончаются съестные припасы. Остальные звезды стараются не отставать — актерски это один из самых интересных кинопроектов года. Де Армас в роли бесстыжей карьеристки, привыкшей всего добиваться сексом, особенно хороша — перед нами не просто красивое тело, на которое было приятно смотреть в бондиане и «Балерине», но и умная актриса, которая знает цену своим героиням;

— все утопии обречены, справедливо считает Рон Ховард, но смысл здесь в том, чтобы показать момент в истории, когда людям казалось, что есть некий третий путь — не капитализм, не социализм, а возвращение к природе, «простая жизнь» без идеологических наслоений, сводящаяся к поеданию выросших в огороде овощей и сочинению «философии, которая спасет человечество от себя самого». Минус этого третьего пути — незнание человеческой природы, что корректируется реальностью;

— у Ховарда получилась интересная деконструкция детектива — примерно в те же годы, когда Агата Кристи писала «Убийство в Восточном экспрессе» и «Смерть на Ниле», только убийства здесь происходят не в начале, а в конце, и то, что речь идет об исторических персонажах, делает «Эдем» похожим на современные реалити-шоу на выбывание.

Минус:

— Ховард прекрасно показывает, что в итоге немецкая работоспособность и практичность побеждают высокие материи, витание в облаках и банальную человеческую подлость. Хотелось бы, конечно, чтобы фильм был менее затянут — персонажи продолжают суетиться и доказывать нам то, что мы давно уже поняли. Спустя почти сто лет на Флореане живут потомки Виттмеров, которые по иронии осуществили мечту «баронессы» и все-таки построили отель.

Фото: Global Film

Текст: Геннадий Устиян