Снимать ремейки советской классики – дело рискованное. Каждый такой проект встречают с недоверием, а иногда и с откровенной враждебностью. «Кавказская пленница» или «Джентльмены удачи» в новых версиях вызывали у зрителей скорее раздражение, чем восторг. Но случай с «Москва слезам не верит» особенный. За него взялся Жора Крыжовников – автор нашумевшей комедии «Горько!» и драматического хита «Слово пацана: Кровь на асфальте».
Этот режиссер умеет играть с жанрами и ненавидит "тупое копирование". Именно поэтому новинка с говорящим подзаголовком «Все только начинается» уже на старте вызвала интерес и бурные споры.
Новая история в старых декорациях
Если в фильме Владимира Меньшова действие происходило в конце 50-х и 70-х годов, то Крыжовников переносит первую часть в 2003 год, а вторую – в наше время. Такой ход сразу меняет восприятие. Вместо скромной провинциалки, приехавшей покорять столицу в послевоенные годы, зритель видит Ксению с маленьким сыном и шрамом на животе – памятью о семейном насилии. Она приезжает в Москву не мечтать, а спасаться.
Уже в первых сценах героиня сталкивается с унижением: ее выгоняют из института за попытку позвонить домой, бросив вслед грубое «Понаехали!». На защиту Ксюши становится студентка Маша – именно она ведет девушку на «Фабрику звезд». Так, вместо заводских цехов и токарных станков появляются сцены кастингов, очередей и первых провалов. Ирония в том, что героини даже не проходят отбор, а остаются с пустыми руками и пустым кошельком – его воруют прямо в «Макдональдсе».
Три подруги и один город
Главная магия оригинала – это женская дружба, и в новой версии она тоже остается в центре. Ксюша, Маша и Оля объединяются, снимают угол в Москве и начинают с нуля. Но если в фильме Меньшова героини строили жизнь в условиях советской реальности, то здесь акцент смещен на начала 2000-х: дешевые гамбургеры по 17 рублей, культ «Фабрики звезд», первые мобильники и рекламные плакаты в метро. Крыжовников, будучи ровесником своих персонажей, ловко воспроизводит атмосферу того времени.
Особый колорит придает мюзикловая форма. Ксюша поет на эскалаторе метро гимн «Москвы» с огоньком, а затем, пережив разочарования, шепчет те же строки уже погасшим голосом. Такой контраст лучше любых слов показывает, как столица может одновременно вдохновлять и ломать.
Взрослые проблемы вместо советской идиллии
Во второй части, действие которой разворачивается уже в 2020-х, зрителя ждет совсем другая Ксения. Она – успешная бизнесвумен, владелица фирмы по производству одежды, мать взрослых детей. Но личное счастье так и не сложилось: рядом лишь женатый любовник и холодная пустота.
Маша, когда-то дерзкая авантюристка, оказывается брошенной иностранцем прямо во время похорон матери. А тихоня Оля, студентка меда, в итоге живет с пожилым хирургом, которого любила еще в юности, и терпит его многочисленных детей от первого брака. В отличие от классического финала Меньшова, где победа любви казалась очевидной, в новой версии счастье выглядит зыбким и неоднозначным.
Хулиганский мюзикл с серьезным подтекстом
Крыжовников сознательно уходит от набожного отношения к первоисточнику. Его цель – не поклониться классике, а сыграть на контрастах. Он превращает драму в хулиганский мюзикл, где песни и танцы – лишь инструмент для создания настроения. Сам режиссер не скрывает: вдохновлялся Ларсом фон Триером и его «Танцующей в темноте».
Музыкальные номера сняты масштабно – массовки на Пушкинской площади впечатляют. Но ключевой акцент все же на эмоциях героинь, а не на ярких шоу. Вспоминается другой проект Крыжовникова – безумная сцена под «I Will Survive» в «Самом лучшем дне». Там музыка становилась кульминацией, здесь же – лишь фоном.
Кто играет в новой «Москве»
Каст подобран разнообразный и сильный. Тина Стойилкович создает живой образ Ксюши, а ее взрослая версия в исполнении Марины Александровой поражает сходством с молодой героиней. Мария Камова (она же блогер Маш Милаш) передает энергию и легкомысленность Маши, а Анастасия Талызина в роли Оли становится настоящим открытием.
Отдельно стоит отметить Юлию Топольницкую и Валерию Астапову, которые играют подруг во взрослом возрасте. Иван Янковский тоже появляется в одной из ключевых ролей, а среди эпизодов можно увидеть Федора Бондарчука, Милоша Биковича, Марину Зудину и даже Рузиля Минекаева из «Слова пацана». Именно его сюжетная линия в пятой серии вызывает у зрителей настоящий шок.
Почему проект вызовет скандал
Очевидно, что старшее поколение примет ремейк в штыки. Уже сейчас звучат обвинения в «надругательстве над классикой» и «искажении смысла». Но Крыжовников, похоже, и не стремился понравиться консерваторам. Его сериал ориентирован на тех, кто либо вообще не видел фильм Меньшова, либо относится к нему без сакрального трепета.
Тем не менее, даже у критиков язык не повернется назвать работу бездарной. В ней есть энергия, актуальность и живость, которых так не хватает многим современным сериалам. Как сказал один из зрителей: «На сцене с днем рождения Гоши у меня возникла идиотская, абсолютно счастливая улыбка – и она будет возвращаться каждый раз, когда я вспоминаю этот эпизод».
Стоит ли смотреть?
«Москва слезам не верит. Все только начинается» – не копия, а самостоятельное произведение. Оно вызовет споры, разозлит одних и восхитит других, но равнодушным точно не оставит. Крыжовников сделал то, чего многие боялись: осовременил легенду, показал, что история о поиске счастья и дружбы актуальна и сегодня, просто в других декорациях.
Этот сериал стоит смотреть хотя бы для того, чтобы понять – можно ли разговаривать с классикой дерзко, не боясь упреков в святотатстве. И ответ на этот вопрос Жора Крыжовников уже дал: «Да, можно. Иначе будет скучно».