Найти в Дзене

Сестры, разлученные революцией

Иногда судьба играет с людьми, наделяя их разной внешностью. В нашей истории одна из сестер была изящна и привлекательна тонкой аристократической красотой, а вторая - больше похожа на простую деревенскую женщину: широкая в кости, грузная, с крупными чертами лица, выразительными карими глазами... Но никто не знал, что первая из сестер будет умирать на чужбине в бедности и одиночестве, а вторая станет любимицей советской публики и получит всевозможные звания и награды, которые полагались великим актерам. Да и в конце жизни сестры почти ничего не знали о жизни друг друга. Ведь их разделила революция и гражданская война... Екатерина и Вера Пашенные родились в семье, где театр был не просто профессией, а образом жизни — их отец, дворянин Николай Петрович Пашенный (сценический псевдоним Рощин-Инсаров), был знаменитым артистом, а мать, Евгения Николаевна, в молодости также играла в любительских спектаклях, хотя потом оставила сцену ради семьи. Однако семейное счастье родителей оказалось хру
Оглавление

Иногда судьба играет с людьми, наделяя их разной внешностью.

В нашей истории одна из сестер была изящна и привлекательна тонкой аристократической красотой, а вторая - больше похожа на простую деревенскую женщину: широкая в кости, грузная, с крупными чертами лица, выразительными карими глазами...

Но никто не знал, что первая из сестер будет умирать на чужбине в бедности и одиночестве, а вторая станет любимицей советской публики и получит всевозможные звания и награды, которые полагались великим актерам.

Да и в конце жизни сестры почти ничего не знали о жизни друг друга. Ведь их разделила революция и гражданская война...

Когда сцена — второй дом

Екатерина и Вера Пашенные родились в семье, где театр был не просто профессией, а образом жизни — их отец, дворянин Николай Петрович Пашенный (сценический псевдоним Рощин-Инсаров), был знаменитым артистом, а мать, Евгения Николаевна, в молодости также играла в любительских спектаклях, хотя потом оставила сцену ради семьи.

Однако семейное счастье родителей оказалось хрупким: бесконечные измены отца заставили Евгению Николаевну решиться на развод, что в те времена было шагом крайнего отчаянья для женщины из приличного общества.

Трагическая судьба настигла Николая Петровича в 1899 году, когда он был убит из ревности художником Александром Маловым — мужем актрисы Анны Пасхаловой, с которой у Рощина-Инсарова был роман.

Эта драма, потрясшая весь театральный мир, оставила двух маленьких девочек сиротами и во многом предопределила их дальнейшие судьбы, заставив с раннего возраста полагаться только на себя и свой талант.

Когда Кате исполнилось четырнадцать лет, состоялся ее дебют на сцене — она была невероятно красива, словно сама природа создала ее для того, чтобы покорять сердца зрителей.

Екатерина
Екатерина

Вскоре примеру старшей сестры последовала младшая Верочка, тоже одаренная актерскими способностями, но при этом абсолютно лишенная внешней привлекательности, которая делала Катю такой притягательной на сцене.

Первые успехи и семейные конфликты

Различия между сестрами проявлялись не только во внешности, но и в характерах — Катя, осознававшая свою красоту и одаренность, не стеснялась посмеиваться над младшей сестрой и даже запретила ей выступать под благородной фамилией Рощина-Инсарова, заставив дебютировать просто как Пашенная. Эта жестокость старшей сестры, возможно, была продиктована не только эгоизмом, но и пониманием того, что в театральном мире красота зачастую значит больше таланта.

Сестрам случалось играть одни и те же роли, но представляли своих героинь они совершенно по-разному — там, где Екатерина очаровывала публику изысканностью и легкостью, Вера покоряла искренностью и глубиной переживаний, умением находить в каждом персонаже что-то близкое и понятное простому зрителю.

Летящая по жизни Катенька успела поиграть на сцене Малого театра, Императорского Александринского, в провинции, пожить в Италии, безумно влюбиться в одного антрепренера, настрадаться от несчастной любви, выйти замуж за графа Сергея Алексеевича Игнатьева.

Екатерина
Екатерина

Жизнь Верочки проходила гораздо скучнее и размереннее — никаких головокружительных романов и безумных поклонников у нее не было, зато была постоянная работа в Малом театре, где она постепенно завоевывала признание зрителей своим умением воплощать на сцене образы простых русских женщин с такой достоверностью, что публика забывала о том, что перед ней дочь дворянина.

Когда революция врывается в семью

Революцию аристократичная Екатерина, в отличие от сестры, не приняла категорически — для нее, воспитанной в понимании театра как храма искусства, где должны царить красота и благородство, новые порядки казались варварством и разрушением всего того, что составляло смысл ее существования.

Однажды произошел неприятнейший случай, ярко характеризующий атмосферу тех лет: шел первый акт спектакля по пьесе Александра Островского «Гроза», в то время, когда актриса читала монолог своей тезки Катерины Кабановой, на сцену вылезла какая-то девица с семечками в руке и нагло рассмеялась.

С трудом доиграв акт, потрясенная таким неуважением к искусству актриса устроила скандал, на что один из рабочих театра сделал ей замечание:

«Катерина Николаевна, теперича кричать нельзя, теперича мы все равны».

Гордая актриса возмутилась и поставила на место этого «умника»:

«Что? Ты со мной равен?!» —

и, кинув в него тяжелый, шитый золотом головной убор, крикнула:

«Играй сам, мерзавец, второй акт, если ты со мной равен, пусть на тебя посмотрят!!!»

Этот эпизод стал символическим — для Екатерины новая власть означала не освобождение и равенство, а унижение и разрушение той системы ценностей, в которой она выросла и которая давала смысл ее творчеству.

Эмиграция: выбор между родиной и убеждениями

В 1918 году Екатерина Николаевна с мужем приняли решение покинуть Россию — через Одессу они добрались до Константинополя, затем перебрались на Мальту, в Рим, и наконец осели во Франции, где им предстояло провести остаток жизни.

Этот выбор был продиктован не только политическими соображениями, но и пониманием того, что в новой России для такой актрисы, как Екатерина, просто не останется места.

Эмиграция
Эмиграция

С сестрой Екатерина некоторое время переписывалась, но затем Вера Николаевна Пашенная (возможно, под чьим-то нажимом или в результате личных обид) прокляла сестру, назвав ее «иудой, предавшей русский театр».

Эти слова стали роковой чертой, разделившей сестер навсегда — больше они никогда не общались, и каждая из них до конца своих дней несла в душе боль от этого разрыва.

Во Франции Екатерина Николаевна продолжала играть — она выступала в Театре Русской драмы в Риге, основала там свой Камерный театр, но эти успехи не могли компенсировать потерю родины и семьи.

В 1919 году у нее с графом Игнатьевым родился сын Алексей, но семейное счастье опять оказалось недолговечным — в 1928 году супруги разошлись, и Екатерина осталась одна воспитывать ребенка.

Одиночество в изгнании

Годы в эмиграции стали для Екатерины Николаевны суровым испытанием — она, привыкшая к поклонению и успеху, вынуждена была существовать в узком кругу бывших русских аристократов, где все знали друг друга и где все возможности были крайне ограничены. Тем не менее она сохранила свой гордый характер и горячий патриотизм — однажды, остановив такси в Париже, она столкнулась с французом, который нагло заявил:

«Скоро у нас житья не будет от этих иностранцев».

Рощина-Инсарова с достоинством ответила ему:

«Ах ты грязная свинья! Шляпу долой передо мной, русской! Не расхаживать тебе с твоей дамой по бульварам, если бы не мы, русские...»

— после чего гордо села в машину и уехала, а оторопевший француз еще долго смотрел ей вслед.

Этот эпизод прекрасно характеризует Екатерину — даже в изгнании, даже в бедности она не утратила чувства собственного достоинства и любви к России.

Сын, повзрослев, редко навещал мать, и Екатерина Николаевна оказалась в полном одиночестве — как вспоминает знавшая ее Наталия Соллогуб:

«Она нуждалась и очень рано переехала в старческий дом Корме-ан-Паризи. Это была очаровательная старая дама — она просто притягивала к себе. Но она была очень одинока. И угасала...»

Мечта побывать еще раз в России так и не осуществилась — Екатерина Николаевна скончалась на восемьдесят седьмом году жизни и была похоронена на кладбище Сент-Женевьев де Буа, ставшем последним пристанищем для многих русских эмигрантов.

Советская звезда: как дворянка стала народной артисткой

Вера Николаевна, оставшаяся в советской России, прожила совершенно иную жизнь — приняв революцию и новую власть, она сумела найти свое место в советском театре и даже более того — стала одной из самых любимых и уважаемых актрис страны.

Парадоксально, но именно ее «простая» внешность, которую когда-то высмеивала красавица-сестра, оказалась главным преимуществом в новых условиях — Вера умела играть женщин из народа с такой искренностью и правдивостью, что зрители ей безоговорочно верили.

-6

Она получила все возможные звания и награды — звание Народной артистки СССР в 1937 году, Ленинскую премию в 1961 году, Сталинскую премию первой степени в 1943-м, два ордена Ленина. Но главным ее достижением было не количество наград, а то огромное количество ролей — более ста — которые она сыграла за свою долгую карьеру, и каждая из них была пропитана глубоким пониманием русского характера.

Вера Николаевна стала не только великолепной актрисой, но и прекрасным педагогом — с 1914 года она преподавала в Щепкинском театральном училище, а в 1941 году получила звание профессора.

Ее ученики (среди которых был известный Юрий Соломин) вспоминали о ней с любовью и теплотой.

-7

Две жизни, два мира, одна боль

К концу жизни сестры действительно почти ничего не знали о судьбах друг друга — Екатерина умерла в 1970 году в парижском доме престарелых, а Вера еще раньше, в 1962 году, в Москве, окруженная почестями и славой, но так и не узнав о том, какая доля выпала для ее изгнанной сестры.

Похоронили Веру с почестями на Новодевичьем кладбище, ее ученики издали книгу воспоминаний об актрисе, ее именем называли улицы и школы.

Но мало кто знал, что эта мощная русская женщина, не случись революции, могла бы прожить совсем иную жизнь…

И все-таки судьба родных сестер оказалась трагична: время было сложное, оно ломало людей, разрывая родственные связи, лишая близких возможности видеть друг друга.

Но времена, как известно, не выбирают. И две сестры Пашенные хорошо знали об этом.

-8