3 сентября 2025 года с рельсов сошел вагон фуникулера «Глория» в Лиссабоне, в результате чего погибло 16 человек и пострадали не менее 20 человек, включая одного ребенка.
Что вы представляете, когда слышите слово «Лиссабон»?
Для меня всегда Лиссабон ассоциировался с желтым вагончиком трамвая или фуникулера на одной из узких улочек города.
Конечно же при посещении города прокатиться в таком было обязательным пунктом повестки дня.
И гуляя по городу мы встретили его - фуникулер «Глория».
Несмотря на женское имя, слово «фуникулер» все же мужского рода, поэтому буду использовать его.
Он был не молод, но очень хорош собой и очень фотогеничен.
Преклонный возраст выдавала не только табличка внутри фуникулера, говорящая нам, что в 1985 году ему исполнилось 100 лет (а мне тогда кстати всего 4 было, почти как сейчас Лизе).
Впрочем, в своем нынешнем виде фуникулер был построен в 1914 году
Немного технической информации о фуникулере «Глория» и принципе его работы
Протяженность линии фуникулера «Глория» - 260 метров, перепад высот - 45 метров, при этом средний уклон 18%. Максимальная рабочая скорость фуникулера 3,2 м/с (11,5 км/ч), что позволило бы преодолеть весь путь за время чуть больше минуты, но по факту он двигался около 3 минут.
У фуникулера «Глория» две кабины, каждая из которых весом около 14 тонн, вместительностью 42 человека, 22 из этих мест сидячие.
Кабины соединены между собой тросом, проходящим под землей, который уравновешивает их вес с помощью шкива большого диаметра, расположенного на вершине Кальсада-да-Глория в подземном техническом отсеке.
В отличие от наиболее распространенной системы, используемой в фуникулерах, этот блок не приводится в движение тросом и не перемещает кабины; вместо этого в фуникулере «Глория» был использован очень редкий, если не уникальный вариант, иногда именуемый в литературе «самоходный фуникулер».
В этой системе каждая из двух кабин оснащена двумя электродвигателями мощностью 18 кВт, которые за счет вращения колес и их сцепления с рельсами обеспечивают необходимое тяговое усилие для преодоления внутренних сил, препятствующих движению, и сил, возникающих в результате разницы в весе между кабинами, обусловленной соответствующей нагрузкой пассажиров.
Все четыре двигателя системы (по два в каждой кабине) электрически соединены последовательно через воздушные провода, которые соединяют две кабины. Обе кабины и их тяговый трос начинают движение только после того, как двигатели запущены в каждой кабине. При этом предполагалось, что в случае обрыва тягового троса система фуникулера должна отключить подачу электроэнергии на транспортные средства и это приведет к их безопасной остановке.
Впечатления от поездки на фуникулере «Глория»
Обстановка внутри фуникулера выглядела на все 100 (лет, конечно же).
А собственно как еще должен выглядеть один из старейших фуникулеров не только в Португалии, но и в Европе?
Фуникулер «Глория» был не только достопримечательностью и визитной карточкой Лиссабона, но и являлся национальным памятником Португалии.
И конечно же к нему стояла довольно приличная очередь, хотя за всего 260 метров и три минуты пути 4,2 евро - не сильно гуманная цена.
Мы решили, что пропустим очередь вперед и подождем следующего вагончика. Как это часто бывает в работе фуникулеров, здесь было два вагончика, едущих навстречу друг другу и пересекавшихся примерно в середине пути.
Мы никуда не спешили, да и раз уж мы решили отдать с Лизой 4,2 евро (ну хоть ребенок бесплатно) за эти три минуты (наш папа, услышав цену, предпочел пойти вверх пешком), то хотелось занять лучшие места в салоне.
И вот пока мы были в процессе ожидания, мне вдруг стало страшно: нет, не потому, что фуникулер выглядел как-то не так, я бы просто не пошла внутрь него с ребенком, если бы думала, что для нас это опасно. Страшно мне было за других - почему-то всем нравилось фотографироваться не сбоку от фуникулера, на тротуаре, как это делали мы, а на рельсах внизу прямо перед вагоном фуникулера. И меня не покидало ощущение, что он может сорваться вниз и раздавить людей.
Не знаю почему, меня вдруг посетила эта ужасная мысль, вообще-то я человек позитивный, но когда я видела, как родители оставляют детей на рельсах перед вагоном и отходят подальше, чтобы сделать удачный кадр, мне так хотелось подбежать и увести детей в сторону от вагона фуникулера.
К счастью, ожидание было не долгим (запаса моих нервов хватило) и вагончик был готов отправляться и везти нас наверх.
И эти три минуты пролетели очень быстро.
И когда фуникулер остановился на верхней точке своего пути люди тут же снова побежали фотографироваться на его фоне, причем снова внизу на рельсах, и снова с детьми.
Это был перебор для моей психики. И мы отправились дальше гулять пешком, предпочитая преодолевать спуски и подъемы по лестницам, а потом и вовсе сбежали смотреть закат на краю земли.
Но желтый вагончик навсегда останется в моей памяти как что-то очень симпатичное и пугающее одновременно, в первую очередь пугающее из-за неразумного поведения людей, забывающих, это это всего лишь техника, которая может давать сбои и никакие красивые фото не стоят риска.
Впрочем, не могу объяснить, почему меня в тот момент пугал именно этот харизматичный желтый вагончик, и пугал именно тем, что не устоит на месте и неконтролируемо покатится и рухнет вниз.
В 2025 году, когда мы его посетили, фуникулеру «Глория» должно было исполниться 140 лет, и наверняка все эти 140 лет люди так и позировали перед ним.
Крушение фуникулера «Глория»
И вот через несколько месяцев после нашего знакомства с фуникулером, и всего за 1,5 месяца 140-летия фуникулера, 3 сентября 2025 года в 18.03 по местному времени один из вагонов фуникулера «Глория» действительно сорвался с рельсов и стремительно полетел вниз, унеся за собой жизни 16 человек (15 человек пoгибли на месте и еще один на следующий день от полученных травм скoнчался в больнице). 13 человек получили серьезные травмы и еще 9 человек (включая 1 ребенка) - легкие травмы, а в Лиссабоне был объявлен трехдневный траур.
На фуникулере оборвался страховочный трос (как в том моем апрельском мысленном кошмаре), из-за чего он потерял управление и на большой скорости повернув за крутой поворот, врезался в здание, развалившись как картонная коробка.
20 октября 2025 года был опубликован предварительный отчет португальского Управления по предотвращению и расследованию происшествий в гражданской авиации и на железнодорожном транспорте (GPIAAF) о расследовании причин аварии.
Хронология катастрофы согласно отчету о расследовании аварии фуникулера
03.09.2025 года фуникулер «Глория» начал выполнять перевозку пассажиров в 07:15. Поездки выполнялись в обычном режиме, было выполнено 53 поездки.
К 18:00 кабины фуникулера были закреплены на своих соответствующих станциях: кабина № 1 в верхней части Кальсада-да-Глория и кабина № 2 - в нижней части, и принимали пассажиров.
Непосредственно перед началом движения в салоне кабины № 1 находилось 27 пассажиров, включая одного ребенка и кондуктора, а в салоне кабины № 2 - 33 пассажира, включая трех детей и кондуктора.
В 18:02:57 кондуктор из кабины № 1 закрыл шлагбаум и проследовал к месту управления, следуя стандартным процедурам согласования действий между соответствующими кондукторами.
В 18:03:10 он вставил рычаги управления в стойку управления кабиной фуникулера и через секунду отпустил пневматический тормоз и включил тягу: началось движение кабины № 1 вниз и подъем кабины № 2.
Через три секунды после начала движения, пройдя не более двух метров, тяговый трос оборвался внутри тележки кабины № 1 (той, что находилась вверху), в результате чего обе кабины внезапно потеряли уравновешивающее усилие, обеспечиваемое соединительным тросом. Это привело в действие предохранительное устройство, расположенное в корпусе верхнего шкива, и произошло отключение питания обоих транспортных средств.
Из-за отсутствия тяги, как со стороны тягового троса, так и со стороны его двигателей, кабина № 2 (находившаяся внизу) резко откатилась назад. Водитель трамвая немедленно активировал систему экстренного торможения, остановив движение вагона примерно через семь метров после частичного выезда за пределы рельсового пути, когда нижняя часть кабины врезалась в конец кабельной траншеи.
Кабина № 1, расположенная на вершине Кальсада-да-Глория, продолжила свое движение вниз, внезапно увеличив скорость. Менее чем через секунду после того, как водитель почувствовал резкое ускорение, вызванное обрывом троса, он установил регулятор тяги на ноль и активировал тормозную систему, что лишь немного снизило ускорение кабины на спуске по склону.
Кабина № 1 преодолела небольшой поворот влево в конце прямого участка трассы, немного снизив ускорение. Примерно через 180 метров после начала спуска, в начале правого поворота на последнем участке пути, кабина № 1 фуникулера «Глория» сошла с рельсов из-за высокой скорости и малого радиуса поворота.
Кабина полностью потеряла управление, ударившись верхней частью кабины о стену здания, что привело к разрушению деревянного каркаса, а затем и лобового стекла. Затем произошел удар кабины о столб уличного фонаря и столб, поддерживающий верхние электрические разъемы фуникулера, что нанесло значительный ущерб конструкции кабины, которая вскоре после этого прекратила свое неконтролируемое движение, ударившись об угол другого здания.
Первое столкновение, при котором кабина фуникулера уже частично опрокинулась, произошло на скорости от 41 до 49 км/ч.
Причины крушения фуникулера и основные выводы предварительного отчета по итогам расследования
1. Обрыв троса
Тяговый трос, соединяющий две кабины, оборвался внутри верхнего шарнира троса тележки кабины № 1, всего в нескольких сантиметрах от его гнезда.
Этот трос был установлен во время промежуточного ремонта фуникулера Глория, который проводился с 26 августа по 30 сентября 2024 года, был введен в эксплуатацию 1 октября 2024 года и на момент аварии он эксплуатировался в течение 337 дней.
В ходе расследования были сделаны следующие выводы:
- После 337 дней эксплуатации произошел обрыв троса между кабинами рядом с разъемом на кабине № 1, внутри шарнирного соединения. Точный механизм повреждения материала и причинные факторы предстоит установить в ходе продолжающегося расследования после проведения необходимых экспертиз.
- Установленный трос не соответствовал спецификации для использования в фуникулере Глория.
- Установленный трос не был сертифицирован для использования в установках для перевозки людей.
- Установленный трос не подходил для установки с шарнирами на концах, как это предусмотрено системой фуникулера Глория (и фуникулера Лавра).
- Использование кабелей, которые не соответствовали многочисленным спецификациям и ограничениям по использованию, было сбоями в процессе приобретения и приемки приобретенных тросов, при этом внутренние организационные механизмы контроля были недостаточными или ненадлежащими.
- Одинаковые тросы использовались в течение 601 дня на фуникулере Глория (и 606 дней на фуникулере Лавра) без происшествий. По этой причине в настоящее время невозможно установить, имеют ли несоответствия в
- использовании кабеля отношение к аварии или нет.
- Место обрыва троса было недоступно для визуального осмотра без демонтажа шарнира.
2. Техническое обслуживание фуникулера
В ходе расследования были сделаны следующие выводы:
- Проверки, запланированные на день аварии и предшествующие дни, были зарегистрированы как завершенные, и рабочие присутствовали на объекте в эти дни, однако есть свидетельства того, что они не проводились в течение указанного периода времени.
- В день аварии и до этого кабель в шахте не проверялся, и такая проверка не была предусмотрена планом. Смазка кабеля, запланированная на еженедельной основе, была произведена 28 августа. Ежемесячная проверка кабеля регистрируется как проведенная 1 сентября.
- Место, где произошел обрыв кабеля, недоступно для осмотра во время процедур технического обслуживания, предусмотренных программой технического обслуживания; осмотр там возможен только при остановке кабин и демонтаже шарниров, что требует простоя не менее двух дней.
3. Надежность тормозной системы
В ходе расследования было установлено, что в 1914 году при реконструкции фуникулера проводились испытания эффективности работы тормозной системы, однако впоследствии после электрификации фуникулера тормозная система была изменена, вес кабин увеличился и не было найдено каких-либо сведений о том, что аварийный тормоз когда-либо тестировался по сценарию, имитирующему обрыв троса.
При этом компания, проводившая техническое обслуживание не уделяла особого внимания ручным тормозам, и было обнаружено, что некоторые фиксаторы шестерен, необходимые для их работы, были приклеены краской к днищу кабин.
В ходе расследования были сделаны следующие выводы:
- Система обнаружения обрыва кабеля, встроенная в фуникулер Глория, сработала должным образом, отключив подачу электроэнергии в кабины, что привело к срабатыванию системы экстренного торможения для безопасной остановки кабин.
- Система торможения в салоне не смогла эффективно остановить движение пассажирских вагонов, несмотря на то, что в кабине № 1 были задействованы все существующие тормоза, как автоматические, так и ручные.
- Расчеты аварийного торможения пассажирских вагонов не проводились.
- Имеющаяся историческая информация свидетельствует о том, что тормозная система была модифицирована через несколько лет после
- электрификации фуникулера, при этом некоторые компоненты были демонтированы. Есть также свидетельства того, что вес кабин значительно увеличился после электрификации, при этом данные о текущем весе расходятся.
- Специалист по техническому обслуживанию часто регулировал тормозную систему кабины после получения сообщений от тормозных мастеров.
- Аномалии, вызвавшие эти корректировки, редко регистрировались в журнале регистрации неисправностей.
- Поставщик услуг по техническому обслуживанию не установил никакой системы контроля качества работ, выполняемых с тормозной системой.
- Обслуживающая компания оперативно реагировала на любые просьбы тормозников о вмешательстве, и любая аномалия, которая, по их мнению, ставила под угрозу безопасность, приводила к немедленной остановке фуникулера до тех пор, пока она не будет устранена.
- Среди различных технических специалистов существовало мнение, что безопасность системы полностью зависит от троса и что тормозная система неэффективна при остановке кабин без троса. По этой причине при эксплуатации кабеля были приняты особые меры предосторожности, в частности, срок его службы был ограничен 600 днями, что значительно ниже ожидаемого срока службы. Однако это мнение нигде официально не закреплено, что привело к переоценке условий безопасности системы.
В общем расследование продолжается.
Вот здесь, совсем рядом мы и стояли, недоумевая, почему люди совсем не видят потенциальной опасности тяжелого вагончика, держащегося на тросе на довольно крутом спуске.
Впрочем, мысль об опасности нахождения внутри вагончика в тот момент меня не посещала. Хотя и возникала мысль пойти пешком вслед за мужем. Но все же это какое-то непонятное чувство, когда не покидает беспочвенное ощущение, что вот-вот вагончик, ездивший сто лет, вдруг может рухнуть, и потом вдруг читаешь новости и видишь такое.
Здоровья всем пострадавшим. Не забывайте об осторожности и доверяйте своим чувствам, какими бы иррациональными они не казались.
______________
Читайте также: