Найти в Дзене

Курсовая работа по ТГП - Механизм государства: теоретико-правовой анализ и проблемы функционирования в современной России.

Оглавление
Курсовые работы по теории государства и права на отлично - Марина Грамакова.
Курсовые работы по теории государства и права на отлично - Марина Грамакова.

Курсовая работа по ТГП посвящена комплексному исследованию теоретических и практических аспектов функционирования механизма государства. В работе анализируются основные научные подходы к определению понятия «механизм государства», проводится разграничение со смежной категорией «государственный аппарат», подчеркивая динамический и более широкий характер первого. Особое внимание уделяется принципу разделения властей как организационно-правовой основе деятельности государственного механизма и проблемам его реализации в вертикальной структуре власти Российской Федерации. На основе анализа выявляются ключевые проблемы совершенствования механизма современного российского государства, связанные с бюрократизацией, коррупцией, недостаточной эффективностью исполнительной власти, и предлагаются пути их решения через повышение профессионализма государственных служащих и оптимизацию структуры органов власти.

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

Введение

Глава 1. Механизм государства: понятие и соотношение с государственным аппаратом

1.1. Основные подходы к понятию «механизм государства»

1.2. Соотношение понятий «государственный аппарат» и «механизм государства»

Глава 2. Практические аспекты функционирования механизма государства

2.1. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности механизма государства

2.2. Проблемы совершенствования механизма современного российского государства

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Теория государства и права является одной из приоритетных юридических наук, владеет рядом правовых категорий, концептов, идей, что, несомненно, углубляют, упорядочивают систему знаний в этой сфере. Сегодня доста­точно важным и дискуссионным остается и такой термин как «механизм государства» (его родовые понятия «орган государственной власти», «госу­дарственный орган», «система государственных органов», «организация власти»). Определение их содержания и сущности являются ключе­выми для познания современного государ­ства, выработки понятийного аппарата госу­дарство - и правоведения, внедрение действен­ного государственного управления, обеспечива­ющее четкое и эффективное функционирования государственно-властных структур, например, института прокуратуры. Кроме того, даже среди ученых нет единого научного подхода по вопросу обоснования смысла терминов «механизм госу­дарства», «орган государственной власти» и др.

В отечественной правовой литературе существует множество точек зрения относитель­но понимания ме­ханизма государства и его функционирования. Прежде всего, концепт «механизм государства» является идеальной формой выражения сущности госу­дарства, его организации, без которой не обой­тись при полноценном определении правового статуса того или иного государственного органа. Потому, необходимо в первую очередь тщательно исследовать данную правовую категорию так, в юридической науке механизм государства имеет несколько аспектов своего проявления. во-первых, как категория правоведения, во-вторых, как стандарт выра­жения обустроенных государственно-властных (управленческих) единиц создания государства, в-третьих, как собирательное политико-правовое явление, имеющее самостоятельное практическое и научное значение.

В этой связи актуальность исследования понятия, структуры и значения механизма государства в современной юридической науке не вызывает сомнений.

Поэтому целью данной курсовой работы является исследование и оценка категории «механизм государства», его структурных элементов, а также определение взаимосвязи отдельных государственно-властных структур с механизмом государства, при форму­лировании их правового статуса и институцио­нализации.

Указанная цель обусловила следующие задачи исследования:

- рассмотреть основные подходы к понятию «механизм государства»;

- проанализировать проблему соотношения понятий «государственный аппарат и механизм государства»;

- изучить принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности механизма государства;

- охарактеризовать проблемы совершенствования механизма современного российского государства.

Предметом исследования является «механизм государства», как система властных государственных органов, вооруженных сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии, осуществляющих функции государства. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в результате функционирования механизма государства.

Теоретическую основу исследования составила методологическая и доктринальная литература в рамках темы исследования, а также нормативно-правовые акты в данной сфере. В частности, основным нормативно-правовым актом выступает Конституция Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составила совокупность таких методов, как системно-логический, сравнительно-правовой, метод системного анализа, исторический метод.

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, разделенной на параграфы, заключения и списка используемых источников и литературы.

Глава 1. Механизм государства: понятие и соотношение с государственным аппаратом

1.1. Основные подходы к понятию «механизм государства»

В отечественной юридической литературе существует множество точек зрения относитель­но понимания того, что собой представляет ме­ханизм государства и его функционирование. Однако единого подхода в этом вопросе учеными-юристами не выработано.

В настоящее время в юридической науке су­ществует множество подходов, среди которых наибольшее распространение получили: узкий, широкий и функциональный.

Узкий подход связан с отождествлением по­нятия «механизм государства» с государствен­ным аппаратом. Например, профессор В. М. Сырых механизм государства определяет как сово­купность государственных органов, осуществ­ляющих государственную власть и обеспечива­ющих реализацию функций государства[1], а Л. И. Спиридонов под механизмом государства понимает систему органов государства, посредством которых оно осуществляет государ­ственную власть и реализует свои функции.[2]

Таким образом, с точки зрения узкого подхода механизм государства следует понимать как сово­купность органов государственной власти и управления, которые осуществляют свои полномочия для реализации задач и функций государства.

Ряд других ученых поддерживают концепцию широкого подхода к пониманию механизма гос­ударства, включая в данное понятие, помимо государственного аппарата, предприятия и орга­низации. Так, профессор М. И. Байтин под механизмом современного государства понимает пронизанную едиными законодательными прин­ципами, основанную на разделении власти, располагающую необходимыми материальными придатками систему государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.[3] В. В. Лазарев отмечает, что механизм государства - это совокупность законодательных, исполнительных, судебных и иных органов, а также силовые структуры, при­меняющие в случае необходимости меры при­нуждения.[4] По мне­нию же М. Н. Марченко, механизм государства есть совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил и материальных средств государственной власти.[5]

Сторонники широкого подхода относят сило­вые структуры к материальным придаткам, что, на наш взгляд, является не совсем справедливым. Нам представляется целесообразным выдвижение ука­занных структур на первый план, так как они обес­печивают одну из важнейших функций государ­ства - его безопасность, а к материальным придат­кам следует относить такие организации и учре­ждения, которые выполняют финансовое, техниче­ское, иное обеспечение деятельности, направлен­ное на реализацию задач и функций государства.

Кроме того, есть ряд ученых, которые не при­держиваются ни узкого, ни широкого подходов, а рассматривают механизм государства в статике и динамике, в рамках так называемого функцио­нального подхода. Так, Э. П. Григонис под меха­низмом государства понимает функционирова­ние системы органов государства в их взаимосвязи и взаимодействии.[6] Л. П. Рассказов также полагает, что меха­низм государства есть совокупность государственных органов, предприятий и учреждений в состоянии динамики.[7] Некото­рые ученые сравнивают механизм государства с живым организмом, так оба нахо­дятся в постоянном движении и развитии.

Все эти точки зрения вполне обоснованны, так как каждый из государственных органов наделен определенными полномочиями, в рамках которых они решают задачи и выполняют функции госу­дарства, где государственные органы выступают одним из элементов структурно-функциональной системы механизма государства.

Каждый из вышеуказанных подходов имеет право на существование, в связи с этим считаем целесообразным сформулировать три общих определения механизма государства.

В рамках узкого подхода: механизм государ­ства - это система государственных органов, ре­ализующая задачи и функции государства.

В рамках широкого подхода: механизм госу­дарства - это совокупность законодательных, исполнительных, судебных и иных органов государственной власти, а также государственные учреждения, организации, предприятия и сило­вые структуры, деятельность которых направле­на на реализацию задач и функций государства.

1.2. Соотношение понятий «государственный аппарат» и «механизм государства»

«Государственный аппарат» - категория, интерес к которой в науке стабильно высок в виду ее значимости и практической востре­бованности для обеспечения эффективности государственного управления обществом, удовлетворения законных интересов послед­него. Однако зачастую сочетание «государственный аппарат» отождествляется с понятием «механизм государства». Авторы как на страницах учебной, так и научной литерату­ры, периодических изданий, посвященных данной проблематике, ставят и каждый по-своему решают вопрос о том, как соотносят­ся между собой эти понятия.

Все имеющиеся точки зрения можно свести к двум основным направлениям:

1) понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» совпадают;

2) поня­тие «механизм государства» шире, чем «государственный аппарат».

Однако состав элементов, включенных в механизм государства, представителям раз­личных научных школ виделся по-разному. Так, Л.Л. Григорян выделяет три наиболее значительные концепции понятия «механизм государства».

Первая - концепция широкого и узкого толкования механизма государства, согласно которой механизм государства в узком смысле - это и есть государственный аппарат, а в широком смысле - это политиче­ская система общества. Вторая концепция не делает различий между государственным ап­паратом и механизмом государства. Третья - определяет государственный механизм как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.

По мнению ученого, концепция широкого и уз­кого толкования господствовала в науке 1940-х - начала 1950-х гг., являлась естест­венным продуктом сталинизма, служила своеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни и после XX съезда КПСС отвергнута большинством государствоведов.[1]

Действительно, следует признать, что отождествление механизма государства с политической системой общества не оправ­данно в силу того, что в состав политической системы входят и элементы, существующие относительно автономно от государства, та­кие как политические партии, общественные организации и т. д. Таким образом, понятие «политическая система» шире, чем механизм государства.

Глава 2. Практические аспекты функционирования механизма государства

2.1. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности механизма государства

Под принципом разделения властей следует понимать рациональную организацию государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. На наш взгляд данное определение является наиболее объективным, так как соединяет в себе все наиболее важные характеристики этого принципа.

Поскольку в каждом современном демократическом государстве независимо от формы правления и государственного устройства вся власть в конечном счете принадлежит народу, коренится в народе и существует для народа, то логичнее в таком случае вести речь не о разделении властей, а о разделении функций (компетенции, сфер деятельности и полномочий) различных государственных органов. Социальное назначение и направление деятельности каждой из властей воплощается в системе государственных органов с определенной компетенцией и предметом ведения.

Выделение в системе государственной власти особых ветвей справедливо, но сегодня такой подход выглядит несколько упрощенно, так как игнорируется многообразие направлений деятельности современного государства. Реализация принципа разделения властей предполагает разделение не просто функций (законодательных, исполнительных, судебных и др.), но и властных полномочий, что не нарушает единства государственной власти, под которым следует понимать единство стратегических целей и направлений деятельности всех государственных органов. Единство государственной власти определяется, прежде всего тем, что единым и единственным источником власти выступает народ.[1]

Необходимо также подчеркнуть, что принцип разделения властей - один из главных принципов демократической политической системы. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

-2

Список использованных источников и литературы

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21.07.2014 г.] / Российская Федерация. Конституция (1993) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Байтин М.И. Механизм современного Рос­сийского государства // Правоведение. - 2013. - № 3 (214). - C. 8-11.

3. Балуцкая Г.А. Совершенствование реализации принципа разделения властей по вертикали в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 7-2 (57). - С. 22-24.

4. Бекишиева С.Р. Органы государственной власти в правовой системе Республики Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2012. Вып. 2. С. 62-63.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и пра­ва: учебник. М.: Омега-Л, 2012. 336 с.

6. Власов В.И., Власова Г.Б. Теория государ­ства и права: учебное пособие. Ростов на Дону: Феликс, 2012. 387 с.

8. Зотова А.А. О принципе разделения властей в деятельности государственных органов России // Science Time. - 2015. - № 11 (23). - С. 224-227.

9. Лысов П.К., Анашкина Ю.Н. Единая государственная власть и принцип разделения властей // Мир политики и социологии. - 2015. - № 7. - С. 87-99.

10. Макуев Р.Х. Теория государства и права: учебник. М.: Норма-М, 2010. 604 с.

11. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2014. 343 с.

12. Нерсесянц В.С. Теория права и государст­ва: Краткий учебный курс. М.: Норма, 2011. 403 с.

13. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. - М., 2011. 436 с.

14. Пахомов В.Г., Майорова М.С. Разделение властей - один из главных принципов конституционализма // Nauka-Rastudent.ru. - 2016. - № 1. - С. 25-26.

15. Рассказов Л. П. Теория государства и права. М., 2012. 421 с.

16. Рассолов М. М., Малахов В. П., Иванов А. А. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие. М., 2010. 294 с.

17. Руденкин В.Н. Принцип разделения властей: идея и реальность // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2012. - № 4 (21). - С. 55-57.

18. Словарь иностранных слов. М., 2012. 491 с.

19. Смоленский М.Б., Борисов Г.А., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. Теория государства и права: учебник. Ростов на Дону: Феникс, 2012. 549 с.

20. Сырых М. Теория государства и права. М., 2012. 350 с.

21. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - М.: Юрайт, 2011. 431 с.

22. Теория государства и права: учебник / под ред. М. М. Рассолова. - М., 2011. 602 с.