Курсовая работа по ТГП посвящена комплексному исследованию теоретических и практических аспектов функционирования механизма государства. В работе анализируются основные научные подходы к определению понятия «механизм государства», проводится разграничение со смежной категорией «государственный аппарат», подчеркивая динамический и более широкий характер первого. Особое внимание уделяется принципу разделения властей как организационно-правовой основе деятельности государственного механизма и проблемам его реализации в вертикальной структуре власти Российской Федерации. На основе анализа выявляются ключевые проблемы совершенствования механизма современного российского государства, связанные с бюрократизацией, коррупцией, недостаточной эффективностью исполнительной власти, и предлагаются пути их решения через повышение профессионализма государственных служащих и оптимизацию структуры органов власти.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
Введение
Глава 1. Механизм государства: понятие и соотношение с государственным аппаратом
1.1. Основные подходы к понятию «механизм государства»
1.2. Соотношение понятий «государственный аппарат» и «механизм государства»
Глава 2. Практические аспекты функционирования механизма государства
2.1. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности механизма государства
2.2. Проблемы совершенствования механизма современного российского государства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Теория государства и права является одной из приоритетных юридических наук, владеет рядом правовых категорий, концептов, идей, что, несомненно, углубляют, упорядочивают систему знаний в этой сфере. Сегодня достаточно важным и дискуссионным остается и такой термин как «механизм государства» (его родовые понятия «орган государственной власти», «государственный орган», «система государственных органов», «организация власти»). Определение их содержания и сущности являются ключевыми для познания современного государства, выработки понятийного аппарата государство - и правоведения, внедрение действенного государственного управления, обеспечивающее четкое и эффективное функционирования государственно-властных структур, например, института прокуратуры. Кроме того, даже среди ученых нет единого научного подхода по вопросу обоснования смысла терминов «механизм государства», «орган государственной власти» и др.
В отечественной правовой литературе существует множество точек зрения относительно понимания механизма государства и его функционирования. Прежде всего, концепт «механизм государства» является идеальной формой выражения сущности государства, его организации, без которой не обойтись при полноценном определении правового статуса того или иного государственного органа. Потому, необходимо в первую очередь тщательно исследовать данную правовую категорию так, в юридической науке механизм государства имеет несколько аспектов своего проявления. во-первых, как категория правоведения, во-вторых, как стандарт выражения обустроенных государственно-властных (управленческих) единиц создания государства, в-третьих, как собирательное политико-правовое явление, имеющее самостоятельное практическое и научное значение.
В этой связи актуальность исследования понятия, структуры и значения механизма государства в современной юридической науке не вызывает сомнений.
Поэтому целью данной курсовой работы является исследование и оценка категории «механизм государства», его структурных элементов, а также определение взаимосвязи отдельных государственно-властных структур с механизмом государства, при формулировании их правового статуса и институционализации.
Указанная цель обусловила следующие задачи исследования:
- рассмотреть основные подходы к понятию «механизм государства»;
- проанализировать проблему соотношения понятий «государственный аппарат и механизм государства»;
- изучить принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности механизма государства;
- охарактеризовать проблемы совершенствования механизма современного российского государства.
Предметом исследования является «механизм государства», как система властных государственных органов, вооруженных сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии, осуществляющих функции государства. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в результате функционирования механизма государства.
Теоретическую основу исследования составила методологическая и доктринальная литература в рамках темы исследования, а также нормативно-правовые акты в данной сфере. В частности, основным нормативно-правовым актом выступает Конституция Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составила совокупность таких методов, как системно-логический, сравнительно-правовой, метод системного анализа, исторический метод.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, разделенной на параграфы, заключения и списка используемых источников и литературы.
Глава 1. Механизм государства: понятие и соотношение с государственным аппаратом
1.1. Основные подходы к понятию «механизм государства»
В отечественной юридической литературе существует множество точек зрения относительно понимания того, что собой представляет механизм государства и его функционирование. Однако единого подхода в этом вопросе учеными-юристами не выработано.
В настоящее время в юридической науке существует множество подходов, среди которых наибольшее распространение получили: узкий, широкий и функциональный.
Узкий подход связан с отождествлением понятия «механизм государства» с государственным аппаратом. Например, профессор В. М. Сырых механизм государства определяет как совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства[1], а Л. И. Спиридонов под механизмом государства понимает систему органов государства, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции.[2]
Таким образом, с точки зрения узкого подхода механизм государства следует понимать как совокупность органов государственной власти и управления, которые осуществляют свои полномочия для реализации задач и функций государства.
Ряд других ученых поддерживают концепцию широкого подхода к пониманию механизма государства, включая в данное понятие, помимо государственного аппарата, предприятия и организации. Так, профессор М. И. Байтин под механизмом современного государства понимает пронизанную едиными законодательными принципами, основанную на разделении власти, располагающую необходимыми материальными придатками систему государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.[3] В. В. Лазарев отмечает, что механизм государства - это совокупность законодательных, исполнительных, судебных и иных органов, а также силовые структуры, применяющие в случае необходимости меры принуждения.[4] По мнению же М. Н. Марченко, механизм государства есть совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил и материальных средств государственной власти.[5]
Сторонники широкого подхода относят силовые структуры к материальным придаткам, что, на наш взгляд, является не совсем справедливым. Нам представляется целесообразным выдвижение указанных структур на первый план, так как они обеспечивают одну из важнейших функций государства - его безопасность, а к материальным придаткам следует относить такие организации и учреждения, которые выполняют финансовое, техническое, иное обеспечение деятельности, направленное на реализацию задач и функций государства.
Кроме того, есть ряд ученых, которые не придерживаются ни узкого, ни широкого подходов, а рассматривают механизм государства в статике и динамике, в рамках так называемого функционального подхода. Так, Э. П. Григонис под механизмом государства понимает функционирование системы органов государства в их взаимосвязи и взаимодействии.[6] Л. П. Рассказов также полагает, что механизм государства есть совокупность государственных органов, предприятий и учреждений в состоянии динамики.[7] Некоторые ученые сравнивают механизм государства с живым организмом, так оба находятся в постоянном движении и развитии.
Все эти точки зрения вполне обоснованны, так как каждый из государственных органов наделен определенными полномочиями, в рамках которых они решают задачи и выполняют функции государства, где государственные органы выступают одним из элементов структурно-функциональной системы механизма государства.
Каждый из вышеуказанных подходов имеет право на существование, в связи с этим считаем целесообразным сформулировать три общих определения механизма государства.
В рамках узкого подхода: механизм государства - это система государственных органов, реализующая задачи и функции государства.
В рамках широкого подхода: механизм государства - это совокупность законодательных, исполнительных, судебных и иных органов государственной власти, а также государственные учреждения, организации, предприятия и силовые структуры, деятельность которых направлена на реализацию задач и функций государства.
1.2. Соотношение понятий «государственный аппарат» и «механизм государства»
«Государственный аппарат» - категория, интерес к которой в науке стабильно высок в виду ее значимости и практической востребованности для обеспечения эффективности государственного управления обществом, удовлетворения законных интересов последнего. Однако зачастую сочетание «государственный аппарат» отождествляется с понятием «механизм государства». Авторы как на страницах учебной, так и научной литературы, периодических изданий, посвященных данной проблематике, ставят и каждый по-своему решают вопрос о том, как соотносятся между собой эти понятия.
Все имеющиеся точки зрения можно свести к двум основным направлениям:
1) понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» совпадают;
2) понятие «механизм государства» шире, чем «государственный аппарат».
Однако состав элементов, включенных в механизм государства, представителям различных научных школ виделся по-разному. Так, Л.Л. Григорян выделяет три наиболее значительные концепции понятия «механизм государства».
Первая - концепция широкого и узкого толкования механизма государства, согласно которой механизм государства в узком смысле - это и есть государственный аппарат, а в широком смысле - это политическая система общества. Вторая концепция не делает различий между государственным аппаратом и механизмом государства. Третья - определяет государственный механизм как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.
По мнению ученого, концепция широкого и узкого толкования господствовала в науке 1940-х - начала 1950-х гг., являлась естественным продуктом сталинизма, служила своеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни и после XX съезда КПСС отвергнута большинством государствоведов.[1]
Действительно, следует признать, что отождествление механизма государства с политической системой общества не оправданно в силу того, что в состав политической системы входят и элементы, существующие относительно автономно от государства, такие как политические партии, общественные организации и т. д. Таким образом, понятие «политическая система» шире, чем механизм государства.
Глава 2. Практические аспекты функционирования механизма государства
2.1. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности механизма государства
Под принципом разделения властей следует понимать рациональную организацию государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. На наш взгляд данное определение является наиболее объективным, так как соединяет в себе все наиболее важные характеристики этого принципа.
Поскольку в каждом современном демократическом государстве независимо от формы правления и государственного устройства вся власть в конечном счете принадлежит народу, коренится в народе и существует для народа, то логичнее в таком случае вести речь не о разделении властей, а о разделении функций (компетенции, сфер деятельности и полномочий) различных государственных органов. Социальное назначение и направление деятельности каждой из властей воплощается в системе государственных органов с определенной компетенцией и предметом ведения.
Выделение в системе государственной власти особых ветвей справедливо, но сегодня такой подход выглядит несколько упрощенно, так как игнорируется многообразие направлений деятельности современного государства. Реализация принципа разделения властей предполагает разделение не просто функций (законодательных, исполнительных, судебных и др.), но и властных полномочий, что не нарушает единства государственной власти, под которым следует понимать единство стратегических целей и направлений деятельности всех государственных органов. Единство государственной власти определяется, прежде всего тем, что единым и единственным источником власти выступает народ.[1]
Необходимо также подчеркнуть, что принцип разделения властей - один из главных принципов демократической политической системы. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол.
Список использованных источников и литературы
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21.07.2014 г.] / Российская Федерация. Конституция (1993) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. - 2013. - № 3 (214). - C. 8-11.
3. Балуцкая Г.А. Совершенствование реализации принципа разделения властей по вертикали в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 7-2 (57). - С. 22-24.
4. Бекишиева С.Р. Органы государственной власти в правовой системе Республики Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2012. Вып. 2. С. 62-63.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2012. 336 с.
6. Власов В.И., Власова Г.Б. Теория государства и права: учебное пособие. Ростов на Дону: Феликс, 2012. 387 с.
8. Зотова А.А. О принципе разделения властей в деятельности государственных органов России // Science Time. - 2015. - № 11 (23). - С. 224-227.
9. Лысов П.К., Анашкина Ю.Н. Единая государственная власть и принцип разделения властей // Мир политики и социологии. - 2015. - № 7. - С. 87-99.
10. Макуев Р.Х. Теория государства и права: учебник. М.: Норма-М, 2010. 604 с.
11. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2014. 343 с.
12. Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. М.: Норма, 2011. 403 с.
13. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. - М., 2011. 436 с.
14. Пахомов В.Г., Майорова М.С. Разделение властей - один из главных принципов конституционализма // Nauka-Rastudent.ru. - 2016. - № 1. - С. 25-26.
15. Рассказов Л. П. Теория государства и права. М., 2012. 421 с.
16. Рассолов М. М., Малахов В. П., Иванов А. А. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие. М., 2010. 294 с.
17. Руденкин В.Н. Принцип разделения властей: идея и реальность // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2012. - № 4 (21). - С. 55-57.
18. Словарь иностранных слов. М., 2012. 491 с.
19. Смоленский М.Б., Борисов Г.А., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. Теория государства и права: учебник. Ростов на Дону: Феникс, 2012. 549 с.
20. Сырых М. Теория государства и права. М., 2012. 350 с.
21. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - М.: Юрайт, 2011. 431 с.
22. Теория государства и права: учебник / под ред. М. М. Рассолова. - М., 2011. 602 с.