Найти в Дзене

Дети сидят над домашкой до ночи? Фитнес в помощь! - Очередной абсурд в системе образования.

Новые нормы для домашних заданий в школах с 1 сентября 2025 года: забота о детях или имитация реформ? С 1 сентября 2025 года в российских школах официально вводятся новые правила, ограничивающие время выполнения домашних заданий. Теперь оно будет распределено по классам: Кроме того, регламентируется и работа за компьютером: Также установлено правило: объём домашних заданий не должен превышать половину работы, выполненной на уроке. А на сложные задания вроде сочинений, проектов или докладов будет выделяться не менее семи дней. На первый взгляд — инициатива выглядит правильной. Казалось бы, государство пытается снизить нагрузку на детей. Но действительно ли это решает проблему? Такие нормы на самом деле существовали и раньше. Их можно было найти в санитарных правилах и методических рекомендациях. Однако, как и прежде, проверять соблюдение этих ограничений никто не будет. На практике дети как сидели часами за уроками, так и будут. Кто-то справляется за 40 минут, а кто-то «зависает» до но
Оглавление

Новые нормы для домашних заданий в школах с 1 сентября 2025 года: забота о детях или имитация реформ?

С 1 сентября 2025 года в российских школах официально вводятся новые правила, ограничивающие время выполнения домашних заданий. Теперь оно будет распределено по классам:

  • 1-й класс — до 1 часа;
  • 2–3-й классы — до 1,5 часа;
  • 4–5-й классы — до 2 часов;
  • 6–8-й классы — до 2,5 часа;
  • 9–11-й классы — до 3,5 часа.

Кроме того, регламентируется и работа за компьютером:

  • для младших школьников — до 20 минут,
  • для старшеклассников — до 35 минут.

Также установлено правило: объём домашних заданий не должен превышать половину работы, выполненной на уроке. А на сложные задания вроде сочинений, проектов или докладов будет выделяться не менее семи дней.

На первый взгляд — инициатива выглядит правильной. Казалось бы, государство пытается снизить нагрузку на детей. Но действительно ли это решает проблему?

«Формальные» ограничения вместо реальной помощи

Такие нормы на самом деле существовали и раньше. Их можно было найти в санитарных правилах и методических рекомендациях. Однако, как и прежде, проверять соблюдение этих ограничений никто не будет.

На практике дети как сидели часами за уроками, так и будут. Кто-то справляется за 40 минут, а кто-то «зависает» до ночи. Уровень восприятия, скорость работы — у всех разные.

Главная проблема — не в «часах», а в программе

Перегрузка возникает не из-за объёма домашнего задания как такового, а из-за хаотичной и плохо структурированной школьной программы. Учителя просто не успевают качественно объяснить материал на уроках, и значительная часть работы фактически переносится домой — к родителям и репетиторам.

Но тогда возникает вопрос: если дети и так проводят в школе по 5-7 часов, когда им осваивать материал?

И давайте не будем забывать, что после школы большинство детей идут на секции и в школы искусств….

Вот, к примеру, расписание 4-го класса обычной подмосковной школы искусств, художественного отделения:

Понедельник:

  • Работа в материале - 1 час 30 мин.
  • Прикладная композиция - 45 мин.

Вторник:

  • Работа в материале - 1 час 30 мин.

Среда:

  • Живопись - 2 часа 5 мин.

Четверг:

  • Скульптура - 1 час 30 мин.

Пятница:

  • Рисунок - 2 часа 10 мин.
  • История искусств - 45 мин.

К слову, в общеобразовательной школе 5-6 уроков, в зависимости от класса, не считая внеурочки.

Ну и берем калькуляторы (кто в уме не может) и считаем:

  • 6 уроков в общеобразовательной школе 5 часов
  • дополнительное образование 1,5-2 часа
  • прибавляем домашку. Ладно, давайте возьмем ваши благородно предоставленные и уменьшенные 2,5 часа

ИТОГО: минимум 9 часов!!! Не много? Когда рабочий день у взрослого человека в среднем 7-8 часов!

Много, решили в Минобре!

и сделали еще одно доброе дело! Подарили детям счастье заниматься фитнесом!

«Фитнес вместо знаний»

Одна польза и больше ничего, как нам объясняют работники школ. Поэтому теперь на один урок физкультуры в неделю больше. Учителя объясняют так — введение урока фитнеса снижает учебную нагрузку и уменьшает объём домашних заданий.

Но, по сути, школьникам просто добавили ещё часы «обязаловки», вместо того чтобы дать время на выполнение уроков в школе или сократить реально перегруженные предметы.

Что действительно могло бы помочь

  • Введение хотя бы одного урока «самостоятельной работы» в школьное расписание, чтобы часть домашних заданий выполнялась в классе. Как же было бы здорово вместо фитнеса и разговоров о важном получать из школы свое чадо хотя бы с половиной выученных уроков!
  • Про пересмотр школьных программ, думаю, говорить не стоит.
  • Баланс между обязательными уроками и внеурочной деятельностью.

Итог

Новые нормы по времени на домашние задания — это скорее красивая декларация, чем реальное решение. Да, на бумаге всё выглядит аккуратно и логично. Но если не изменить сам подход к организации школьной программы, перегрузка останется.

А пока чиновники отчитываются о «заботе о детях», школьники продолжают сидеть над тетрадями до ночи — после уроков, секций и «фитнеса».

Спасибо, что прочитали!