Найти в Дзене

«ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ»: КОГДА ЗА ДВА ДНЯ ПРОИСХОДИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ. НУ, ИЛИ ПОЧТИ

Э. Рязанов-гений, что ни фильм, то шедевр. «Вокзал для двоих» вышел в 1982г., но и по сей день не теряет свою актуальность: реплики и диалоги героев разлетелись на цитаты, в которых заложено множество отсылок и к действительности советского периода, и к жизни человека в целом, независимо от того, в каком политическом строе эта самая жизнь протекает, в каком веке и в какой стране. История двух одиноких сердец, случайно встретивших друг друга благодаря мерзкому обеду-это и художественная картина о любви, и документальное кино о непобедимых спекуляциях, существовавших в СССР, как бы с ними ни боролись, и философский трактат «жизнь, как поезд, а мы в нем пассажиры», и даже какой-то намек на «вынужденный феминизм» (вынужденный, потому что никто из героинь «Вокзала для двоих», на самом деле, не хочет быть той женщиной, которая входит в горящую избу, просто существование в г. Заступинске другого выбора не оставляет), а если продолжать внимательно вглядываться, всматриваться и вникать, то фил
Оглавление

Вера, Платон, аккордеон
Вера, Платон, аккордеон

Э. Рязанов-гений, что ни фильм, то шедевр. «Вокзал для двоих» вышел в 1982г., но и по сей день не теряет свою актуальность: реплики и диалоги героев разлетелись на цитаты, в которых заложено множество отсылок и к действительности советского периода, и к жизни человека в целом, независимо от того, в каком политическом строе эта самая жизнь протекает, в каком веке и в какой стране.

История двух одиноких сердец, случайно встретивших друг друга благодаря мерзкому обеду-это и художественная картина о любви, и документальное кино о непобедимых спекуляциях, существовавших в СССР, как бы с ними ни боролись, и философский трактат «жизнь, как поезд, а мы в нем пассажиры», и даже какой-то намек на «вынужденный феминизм» (вынужденный, потому что никто из героинь «Вокзала для двоих», на самом деле, не хочет быть той женщиной, которая входит в горящую избу, просто существование в г. Заступинске другого выбора не оставляет), а если продолжать внимательно вглядываться, всматриваться и вникать, то фильм Э. Рязанова - это ещё и предсказание будущего распада СССР; в общем, много всего там есть, можно сто рецензий написать и не закончатся темы.

Изначально я планировала сделать психологический разбор личностей Веры и Платона, однако специально пересмотрев фильм перед написанием рецензии, дабы освежить свои впечатления, подумала, что вместо акцентов на главных героях, хочу больше внимания уделить цитатам из киноленты, а также поговорить о ресторане, как об одной из основных площадок, на которой и происходят судьбоносные события, ведь согласитесь, если бы Платон с Верой не были ограничены рамками пространств и измерений вокзала и ресторана, это было бы совсем другое кино.

Итак, поехали!

«А В РЕСТОРАНЕ, А В РЕСТОРАНЕ, А ТАМ ГИТАРЫ, А ТАМ ЦЫГАНЕ»

Платон, за секунду до «умирающего лебедя»
Платон, за секунду до «умирающего лебедя»

Для кого-то ресторан в фильме «Вокзал для двоих» - это просто место стечения обстоятельств, вместо которого могло бы быть что-то другое. Для меня же привокзальное заведение с обедами для случайных людей и гостей горда - это целая вселенная. Наряду с тем, как меняются, преображаясь, наши главные герои, так и ресторан пребывает в различных ипостасях и подвергается постоянным метаморфозам. Выделила несколько из них.

РЕСТОРАН КАК ФОРМА ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ ДРУГ К ДРУГУ

На заднем плане Платон пытается разрезать на кусочки «жилистую курицу»
На заднем плане Платон пытается разрезать на кусочки «жилистую курицу»

Первое, что, по-моему мнению, олицетворяет ресторан в фильме - это систему, в которой живёт вся страна, отношение людей друг к другу и то, на чем оно основано.

Я заметила, что в этом фильме ресторан, в котором что только ни происходит, противопоставляется как будто бы какой-то правильной, порядочной, советской жизни и не употребляется в позитивном ключе. В доказательства тому, диалоги и отдельные высказывания главных и второстепенных героев:

«Только, Виолетта, скажите, пожалуйста, там, что это для Веры... и чтобы в мороженое ничего, кроме мороженого, не клали».

«Зачем вам столько шампуня? Будете в суп клиентам подливать? — Вам бы — с удовольствием»

«Чёрт, настроение - хуже не бывает. - Вряд ли наша курица вам его улучшит»

«Что, очень жилистая? - Да. По-моему, эта курица при жизни работала официанткой в вашем ресторане»

«Верунчик, лапушка, сама-сама-сама. Не в ресторане - самообслуживание. Тайм из мани. Сама-сама-сама!»

«Какая кухня, такая и песня».

«Нас инструктировали: «Приезжающих, в отличие от проезжающих, — обслуживать хорошо!» Ресторан-визитная карточка нашего города».

Все эти слова создают не самое привлекательное резюме для посещения заведения, и, пожалуй, именно от этой фразы Веры про «визитную карточку города», во время произнесения которой она, торжественно, переворачивает скатерть, мы можем строить дальнейшие предположения о том, каким являлся, выдуманный город Заступинск, если привокзальный ресторан был его лицом: «своим» людям и колбаску найдут и котлету на хорошем масле пожарят и пять бутылок «Боржоми» предоставят, а если ты проезжий посетитель, то ни минеральной воды, ни диетического питания не увидишь, ещё и не факт, что в мороженом не будет чего-то, кроме мороженого.

Платон взывает к справедливости замначальника ж/д Заступинска
Платон взывает к справедливости замначальника ж/д Заступинска

В данном случае, ресторан служит некой проекцией того, что в целом происходит в провинциальном городке, а за ним и во всей стране, при этом, люди, которые так или иначе пользуются «связями», дабы не искать драгоценную «Боржоми» фиг знает, где, а взять у знакомых, такие первыми отнекиваются от «кумовства»; тот же замначальника ж/д Заступинска: «Я лично по ресторанам не хожу, я дома обедаю, у меня жена замечательно готовит, а рестораны — это совсем другое ведомство».

РЕСТОРАН КАК ФОРМА ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, ДАЛЕКОЙ ОТ ТОГО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В СТОЛИЦЕ

Платон знакомится с причиной его последующего, двухдневного пребывания в Заступинске
Платон знакомится с причиной его последующего, двухдневного пребывания в Заступинске

Следующее, что собой олицетворяет ресторан — жизнь простых людей, в больших и малых населенных пунктах, близко или далеко, расположенных от столицы; однако не так уж и важно, где именно, 100 км от Москвы или дальше, потому что, в любом случае, Москва-это одна Россия, а все остальное-другая Россия и Э. Рязанов нам это показывает.

Платон ведь едет не во Владивосток и не на Камчатку, от Москвы всего-то ничего до нашего, любимого Заступинска, однако режиссер мастерски и документально точно изображает то, что за территорией Москвы (в общем-то как и сейчас) начинается, кардинально, другая Россия. Мы видим, что пианист из богемной тусовки (не забываем, что его жена работает на TV, друзья имеют возможность полететь за границу, и как бы он не отнекивался и не занимался демонстрационным самоуничижением, у него все же есть некий статус в культурном, московском обществе) оказывается беспомощным ни в своей среде. Он, привыкший совсем к другим условиям (к улыбающимся официанткам в том числе), не ожидал увидеть повседневную действительность других советских граждан: дыни по 3 рубля за кг, борьбу за возможность вообще эти дыни продавать, уже описанные нами, плохие обеды в привокзальном ресторане, повсеместное нахальство обслуживающего персонала, его даже успели сделать заложником спекулятивного рынка! Растерянность Платона от всего происходящего вокруг и показывает нам, что в Москве, общаясь с «нужными» людьми, с творческой элитой, он один из немногих, чей образ жизни проходит на высоком уровне, но большинство людей в СССР живет так, как Вера и её коллеги.

Платон осваивает новый вид деятельности
Платон осваивает новый вид деятельности

Мы можем сказать, что Платон впервые видит, что за МКАД абсолютно другое государство, с нехваткой продуктов, с невежеством, с людьми в форме, которые, во-первых, просят стеречь чемоданы неизвестно с чем, манипулируя паспортом, во-вторых, по забывчивости увозящими этот паспорт в неизвестном направлении, и к ответственности их за это привлечь невозможно.

РЕСТОРАН КАК ОТОБРАЖЕНИЕ СУЩЕСТВЕННОЙ РАЗНИЦЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕЖДУ РАЗНЫМИ СЛОЯМИ НАСЕЛЕНИЯ

Платон, Вера, дыни и уехавший паспорт
Платон, Вера, дыни и уехавший паспорт

Отношения столичного пианиста и провинциальной официантки показывают нам, насколько далекими оставались друг друга разные слои общества даже в СССР, где одной из главных идей было всеобщее равенство. Диалоги наших героев тому подтверждение:

– Собственная машина. Подруга в Алжир улетает. Жену по телевизору показывают. Ой, для меня всё это - прямо как жизнь на Луне. А я - чаевые беру, гарниры со столов собираю. И каждый третий норовит... С нами, официантками, не церемонятся, а с привокзальными - подавно.

– Замолчи, зачем ты так?

– Ну вот, и вы мне уже стали "тыкать".

– Извините, Вера, я не хотел вас обидеть. Я не представляю, что было бы со мной, если б я вас не встретил.

Импровизированное такси
Импровизированное такси

– Ничего у нас путного с тобой не получится. Ничего.

– Почему?

– Потому что ты - пианист, а я - вокзальная официантка.

– Какие глупости!

– Вот видишь, тебе даже сказать нечего. – Официантка, пианист... - Причём здесь это?

– Конечно. Скажи ещё про всеобщее равенство.

Мы видим, что Вера, не избалованная материальным достатком, аплодисментами публики, вниманием многочисленных поклонников, яснее смотрит на перспективы их отношений. Она не летает в облаках и не строит иллюзий, испытавшая на себя различные трудности (не забываем о том, что Вера в разводе по причине измены её бывшего мужа, на момент расставания у неё не было профессии и она воспитывает ребёнка одна), она предпочитает смотреть в глаза неотесанной реальности и не давать себе ложных надежд. Ей искренне нравится Платон, но она уже имеет достаточно опыта для того, чтобы не верить в сказки про Золушку. Я предположу, что Вера совершенно себе не представляет не только то, что она может быть вместе с Платоном, но и то, что у неё когда-то и вправду появятся такие же друзья, как у него, или сама она, вдруг возьмет, и улетит куда-нибудь в Чехословакию (существовавшую, некогда, страну).

Немного другие размышления появляются после того фрагмента фильма, где во время их свидания в ресторане Вера говорит Платону, что так как он, у них ещё никто, никогда не играл. Здесь я тоже вижу двоякий смысл: с одной стороны, в этом прослеживается личная симпатия Веры, ведь играли в том числе и конкретно для неё, а с другой стороны, рискну предположить, что до нашего, выдуманного, но такого реалистичного, Заступинска, действительно не доезжали хорошие, столичные оркестры, и как часто это бывает, люди в провинциальном городке никогда и не слышали хороших, классических музыкантов, но были в курсе, что где-то там в Москве это всё есть.

РЕСТОРАН КАК ШУМНЫЙ ФОН ЖИЗНИ, КАК БАЛАГАН В КОТОРОМ, ВСЕ-ТАКИ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ДРУГ ДРУГА

Свидание Веры и Платона
Свидание Веры и Платона

Незнакомые и знакомые гости ресторана, чей-то день рождения, коллеги по цеху, толпы бегущих куда-то людей, «приезжающие» и «проезжающие», музыка, танцы, алкоголь, отсутствие денег и документов, последний автобус, секунду назад покинувший остановку – все как в жизни, суета сует.

Действительно, иногда мужчина и женщина встречают друг друга не благодаря, а вопреки: вопреки невкусному супу, вопреки коротким остановкам, вопреки тому, что кто-то пианист, а кто-то официантка, и даже вопреки тому, что кому-то потом идти под суд.

Что это такое? Судьба или бессознательная тяга друг к другу? А может быть, всё вместе? Сложно дать однозначный ответ, однако Э. Рязанов дает надежду всем нам на то, что даже в сложнейших жизненных обстоятельствах можно найти любовь и избежать одиночества, что и происходит с нашими героями.

РЕСТОРАН КАК ФОРМА НЕ ИДЕАЛЬНОЙ, НО ПРАВДИВОЙ ЖИЗНИ

Вера и Платон
Вера и Платон

– Что вы смотрите? Да, пришла сама. Что вы молчите? Будете потом вспоминать, как застряли на промежуточной станции. Подвернулась вам одна официанточка. И завязался с ней... не то чтобы... Смешно, да? И была она не так уж, чтобы очень, но ведь дело было проездом.

– Вера, вы себя просто не понимаете. Мне кажется, я знаю вас много лет и понимаю вас. В вас нет того, что я ненавижу. Ненавижу! Вы - настоящая, естественная. Да. Мне с вами легко. Вот я такой, какой я есть. Мне не надо притворяться, мне нечего... Понимаете? И на этом вокзале, смешно сказать, я впервые почувствовал себя свободным. Да вы себе просто цены не знаете. Вы - добрая, вы - красивая, вы - очаровательная, вы - замечательная. Да, вы... прекрасны.

Находясь в Заступинске, рядом с Верой, Платон получает качественно новый опыт. Я бы не стала разрывать этот факт с тем, что с него, в каком-то смысле, слетели «розовые очки» и вместе со злостью, которую он испытывал в начале общения с Верой, вместе с раздражением на то, что его окружает, появилось новое ощущение, понимание и принятие жизни, а вместе с тем появились открытия себя самого, легкого, настоящего, другого. Привокзальный ресторан становится для Платона своего рода, исцеляющей пилюлей, сначала горькой, неприятной, но впоследствии, очищающей его от всего лишнего и дающей силы для того, чтобы пережить следующий этап его жизни.

РЕСТОРАН КАК ФОРМА ВНУТРЕННЕГО МИРА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

Ох, уж эти обеды!
Ох, уж эти обеды!

«Если подумать, то вся наша жизнь-зал ожидания»

Ко всему вышесказанному, я бы еще добавила, что ресторан напоминает мне некое психическое пространство, которое есть у каждого человека, внутри которого постоянно происходит какая-то работа, направленная на изменения или на усвоение того, что происходит с нами во внешнем мире. У кого-то внутреннее пространство – это зона регистрации в аэропорту, у кого-то это парки возле озера, у кого-то это музейный склад экспонатов, у кого-то это беговая дорожка, у кого-то набережная, у кого-то море, а у кого-то это привокзальный ресторан. Внутри этого пространства можно вести себя совершенно по-разному: можно просто сидеть и чего-то ждать, можно воровать кошельки с деньгами, можно (опять же) скидывать кому-то спекулятивные дыни, а можно, как Вера и Платон что-то делать, решать проблемы, узнавать друг друга и влюбляться. Только мы решаем, чем мы себя наполняем, что мы излучаем во вне, и как мы выбираем жить! «Вокзал для двоих» хороший пример того, что «правильные» триггеры запускают нужный вектор изменений, текущих в том самом направлении. Нужно просто не упустить момент и дать себе возможность реализовать то, что уже готово внутри к проявлению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Ты хорошо бежишь, очень хорошо… только медленно!»
«Ты хорошо бежишь, очень хорошо… только медленно!»

«Вокзал для двоих» фильм вдохновляющий, дающий надежду на то, что «плохой обед» - это не приговор, и не приговор то, что есть реальное решение суда в пользу невинного человека (хотя для нас так и остается небольшой загадкой, все-таки Платон сбил человека или его жена?). По крайней мере, в это хочется верить…

Здесь ещё одна очень сложная тема, которую Э. Рязанов затрагивает как будто бы шутя: «клеймо заключенного, которое ложится на человека, отсидевшего в тюрьме». Мы можем теперь гадать, как это скажется на дальнейшей судьбе Платона и т.д. Однако с ним остается Вера, а значит, не всё потеряно!

Дорогие друзья, на этом я с вами прощаюсь!

Буду рада вашим мыслям, приглашаю к обсуждению!

Всем спасибо и до новых рецензий!