Представьте себе гигантский летающий будильник. Тот, что будит не одного соню, а целый городской район, заставляет дрожать стёкла и выключает телевизоры из-за помех. А теперь добавьте к этому образу крылья, реактивные двигатели и стратегическую задачу нести ядерный «подарочек» на другой конец планеты. Знакомьтесь, Ту-12Б самолёт, который был настолько крут, насколько и неудобен. Его история это история советского а давайте тоже так сделаем, но со своим уникальным, очень шумным и прожорливым колоритом.
Если бы авиация была школой, то Ту-12Б был бы тем самым переростком-второгодником, который уже лысеет и курит за гаражами, но всё ещё ходит на уроки труда. Он появился в эпоху, когда мир сходил с ума по реактивной тяге, а Советы понимали: чтобы не остаться на задворках истории, нужно догонять. И догоняли, как всегда, с размахом.
От пропеллера к реактивной струе: рождение Бурильного Молота
Изначально этот красавец был известен как Ту-2. Отличный поршневой фронтовой бомбардировщик времен ВОВ, трудяга. Но время шло, и на западе уже вовсю гудели реактивные Канберры и B-47 Stratojet. В КБ Туполева посмотрели на своего проверенного работягу и вынесли вердикт: А что, если ему приделать реактивные двигатели? Будет круто!
Так в 1947 году на свет появился Ту-12 (изначальное название Ту-77). Это был, по сути, глубоко модернизированный Ту-2, у которого вместо поршневых моторов под крыльями прилепили два британских трофейных двигателя Нин. Да-да, те самые, которые нам потом подарили в виде РД-45 для МиГ-15.
И вот он, первый полёт. Лётчики-испытатели, привыкшие к ворчливому рокоту поршневых моторов, были в шоке. Звук был другой пронзительный, оглушительный рёв. На земле техники переставали слышать друг друга. За самолётом тут же закрепилось неофициальное прозвище Бурильный Молот не столько за мощь, сколько за невероятный, сверлящий мозг гул.
Ту-12Б: Буква Б, означающая Бензин, ещё бензин!
А теперь переходим к главному герою Ту-12Б. Буква «Б» здесь означала Бензиновый. И это была не просто характеристика, это был его образ жизни, сущность и главная статья расходов.
Представьте себе диету этого железного птицегона. Если обычные самолёты перекусывали авиационным керосином, то Ту-12Б требовал высокооктановый авиационный бензин Б-70. Это тот самый, что лили в поршневые моторы истребителей Лавочкиных и Яков времен войны.
Почему? Всё просто его двигатели РД-45 (уже наши, скопированные с Нинов) были центробежными. Такая конструкция была проще в производстве, но имела ахиллесову пяту высокий расход топлива. Очень высокий. Очень-очень высокий.
Шутка тех лет гласила: Ту-12Б взлетает с тремя тоннами бомб, двумя тоннами экипажа и двумя железнодорожными цистернами бензина. Преувеличение, конечно, но несильное. Его топливная система была ненасытным желудком, который приходилось постоянно кормить. Заправка одного такого самолёта могла привести к небольшому дефициту топлива на всем аэродроме. Логисты ненавидели его лютой ненавистью. Топливозаправщики разбегались при его виде.
Почему же он был таким эффективным?
Лётные данные были своеобразными. Да, он летал быстрее своего поршневого предка. Но его дальность оставляла желать лучшего. Представьте: вы стартуете из Москвы с полными баками, долетаете до Тулы, красиво разворачиваетесь и летите обратно потому что горючее на исходе. Для стратегического бомбардировщика это был, мягко говоря, несерьёзный показатель.
Кабина экипажа была наследием поршневой эры тесной, негерметичной и холодной. На большой высоте лётчики одевались в утеплённые комбинезоны и пользовались кислородными масками. Шутки ради: Интерьер в стиле холодный ангар с элементами подводная лодка образца 1943 года.
Так зачем же он был нужен?
Роль Ту-12Б невозможно переоценить, и вот здесь мы переходим от юмора к огромному уважению. Он был первым. Первым советским реактивным бомбардировщиком, который дошёл до серии (хоть и небольшой, около 50 машин).
Он был летающей лабораторией, университетом в металле. На нём учились:
Конструкторы: как проектировать большие реактивные самолёты.
Инженеры: как обслуживать эти сложные и капризные новые двигатели.
Лётчики: как пилотировать тяжелую, инертную машину с реактивной тягой, у которой были свои специфические повадки.
Штурманы и стрелки: как работать с новым radarным и оборонительным оборудованием в условиях высотных полётов.
Он был необходимым шагом, пусть и неуклюжим, от мира поршневой авиации к миру реактивной. Без Ту-12Б и его детских болезней не было бы легендарного Ту-16 настоящего стратега и долгожителя, который до сих пор (в модернизированном виде) стоит на вооружении. Не было бы и могучего Ту-95, чей рёв знаком всему миру.
Ту-12Б был той самой первой коровой, которую пришлось доить, чтобы понять: надо делать доильный аппарат получше. Он взял на себя все шишки, все проблемы и все насмешки, чтобы следующие самолёты стали лучше.
Исчезновение с арены
Век его был недолог. Уже к середине 50-х годов стало ясно, что будущее за более экономичными и мощными осевых двигателей, работающих на керосине. На смену Бурильному Молоту пришли более совершенные машины. Ту-12Б быстро переклассифицировали в летающие мишени, буксировщики мишеней и учебные пособия. Он честно отслужил свой срок и ушёл в историю, уступив место своим более успешным потомкам.
А как вам такие неудачники, без которых не было бы успеха? Стоило ли тратить ресурсы на такой явно сырой проект? Или именно так и рождается прогресс через череду смешных и нелепых, но таких важных шагов? Жду ваше мнение в комментариях! Давайте поспорим конструктивно и с уважением к истории.