Найти в Дзене

Как на слух отличить ямб от хорея

Оглавление

«Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить» — этой пушкинской характеристикой Евгения Онегина сегодня мог бы быть смущен едва ли не каждый школьник. Ведь на экзамене подобная ошибка может стоить драгоценных баллов. Но что, если Пушкин был не совсем прав, и научиться отличать один размер от другого — проще, чем кажется? Не нужно зазубривать скучные схемы! Гораздо важнее запомнить ритм и несколько хрестоматийных примеров. Давайте разберемся, как всего за несколько минут начать слышать разницу между энергичным ямбом и певучим хореем.

Главное — почувствовать ритмический рисунок, а не просто считать слоги.

1. Ямб (та-ТА, та-ТА)

  • Ритм: Ровный, энергичный, часто повествовательный, торжественный или декламационный. Напоминает биение сердца (та-ТУ, та-ТУ), шаги или тиканье метронома.
  • Ударение в стопе падает на второй слог.
  • Ладоши: Хлопаем на каждом втором слоге. Ритм ровный и предсказуемый.

Классические примеры:

Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил... (А.С. Пушкин)
мой
дя-дя | са-мых | че-стных | пра-вил
Прохлопаем: (тихо)
ХЛОП (громко) | (тихо) ХЛОП (громко)

Проверьте, получается? ↓↓↓↓↓

2. Хорей (ТАТ-та, ТАТ-та)

  • Ритм: Более «скачущий», энергичный, но при этом часто более плавный, певучий, напевный или даже колыбельный.
  • Ударение в стопе падает на первый слог.
  • Ладоши: Хлопаем на каждом первом слоге. Ритм более отрывистый.

Классические примеры:

БУря мглОю нЕбо крОет... (А.С. Пушкин)
бу-ря | мгло-ю | не-бо | кро-ет
Прохлопаем: (громко)
ХЛОП (тихо) | (громко) ХЛОП (тихо)

Проверьте, получается? ↓↓↓↓↓

Простой алгоритм на экзамене:

  1. Прочитайте строку вслух (или про себя, но четко), расставляя естественные ударения.
  2. Прохлопайте ритм в ладоши на ударных слогах.
  3. Поймайте ощущение:
    Если хлопки идут размеренно и ровно (как часики: тик-ТОК, тик-ТОК) — это ямб.
    Если хлопки идут
    более отрывисто, с акцентом вначале (как лошадка скачет: TOP-от, TOP-от) — это хорей.

Важно: В реальных стихах не всегда все стопы идеальны (встречаются пропуски ударений — пиррихии, или лишние — спондеи). Но базового ритма (ямбического или хореического) это не меняет.