Найти в Дзене
АРТ-БИОГРАФИЯ: ART BIOGRAPHY

Юрий Козак - Мой путь в искусстве

Мой путь в искусстве начался задолго до поступления в легендарную Строгановку. Уже с 1975 года я погрузился в мир реставрации, и эта профессия стала для меня не просто работой, а основополагающей школой. В Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГОСНИИР), где я тружусь по сей день, я научился видеть не просто краску и холст, а дыхание времени, скрытое в каждом слое, в каждой трещинке. Это уникальный диалог с прошлым, с мастерством великих предшественников. Реставрация – это очень интересная и важная для меня профессия, она неизменно влияет на мое творчество. Она научила меня вниманию к деталям, пониманию материалов и, главное, глубокому уважению к истории, которую я стремлюсь не только сохранить, но и оживить на своих полотнах. Хотя диплом Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановское) я получил в 1993 году, моя художественная биография к тому времени уже имела прочный фундамент, заложенный годами работы с подлинными артефактами. С
Юрий Германович Козак
Юрий Германович Козак

Мой путь в искусстве начался задолго до поступления в легендарную Строгановку. Уже с 1975 года я погрузился в мир реставрации, и эта профессия стала для меня не просто работой, а основополагающей школой. В Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГОСНИИР), где я тружусь по сей день, я научился видеть не просто краску и холст, а дыхание времени, скрытое в каждом слое, в каждой трещинке. Это уникальный диалог с прошлым, с мастерством великих предшественников. Реставрация – это очень интересная и важная для меня профессия, она неизменно влияет на мое творчество. Она научила меня вниманию к деталям, пониманию материалов и, главное, глубокому уважению к истории, которую я стремлюсь не только сохранить, но и оживить на своих полотнах.

Хотя диплом Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановское) я получил в 1993 году, моя художественная биография к тому времени уже имела прочный фундамент, заложенный годами работы с подлинными артефактами. Строгановка дала академическую базу и свободу поиска.

Моя излюбленная тема – история и мифология. Почему прошлое? Я твердо убежден, что прошлое – более перспективное поле деятельности для художника-реалиста. Современность стремительна, ее лучше ловят объектив фотоаппарата и кинокамеры. А в истории, в мифах – вечные сюжеты, вневременные эмоции, архетипы. Там я чувствую пространство для глубокого осмысления и интерпретации. "Сначала рисует художник, а потом уже снимают и фотографируют" – в этой фразе моя вера в первоначальную силу живописного образа. Поездки по местам исторических событий, погружение в эпоху – это неиссякаемый источник идей. Каждая новая картина – это попытка понять и передать дух времени, будь то "Оборона Пскова 1614 года", драма "Отступления французской армии" в 1812 году, или сложный характер "Мессалины".

Юрий Козак/ Оборона Пскова 1614 года
Юрий Козак/ Оборона Пскова 1614 года

В выборе техники я нашел свою любовь – пастель. Она красиво ложится, дает удивительную бархатистость и глубину цвета, позволяет работать быстро и экспрессивно. Она легче, чем масло или акварель, в плане подготовки и чистоты процесса, но требует виртуозной точности. Хотя я начинал с масла, вспомним "Петербургские сумерки" или "Корабли Петра I", со временем пастель заняла главное место в моей мастерской. Иногда я совмещаю в работах масло и пастель, находя новые выразительные возможности. Сам процесс создания картины для меня – это всегда баланс между подготовкой (изучение материала, эскизы) и импровизацией, когда рука ведет за собой мысль.

Юрий Козак. Отступление французской армии
Юрий Козак. Отступление французской армии

Пейзажи – еще одна грань моего творчества ("Начало зимы", "Петербургские сумерки"), позволяющая передать настроение, свет, атмосферу места. А вот натюрморты рисовал только в институте – эта тема меня больше не увлекает так, как эпические исторические сцены или загадочные мифологические образы.

Юрий Козак. Начало зимы
Юрий Козак. Начало зимы

Моя выставочная и конкурсная активность обширна – от юбилейных выставок в Манеже и ЦДХ до персональной выставки "Гроза двенадцатого года" в 2008 году, от участия в проектах фонда "Славянские традиции" ("Во имя мира на земле") до выставок по всему миру: от Греции и Италии до Китая, Вьетнама, Египта и Индии. Мои работы нашли дом в частных коллекциях России, Англии, Китая и в Российском культурном центре в Ханое.

Многочисленные награды на международных конкурсах, особенно "Пастелиум", "Российская неделя искусств", "Искусство силуэта" (десятки первых, вторых и третьих мест за последние годы, организованных Евразийским Художественным Союзом), безусловно, приятны. Но для меня конкурсы не так важны сами по себе. Гораздо интереснее посмотреть на работы коллег, ощутить пульс современного искусства, вступить в диалог.

Бывало, что работа не находила отклика у судей, но все люди разные. Для художника важнее отклик коллег, нежели одобрение судей. Признание в профессиональной среде дорогого стоит. Статья "Новая жизнь реализма в произведениях Юрия Козака" в журнале "Российская галерея" (2022) была для меня значимым знаком того, что мой путь, мое обращение к реализму в историческом и мифологическом жанре, находят понимание.

Жизненное кредо? Не могу выразить его одним предложением, но в его сердцевине – создание искусства и сохранение искусства. Это две стороны одной медали, моего бытия: как художник я создаю новые миры на холсте и бумаге, как реставратор – спасаю миры, созданные до меня. Это мой долг и моя страсть.

Сейчас я работаю над серией "Художник и модель", исследуя сам процесс творчества, взаимоотношения создателя и натуры. И конечно, не оставляю мифологические темы (боги и герои) – они вечны. А если говорить о любимой картине... Среди многих дорогих сердцу работ особое место занимает "Зимовка русского флота". В ней, наверное, есть что-то очень личное, какая-то тишина и сосредоточенность, созвучные моему внутреннему миру.

Юрий Козак. Зимовка русского флота (2016)
Юрий Козак. Зимовка русского флота (2016)

Мое искусство – это мост между прошлым и настоящим, между мифом и реальностью, созданный с помощью пастели, масла и неугасающего интереса к вечным историям человечества.

Интервью взяла: Сошина Юлия Сергеевна (РГУ им.Косыгина, факультет «Журналистика»)

===

Евразийский Художественный Союз | Eurasian Art Union (www.artunion.pro)
Евразийский Художественный Союз | Eurasian Art Union (www.artunion.pro)

Статья написана по поручению Евразийского Художественного Союза

Подписывайтесь и будьте в курсе:

1) Аккаунт в VKонтакте: https://vk.com/eurasianartunion (здесь проходят трансляции и публикуются фотографии)
2) Аккаунты в Telegram:
@eurasianartunioncom (
https://t.me/eurasianartunioncom),
@artunions (
https://t.me/artunions),
@eurasianarts (
https://t.me/eurasianarts)
3) Новости и пресс-релизы Евразийского Художественного Союза:
https://dzen.ru/eurasianartunion.com
4) Журнал "Арт-Биография":
https://dzen.ru/artbio
5) Журнал "Победители": https://dzen.ru/winners (здесь публикуются все лауреаты конкурсов и выставок)
6) Официальный сайт Евразийского Художественного Союза:
https://eurasianartunion.com
7) Ссылка на вступление в члены Евразийского художественного союза:
https://eurasianartunion.com/index.php/ru/membership
8) Расписание и формы регистрации на проекты:
https://artdata.pro/index.php/ru/schedule