Финал «Игры престолов» пришёлся по душе далеко не всем. Особенно много вопросов вызвало поведение Дейнерис. На протяжении всей истории она последовательно шла к своей великой цели: защитить обычных людей, стать справедливой правительницей и покончить с тиранией. Но вдруг, когда победа уже была у неё в руках, она необъяснимым образом теряет разум и обращает в пепел Королевскую Гавань вместе с её жителями — теми самыми простыми людьми, которых обещала защищать.
Такой сценарный поворот понравился, мягко говоря, не всем. Многим зрителям он показался нелогичным, и большинство сошлось во мнении, что после пятого сезона сценаристы Бениофф и Вайс лишились книжной основы Джорджа Мартина и были вынуждены фантазировать сами, что привело к столь спорному финалу с Дейнерис, который выглядел как банальный слив персонажа. Чтобы понять причины, которые привели к сожжению Королевской Гавани, давайте разберём, каким был её путь в книгах Джорджа Мартина и в экранизации от HBO.
Первые сезоны почти полностью повторяют события книг. Путь Дейнерис в книгах начинается в изгнании. Она — последняя выжившая из дома Таргариенов, проданная братом варвару-воину кхалу Дрого. Изначально она — испуганная девочка, но с каждой главой набирается опыта и уверенности. Она теряет мужа, но выходит из костра с тремя драконами, что становится поворотным моментом её истории. Дальше она движется по Заливу Работорговцев, захватывает Астапор, освобождает Юнкай, берёт Миэрин. В мире она сталкивается с непониманием, саботажем, восстаниями, убийствами и постоянной нестабильностью. Её драконы становятся всё более неуправляемыми.
Но в 5-6 сезонах сюжет начинает отклоняться. Политическая линия Миэрина упрощается, конфликт с Сынами Гарпии сжимается, а сама Дейнерис довольно быстро возвращает себе контроль. К финалу шестого сезона она объединяет дотракийцев и Безупречных и отправляется в Вестерос. Далее: союз с Джоном Сноу, потеря первого дракона и битва за Винтерфелл, смерть Миссандеи, потеря второго дракона. И в итоге — трагический финал: разрушение Королевской Гавани и смерть от руки Джона Сноу возле Железного трона.
Если смотреть по канону — как в книгах, так и частично в сериале — варги способны вселяться в животных. Это ключевая особенность их дара. Сознание человека может, по сути, переселяться в другое существо. Если мы примем гипотезу, что Таргариены — это своего рода варги, то тогда фраза Джейме Ланнистера о Безумном Короле обретает новый смысл. Как говорил Джейме, Безумный Король не верил, что умрёт, а скорее думал, что переродится в дракона. На первый взгляд — типичный бред сумасшедшего. Но если вспомнить, что у варгов есть реальная способность жить в животном после смерти тела, то становится понятным, откуда могла взяться эта идея. Эйрис II Таргариен мог не просто бредить, а пытаться воплотить практику — остаться жить в драконе после смерти.
То есть не только человек проникает в зверя, но и зверь в человека — это не контроль, это слияние. Теперь самое интересное. Если мы вернёмся к драконам и допустим, что у Таргариенов работает тот же механизм, то возникает следующий вопрос: влияет ли дракон на всадника? Если мы признаём, что ментальная связь всадника и дракона похожа на связь варга, то дракон может изменить сознание человека, усилить его агрессию, эмоции, желания господства, что мы и видим у Дейнерис.
Выходит, что Джон Сноу тоже чувствовал это влияние. Но и это ещё не всё. Мы уже говорили о том, что варг способен переселиться в животное после смерти, продолжить существование в его теле, словно дух, не желающий отпускать жизнь. Но в книгах Джорджа Мартина встречаются намёки и на обратный процесс. При сильной связи зверь также оставляет что-то от себя в человеке. Речь идёт не просто о воспоминаниях или эмоциях. Это может быть ярость, инстинкты, даже фрагменты чужого сознания. Как будто часть зверя, гибнущего в тесной ментальной связи с варгом, навсегда впечатывается в разум человека.
В прологе к «Танцу с драконами» есть следующее упоминание про варга Варамира Шестишкурого. Когда он забрал себе орла, принадлежавшего Ору, то почувствовал в птице ярость другого оборотня. Ора убил Джон Сноу, и ненависть оборотня к убийце была так сильна, что Варамир начал чувствовать неприязнь к Джону Сноу. Здесь чётко говорится, что чувства Ора не исчезли. Они остались в теле животного, а затем через животное передались Варамиру. То есть сознание зверя может оставить эмоциональный ментальный след, который влияет на другого человека. Теперь давайте перенесём эту идею на Таргариенов и их драконов. У Дейнерис изначально есть связь не с одним, а сразу с тремя драконами. И, как мы уже обсудили, эта связь не односторонняя. Это не просто власть всадника над зверем, это слияние.
— Драконы — мои дети, единственное, что у меня есть.
А теперь вспомним Ора, варга, который в момент смерти переселяется в свою птицу и ещё какое-то время живёт в ней. Если такой переход возможен из человека в зверя, то почему бы не допустить обратное? Что будет, если погибает не варг, а само животное? Что, если умирающий дракон оставляет что-то от себя внутри связанного с ним человека? А ведь драконы — существа яростные и агрессивные.
Если их ментальная сущность проникает в разум человека, особенно того, кто с ним связан на глубинном уровне, то это может быть опасной трансформацией. И вот самое интересное. В поведении Дейнерис мы действительно наблюдаем резкие изменения именно после потери каждого дракона. Первого дракона, Визериона, убивает Король Ночи, и Дейнерис тут же решает идти на них войной.
— Мы уничтожим Ночного Короля и его армию.
Второго дракона, Рейгара, убивают уже люди.
— Вы видели, как моё дитя упало с неба?
И мы тут же видим, как меняется Дейнерис. Она становится более жёсткой и властной. Именно с момента смерти второго дракона начинается то, что внешне выглядит как безумие. В итоге, в решающий момент, ярость, живущая в драконе, прорывается, и Дейнерис сжигает Королевскую Гавань.
Если смотреть на это с этой точки зрения, то никакого безумия, в принципе, и не было. Всё — лишь последствия связи Дейнерис с драконами. Однако вполне возможно, что именно такой финал Джордж Мартин и готовил для Дейнерис. Но механика и подробности этого не были показаны в сериале. Если книга всё-таки выйдет, то, возможно, мы когда-нибудь получим ответ. Данная теория проливает свет на множество загадок мира Джорджа Мартина: от генетической связи Таргариенов с драконами до принципов управления этими существами. А главное, она позволяет иначе взглянуть на безумие Дейнерис. Возможно, это была не просто фантазия сценаристов, а следствие глубинных магических законов вселенной «Песни Льда и Пламени».
Если вам понравилась статья и вы нашли для себя, что-то интересное, поставьте пожалуйста, ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ на канал! Для вас две секунды, а мне приятно!