Найти в Дзене
Анна Тычук | Психолог

Тревожная и маниакальная адаптация. Почему одни люди фокусируются на негативе, а другие замечают во всём один лишь позитив?

Многие люди искренне верят, что нужно обращать внимание только на хорошее, что не стоит поддаваться негативным чувствам - а вместо этого лучше фокусироваться на чём-то позитивном, игнорируя негатив. И именно так обычно и поступают люди, имеющие "маниакальную адаптацию". Такую адаптацию в психоанализе ещё принято называть "маниакальным характером". Но, если называть это "характером", то как будто бы это тотально делает человека таким. А если говорить про адаптацию - то это лишь про некие его отдельные черты, которые он развил для себя в детском возрасте, чтобы лучше адаптироваться к той ситуации, в которой он находился по мере своего взросления. Чаще всего то, что принято называть характером - является именно способом адаптации к среде, в которой мы находились в детском возрасте. И так как среда, в которой люди растут, у разных людей отличается - поэтому разные люди имеют разные виды адаптации. И маниакальная адаптация - это один из возможных вариантов того, как человек мог приспособ

Многие люди искренне верят, что нужно обращать внимание только на хорошее, что не стоит поддаваться негативным чувствам - а вместо этого лучше фокусироваться на чём-то позитивном, игнорируя негатив.

И именно так обычно и поступают люди, имеющие "маниакальную адаптацию".

Такую адаптацию в психоанализе ещё принято называть "маниакальным характером". Но, если называть это "характером", то как будто бы это тотально делает человека таким. А если говорить про адаптацию - то это лишь про некие его отдельные черты, которые он развил для себя в детском возрасте, чтобы лучше адаптироваться к той ситуации, в которой он находился по мере своего взросления.

Чаще всего то, что принято называть характером - является именно способом адаптации к среде, в которой мы находились в детском возрасте. И так как среда, в которой люди растут, у разных людей отличается - поэтому разные люди имеют разные виды адаптации.

И маниакальная адаптация - это один из возможных вариантов того, как человек мог приспособиться к среде.

Основные психические защиты маниакальных людей, т.е. людей с "маниакальной адаптацией" - это отрицание и юмор. Они отрицают всё негативное ("этого нет") и превращают это в юмор.

И именно эти защиты делают этих людей такими "позитивными" и "весёлыми". Они закрывают глаза на всё, что вызывает или может вызвать у них негативные чувства. И переводят всё в юмор.

И в итоге это приводит к тому, что чем эмоционально на самом деле сложнее такому человеку - тем более весёлым он выглядит. "Чем больше я грущу - тем больше я шучу".

То есть маниакальные люди - это люди, которые чаще всего фокусируют своё внимание на позитиве, на чём-то позитивном - игнорируя всё негативное, всё то, что вызывает или может вызвать у них какие-то неприятные чувства. И они склонны смеяться и шутить даже над явно несмешными, пугающими или болезненными вещами.

Это про маниакальную адаптацию.

А есть ещё и "тревожная адаптация". Люди с "тревожной адаптацией", в отличие от маниакалов - больше фокусируются на негативе. На том негативном, что в любой момент может произойти.

И для того, чтобы быть готовым к тому, что произойдёт что-то страшное и неприятное - они в целом больше фокусируются на негативном, чтобы "всегда быть начеку", всегда быть подготовленными к чему-то плохому, что может случиться.

И в этом тревожники являются противоположностью маниакалам.

И жизнь типичного тревожника обычно сильно отличается от жизни типичного маниакала. И каждый из них обычно в своей жизни на регулярной основе сталкивается с разным типом трудностей, которые связаны с особенностями их способа адаптации.

Например, маниакалам свойственно не решать проблемы.

Для того, чтобы вообще решить какую-то проблему - сначала нужно её заметить. А именно с этим у маниакальных людей обычно есть большие сложности.

Ведь им свойственно отрицать всё негативное, не видеть этого - и поэтому они не замечают тех проблем, которые у них есть. И, соответственно, эти проблемы они не решают - ведь невозможно начать решать то, чего вообще как будто нет.

И кстати именно у маниакалов из всех видов адаптаций и типов характеров - самый большой суицидальный риск.

И в это сложно поверить, глядя на типичного человека с маниакальной адаптацией. Ведь такой человек постоянно шутит, смеётся, рассказывает всякие весёлые истории из своей жизни. Это человек, у которого всегда всё хорошо. Он как "клоун" или как "человек - праздник". И уж в суициадальных рисках или намерениях такого человека крайне сложно заподозрить.

Но, как я уже говорила, чем на самом деле хуже маниакалу - тем лучше он может выглядеть со стороны. Чем тяжелее ему на душе - тем больше он может шутить и "веселить народ".

Поэтому, даже когда у такого человека появляются реальные суицидальные намерения - этого никто не видит и не может увидеть. Ведь для других это всегда "человек-праздник".

Такими эти люди сформировались в результате их какого-то детского опыта. Точнее такая у них сформировалась адаптация к среде. Сам человек, с моей точки зрения - всегда глубже и объёмнее, чем его способы адаптации.

Ещё одна причина, почему у маниакалов самый высокий суицидальный риск - потому что у них отсутствуют инструменты и навыки, как справляться с негативными переживаниями и тем, что их вызывает. Для них столкновение с подобным - это не норма жизни, как, например, для человека с другим типом адаптаций. Для них норма жизни - это радоваться и веселиться (даже, если на самом деле совсем не весело).

А когда их привычные защитные механизмы уже не срабатывают - они внезапно могут столкнуться с совсем не весёлой реальностью, где у них есть какие-то большие проблемы, и где мир совсем не такой красочный и весёлый, как они всю жизнь видели.

И пережить такой крах защит - может быть крайне трудно, тем более для маниакалов, которые могут совсем не уметь выдерживать негатив и справляться с ним (они к этому не привыкли, жизнь их к этому, как говорится, не готовила). И тогда действительно дело может закончиться суицидальными попытками.

А вот тревожники выглядят скорее как люди, у которых всегда всё плохо, потому что всегда остаётся вероятность того, что что-то плохое произойдёт. О чём они почти никогда не перестают думать.

Но у таких людей как раз вряд ли возможны реальные суицидальные намерения, т.к. они заметят их у себя ещё тогда, когда их ещё не будет в помине, и уже заранее начнут бить тревогу и что-то делать в связи с тем, что у них могут появиться суицидальные намерения.

Это люди, которым свойственно регулярное профилактирование чего-то плохого, что может или могло бы произойти.

Тревожники начинают бить тревогу и паниковать ещё тогда - когда у них всё хорошо. А маниакалы не заметят того, как им плохо, даже тогда, когда это их "плохо" уже достигает огромных размеров.

Из-за своей склонности к отрицанию всего плохого - маниакалы не могут этого плохого увидеть тогда, когда оно действительно есть. А тревожники уже начинают разбираться с тем плохим в их жизни - чего вообще по сути ещё и нет, а может и никогда не будет.

И поэтому маниакалам свойственно не решать свои проблемы или по крайней мере очень долго их не решать, и накапливать их у себя. А тревожникам свойственно решать те проблемы, которых у них нет и никогда не будет или которых у них пока ещё нет. Их постоянная хорошо осознаваемая тревога побуждает их это делать.

И если в привычном "психологическом арсенале" у маниакалов обычно крайне мало способов выдерживать негативные чувства и как-то с ними экологично обращаться - то у тревожника обычно наоборот. Так как они часто фокусируются на негативе и предпочитают замечать проблемы ещё в "зачаточном состоянии" - у них гораздо чаще, чем у маниакалов, возникают осознаваемые ими негативные переживания.

И им приходится учиться с ними справляться, т.к. они постоянно возникают особенно часто из-за их способа восприятия мира. И они обычно нарабатывают себе навык выдерживать негативные чувства и способы обращения с этими чувствами. Чего как раз не хватает маниакалам.

Но при этом нельзя сказать про тревожника, что он любит страдать и не стремится быть счастливым, раз он выбрал для себя фокусироваться на негативе.

Тревожники, как и маниакалы - хотят быть счастливыми. Просто способ достижения этого счастья они выбирают совсем другой.

Если маниакалы стремятся достичь счастья через отказ фокусироваться на чём-то негативном и через перевод всего в юмор. То с точки зрения тревожника, счастье достигается через то, что ты предусмотрел, профилактировал и проконтролировать всё то, что может сделать тебя несчастным.

И важно понимать, что среди разных способов адаптаций нет тех, которые лучше или хуже других. Мы выбираем себе тот способ - который больше всего подходит для той ситуации, в которой мы растем, для тех обстоятельств и особенностей окружения. И у каждого способа адаптации есть свои преимущества и свои недостатки.

Но важно учитывать, что выбор любого способа адаптации - лишает нас целостности. Мы начинаем гипертрофированно проявлять одни свои черты и отщеплять противоположные черты.

И так создаётся то, что Юнг называл "тенью". Мы как бы лишаемся половины своей личности таким образом. Живём так, как будто половины нас вовсе не существует.

А внутри любого тревожника на самом деле есть тайный маниакал. А внутри любого маниакала - есть скрытый тревожник.

И так как наша психика стремится к целостности, и обстоятельства нашей жизни тоже выстраиваются таким образом, чтобы мы стали более целостными - в нашей жизни снова и снова возникают разные проблемы, которые побуждают нас возвращать свои отщепленные части.

И поэтому нередко в жизни тревожника снова и снова возникают трудности, с которыми тревожник никак не может справиться, т.к. он тревожник, но с которыми успешно бы справился маниакал. И таким образом тревожника как бы провоцируют на то, чтобы он присвоил себе свою скрытую маниакальную часть.

И тоже самое происходит обычно в жизни маниакала - когда жизнь снова и снова подбрасывает ему те проблемы, с которыми он не может справиться, проявляясь так как он привык с детства, то есть как маниакал. Но с которыми он легко бы разобрался - если бы присвоил себе свою отщепленную тревожную часть.

А когда мы действительно присваиваем себе свою тень, свою отщепленную часть - то эти повторяющиеся трудности каким-то мистическим образом перестают возникать в нашей жизни. Так как именно для этого такие трудности и появляются - чтобы мы стали более целостными.

И по сути вся психологическая работа над собой именно про это - чтобы мы стали более целостными и присвоили себе те части себя, что мы когда-то отщепили. А любой способ адаптации подразумевает то, что мы отщепляем то, что является противоположностью этого способа адаптации.

__________________________

Фильмотренинг "Страх быть счастливой": http://annatychuk.kassa.bizon365.ru/buy/strakh-byt-schastlivoi