Найти в Дзене
РАСсвет

Не только буквы и цифры: Почему я забыла про академическую подготовку и стала учить сына с РАС... грустить и злиться

Мы с сыном читали с полутора лет, но это не помогло ему понять, почему плачет другой ребенок. Рассказываю, какой навык оказался важнее грамоты и счета для жизни в обществе. И как ему научить — не по картинкам, а в реальности. Зачастую мы, родители, стремясь подготовить ребенка к школе, развиваем академические навыки (читать, писать, считать) и забываем о не менее ценных – а для детей с РАС просто жизненно необходимых. Это развитие эмоционального интеллекта. Почему так? Потому что мы, взрослые, живем своими шаблонами, даже воспитывая ребенка с особенностями развития. Научить буквам гораздо понятнее. Мы сами им учились. Это подвластно нашему внутреннему мироощущению. А как научить... грусти? Если ребенок плачет, разве он не понимает, что грустит? Разве он не может перенести ситуацию со своего примера (слезы) на соседнего мальчика, который упал и плачет? Посочувствовать? Ведь это так просто и понятно. Нам. Мой сын читает с 1,8 года. Я не думаю, что он помнит время в своей жизни, когда не

Мы с сыном читали с полутора лет, но это не помогло ему понять, почему плачет другой ребенок. Рассказываю, какой навык оказался важнее грамоты и счета для жизни в обществе. И как ему научить — не по картинкам, а в реальности.

Зачастую мы, родители, стремясь подготовить ребенка к школе, развиваем академические навыки (читать, писать, считать) и забываем о не менее ценных – а для детей с РАС просто жизненно необходимых. Это развитие эмоционального интеллекта. Почему так?

Потому что мы, взрослые, живем своими шаблонами, даже воспитывая ребенка с особенностями развития. Научить буквам гораздо понятнее. Мы сами им учились. Это подвластно нашему внутреннему мироощущению. А как научить... грусти? Если ребенок плачет, разве он не понимает, что грустит? Разве он не может перенести ситуацию со своего примера (слезы) на соседнего мальчика, который упал и плачет? Посочувствовать? Ведь это так просто и понятно. Нам.

Мой сын читает с 1,8 года. Я не думаю, что он помнит время в своей жизни, когда не умел читать. И для него видеть человека, который не может связать слоги в слова, так же непонятно, как нам – человека, который смеется над чужими слезами.
Сын всегда старается подойти к малышу, который плачет, его интересует этот процесс. Но его интересуют громкие звуки: как такой маленький человечек может издавать такое громкое звучание? Вопрос «почему он плачет?» для его мозга просто не существует.

И тут я осознала главное: эмоциям нельзя научить по картинкам. На них можно показать улыбку или слезы. Но за ними стоит огромный, невидимый мир чувств, причин и последствий. Эмоции нужно проживать. Их нужно прокручивать в быту, обсуждать, связывать с конкретными событиями, показывать на собственном примере.

Понимать эмоции, учиться их проживать, находить успокоение в привычных вещах, выплескивать злость, не вредя никому, – каждому из этих пунктов надо учить. Как есть, пить, ходить в туалет. Без понимания эмоций сложно собрать ЧЕЛОВЕКА, а не бездушного исполнителя. Невозможно общаться с другими людьми, вести диалог, радоваться за близкого, дружить, любить.
Мы – социальные существа.

Если у ребенка с РАС сохранный интеллект, то академические навыки не составят проблем. Навыки самообслуживания тоже – через нервный тик родителя, но все скорректируется к школе. А эмпатия? Радость? Умение держать себя в руках, когда раздражен? Этому не научат на уроке. Этому учит жизнь. И наша, родительская, задача – стать для своего особенного ребенка терпеливым гидом в этом сложном мире чувств.

О чем еще забываем мы, родители? Что ребенок растет. Что то, что сейчас кажется милым, в 15 лет будет смотреться неуместно или даже глупо. Смотрите на перспективу.
И дома мы учим говорить: «Спасибо», «Пожалуйста», «Доброе утро», «Извини».
А стоит учить и куда более сложному: договариваться, идти на уступки, сдерживать нежелательное поведение, слышать (и понимать!) шутки, видеть социум и взаимодействовать с ним.
Да. Этому – как буквам и цифрам, как держать ручку и ложку, как пить и есть – нужно учить. Ежедневно.

Именно этой большой теме – как развивать эмоциональный интеллект «в поле», в реальной жизни – я хочу посвятить цикл статей. Мы с вами разберем не теорию, а сугубую практику, которая работает с моим сыном.

Вот о чем будем говорить в следующих публикациях:

  • Как объяснить, что такое «грусть» или «радость»? Не через сухие карточки, а через любимых мультгероев и жизненные ситуации. Как сделать абстрактное чувство – осязаемым.
  • Во что играть, чтобы научиться распознавать эмоции? Моя подборка простых и рабочих игр (с зеркалом, карточками, куклами), которые действительно увлекают ребенка с РАС.
  • Что делать с истериками и агрессией? Самый больной вопрос. Я покажу, как мы учились заменять крики и удары на жесты и карточки. Как помочь ребенку сказать «Я злюсь!» до точки кипения.
  • Как понять «почему»? Это следующий уровень. Как научить ребенка видеть не просто злость, а ее причину: «Я злюсь, ПОТОМУ ЧТО...». Без этого умения все предыдущие навыки – просто слова.
  • Как реагировать на чувства других? Почему плачет тот мальчик? Почему тетя смеется? Как помочь ребенку не просто увидеть чужую эмоцию, но и отреагировать на нее правильно (пожалеть, отойти, позвать на помощь).

Этот цикл – не про быстрое решение. Это про ежедневную, кропотливую работу, результат которой – не грамота на стене, а счастливая и полноценная жизнь вашего ребенка в обществе. Нашем с вами обществе.

А как у вашего ребенка обстоят дела с пониманием эмоций? Сталкивались ли вы с непониманием со стороны окружающих? Поделитесь в комментариях — нам важно поддерживать друг друга!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение цикла. Пишу из личного опыта: я Алла, мама Вовы (7 лет, РАС). Всем терпения и понимания!