Найти в Дзене
ВелоСклад.ру

Размер имеет значение: 29 им уже мало?

Оглавление

Есть модное слово тренды... Типа, там, «быть в трендЕ». Вот я ничего не хочу сказать, но, на мой взгляд, тренд один и обсуждать особо нечего - придумывать как можно более «деньгоёмкие» велосипеды. Да, у больших колес есть достоинства, но чтобы их использовать, придется платить, иначе, велосипед будет сильно тяжелым и не слишком прочным, причем как раз таки, в колесах. Хм, странно, нам же вроде все уши прожужжали что именно колеса надо облегчать в первую очередь. Видимо, этодругин не завезли.

Надо же что-то новое хомячкам впаривать... Денег-то как зарабатывать прикажете?!

Но, однако же, есть и некоторые любопытные тренды.

DirtySixer - для баскетболистов и не только

Может показаться, что 32 колеса - это прям последний писк, они только появились. Однако, вот уже продолжительное время, небольшая компания DirtySixer производит модели с 32 колесами, так что, определенный опыт есть.

На вид ничего страшного, разве что высота каретки. Источник: https://clck.ru/3P22Qt
На вид ничего страшного, разве что высота каретки. Источник: https://clck.ru/3P22Qt

Любопытно, что на главной странице их сайта размещен баскетболист ростом 220 сантиметров, который весьма доволен своим DirtySixer, и говорит, что кататься на нем одно удовольствие. Размер колес не зависит от роста?..

BMC тестирует 32

Нашумевшим событием стало выступление спортсмена именитой компании BMC на Чемпионате мира в Андорре, где он появился на двухподвесе с колесами 32. Интересно, что если сами колеса вполне заводские, то вот рама и вилка переделаны буквально кустарным способом. Чтобы впихнуть большие колеса понадобилось разрабатывать специальные переходники. А чтобы не уплыла геометрия понадобилось буквально пилить раму, и опять же , делать вставки. Ну а вынос, с учетом того что гонщик имеет рост всего 178 сантиметров, смотрится и вовсе монстровидно.

А вот это уже сомнительно. Источник: https://clck.ru/3P22Uw
А вот это уже сомнительно. Источник: https://clck.ru/3P22Uw

Как сообщили в BMC, идея была в сборе необходимой информации о поведении 32 колес в настоящих гонках. Велосипед был собран на коленке, так что, вряд ли ей можно полностью доверять, однако, она, несомненно, представляет из себя большой интерес.

Trek рассматривает 32 и даже 36

Трек в этом плане продвинулся дальше всех. Опытный Трэвис Браун занимается тщательнейшими исследованиями в области диаметра колес. Для этого у него есть специальные рамы и вилки без подвески (чтобы не отвлекаться на её работу при сравнении диаметров), возможность заказать колеса нужного диаметра в нескольких мастерских, а также достаточное количество времени для личного тестирования.

Трэвис Браун. Да уж, нас ждут веселые времена :) Источник: https://clck.ru/3P22bc
Трэвис Браун. Да уж, нас ждут веселые времена :) Источник: https://clck.ru/3P22bc

И он, кстати, всерьез рассуждает о 36 колесах. Трэвис имеет довольно большой рост в 185 сантиметров, и утверждает, что в качестве единственного велосипеда он бы выбрал 36 колеса. Куда катится этот мир на своих больших колесах... Впрочем, я кажется знаю откуда ноги растут. Это ведь Гари Фишер 20 лет назад изо всех сил продвигал 29 колеса. А Трек и Гари Фишер это, можно сказать, одно и то же.

В общем, каких-то конкретных моделей пока нет, но в темных лабораториях исследования ведутся. Вполне возможно что-то и получится.

Особенности колес разного диаметра

Сразу договоримся, чем колесо больше, тем оно тяжелее, при прочих равных конечно. 

Также при одинаковой ширине втулки - чем колесо меньше, тем оно жестче и прочнее.

Преимущества больших колес

Лучше угол въезда

Чем колесо больше, тем проще ему закатиться на неровность. Разница между 26 и 29 может достигать 4%, что, в общем-то, ощутимо. Ну а 32 добавит еще 2%, что в сумме на 6% лучше, чем 26. Честно говоря, не сказал бы, что это на порядок лучше.

В качестве наглядной иллюстрации вспомните, как вы закатываете велосипед на бордюр, и сколько сложностей это доставляет мамам с колясками. Пример гипертрофированный, но наглядный.

Это и на крупных неровностях очень полезно, и на мелких трясет меньше.

Лучше сцепление с поверхностью

Колесо большего диаметра прилегает к земле большей частью окружности, так что, сцепление лучше. Можно даже сделать его поуже, чтобы снизить вес. Хм... Правда, тогда теряется часть смысла всего действия, но я думаю, это как-то объяснят.

Лучше устойчивость

Чем больше колесо, тем ниже относительно осей находится каретка (BB drop). Это приводит к большей устойчивости, вы как-будто сидите внутри велосипеда.

Недостатки больших колес

Хуже на резких поворотах

Гироскопический эффект больше, так что резко повернуть будет сложнее.

Хуже при разгонах

Раскрутить более тяжелое колесо сложнее, больше инерция.

Больше нагрузка на тормоза

Соотношение диаметра ротора к диаметру колеса меняется не в лучшую сторону, так что, ровно те же самые тормоза оказываются слабее. Но ничего, 203 роторов хватит всем.

Меньше прочность и жесткость

При прочих равных, треугольник, который образуют спицы и втулка, становится все дальше от равностороннего, так что боковая жесткость и прочность уменьшаются. Разумеется, если вы преодолеваете неровность под прямым углом, то разницы почти нет. Но прямых углов на трассе немного.

Больше неподрессоренная масса

Для эстетов :) Опять же, связано с большим весом колеса, что ухудшает работу подвески.

Зависимость от роста велосипедиста

Конечно мы все знаем, что от роста диаметр колес не зависит. Осталось только представить себе ребенка на 29 катках, и прослезиться. А еще вспомнить популярный совет, который мне обычно дают, что при росте 2 м мне надо найнер. Но от роста не зависит, это другое.

Факт в том, что людям с небольшим ростом при езде на двухподвесе может быть неудобно, не получится достаточно низко опустить седло. И эту геометрическую проблему решить весьма непросто. Такая проблема была известна даже на длинноходных двухподвесах с 26 колесами. Для хардтейлов это не актуально, ведь заднее колесо там неподвижно. Впрочем, если вы соскабливаетесь с предельно крутых уклонов, то и на хардтейле будет неудобно.

Габариты велосипеда

Чем больше колеса, тем больше будет база велосипеда. То есть, с 32 в стандартный грузовой лифт лезть будет сомнительно, а уж в пассажирский и вовсе мучительно. Это уже наши реалии, не относящиеся к велосипедам, но это реалии. К автобусам, электричкам, и метро - это относится так же.

Зависимость размера колес от дисциплины

Если в кратце, то в основном 26 колеса сохранились в стрите, дерте и слоупстайле. То есть, в дисциплинах, где критичны вес велосипеда, гироскопический эффект, и конечно прочность колес. А еще они живы в сердцах настоящих фанатов...

В кросс-кантри, фрирайде, скоростном спуске и длинном перечне названий, обозначающих легкий фрирайд, 29 постепенно становятся стандартом. Бустовые втулки, аэрокосмические материалы, мощные тормоза - все это позволило свести к минимуму недостатки 29.

Спойлер: если все эти ухищрения применить к 26, то будет вообще огонь.

Объективное сравнение

Что, лучше катит?

Лучше-лучше, конечно лучше!

А на сколько?

Ну, там...

А вот вы когда-нибудь сравнивали один и тот же велосипед с разным диаметром колес? Вот чтобы отличался только диаметр колес, чтобы даже модель ободов и покрышек была одинаковая?

А Гари Фишер сравнивал, еще в 2005 году. И первый вывод - велосипед с 26 колесами весит 12кг, а с 29 уже 12,5. Аналогию с 32 можете продолжить. И вся эта разница приходится на колеса, которые, как известно, надо облегчать всегда. Нормально да?.. Думаете, 32 колеса были бы 13 килограмм? Да ни разу, просто добавят аэрокосмических технологий, прошерстив ваш бюджет.

Подобная ситуация и с разгоном, и с жесткостью колеса, и с мощностью тормозов. При этом сам Гари Фишер был как раз таки сторонником 29, который в 2005 был редкой редкостью.

А вот редакторы журнала MBAction пришли к выводу, что 26 вполне неплох.

Мой опыт

У меня было и есть несколько велосипедов на 26, один на 27,5+ (полуфэт), и 29. На 32 как-то не сподобился, хотя рост 2 метра вроде бы как раз под них.

Так вот - нет никакой серьезной разницы, в общем случае. Если у вас хороший, дорогой велосипед, и вы уже выжали из него все что можно, то да, скорее всего стоит присмотреться еще и к диаметру колес.

А на недорогих... Намного больше зависит от ширины покрышки и давления в ней, ну и от подвески конечно.

Так что покупайте 27,5 или 29, и будет вам счастье. Всё остальное только если четко понимаете - что и зачем вам нужно.

Выводы

Купили горный? Ну класс, по горам покатаетесь. 26 колеса у вас отличные.

Теперь с вилкой, ничего что это еще $500, зато мягко.

Теперь с задней подвеской, это вообще все менять.

Отлично, а теперь дисковые тормоза!

Нужно быть легким, переходим на воздушную подвеску. Да-да, полвелосипеда менять, вы правильно поняли.

Все, выдохнули? «Хрен там!» Переходим на 29 колеса!

Вообще 27,5 наверное получше будут... Но ладно, оставайтесь на 29

У нас тут что-то оси то ли есть то ли нет... Вот вам пара стандартов. Конечно все менять, а как же!

Быстро прикрутили дроппер. Нет это не трехподвес, это другое.

Посмотрите сами, с дроппером у вас реально два велосипеда в одном! Внедряем АМ/Трейл/Эндуро/Бек-кантри/ЭниРайдСтайлНэйм (ЛюбоеНазваниеСтиляКатания)

Так, велосипеды уже стоят как космолеты, но покупают пока? Ожидаем...

(Ощущение текущего момента)

Та-дам! 32 на****!