Очередное посещение леса преподнесло небольшой сюрприз в виде вполне осязаемой находки. Возможно, это напрямую не связано с аномальщиной, а вот косвенно…
Местность – все тоже дальнее Подмосковье, восточное направление.
Здешние леса, в обозримом прошлом, возьмем лет двести, всегда подвергались воздействию человека. Лес использовали и используют, кто как может. В 1800-х годах здесь чуть ли не в каждой деревне был стекольный завод, а то и два завода. Лес в качестве дров жгли, чтобы топить стекловаренные печи, чтобы получать деготь и березовый уголь, а также использовали в строительстве. При Советской власти «деревенские» заводы перестали существовать, а лес так и жгли для дегтя и угля, пилили ради древесины и собирали сосновую смолу живицу (что тоже дереву здоровья не добавляет). Понятно, что это было нужно стране – из дегтя делали смазку, уголь шел в металлургию. Председатели колхозов за это получали ордена и медали. Ну а что творится сейчас и говорить не приходится… Лесовозами «распаханы» многие лесные дороги. Вырубка на вырубке. Лес не успевает восстанавливаться. Деревья также уничтожались пожарами, наличие торфяников этому способствовало в полной мере. Конечно, проходит время и делянки зарастают – или самосевом, или высаживаются саженцы сосны. В общем, техногенное воздействие на лес идет уже продолжительное время. И при всем этом встретить в лесу какое-либо рукотворное «сооружение» большая редкость. Просеки с коммуникациями, которые видно на спутниковых картах, да противопожарная распашка, вот и все. Это к тому, что увиденное мной в лесу «сооружение», меня сильно удивило.
Теперь непосредственно о сооружении.
В общем-то, все просто – невысокий, порядка одного метра, холмик, правильной формы, диаметром около двенадцати метров, окруженный небольшим рвом шириной в среднем около одного метра и глубиной приблизительно 80 сантиметров.
Боковины рва крутые, в некоторых местах почти вертикальные, а ведь здесь сплошной песок. Ров с трех сторон прерывается, образуя проходы на холм. Ширина проходов 1,5-2 метра. Проходы расположены вполне равномерно, под углом 120 градусов друг к другу. Один из проходов ориентирован строго на восток. Этот проход сохранился лучше двух других. Если стоять в центре холма и смотреть на восток, то в этом направлении в сосновом бору отчетливо видна «дорога».
Вершина холма довольно плоская, диаметром 6-7 метров. На самом холме есть несколько приямков правильной элипсообразной формы, расположенные по диаметру неравномерно друг от друга. На холме и вокруг, растут стройные сосны с диаметром ствола 40-50 сантиметров (совсем не старые). С внешней стороны рва есть несколько ям.
Само место, где располагается холм, относительно прилегающей территории, довольно высокое, хотя земля и здесь покрыта мхом, в то время как на холме мха нет. Поблизости есть кустарники в небольшой низине, но основная территория – сосновый бор без поросли.
Следующее посещение этого места, с целью сфотографировать «конструкцию», открыло еще один артефакт.
При первом посещении мое внимание полностью занял холм. Сейчас же, фотографируя холм в разных ракурсах, обратил внимание на небольшой рукотворный вал. Невысокий вал, шириной метра три, длиной метров 70-т, расположен с западной части холма, и ориентирован с юга на север. С обеих сторон вдоль вала находятся неглубокие канавки.
В первый раз, обратив внимание на одну из канавок вала, подумал, что это следы или противопожарной распашки, или бывшая мелиоративная канава для отвода воды.
Возможно, холм и вал, когда-то, представляли собой единый «комплекс».
Вот это основное, что хотел рассказать об увиденных в лесу «конструкциях». А это схема сооружения.
Понятно, что холмик и вал, это рукотворные творения – вряд ли техногенного, скорее культового характера. Ведь сама собой такая «геометрия» не появится.
У меня возникли ассоциации с Шушмором, о котором писал Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский, Шушмор – каменная полусфера, порядка 6-и метров в диаметре, находящаяся среди дремучих лесов и болот. Лес здесь по-настоящему дремучий. Болот предостаточно, причем до сих пор в этих болотах гибнут и пропадают люди. Утверждать не буду, это не факт, но возможно на этом холмике когда-то и лежали каменные дикари, образующие полусферу. И главное, не так далеко, есть урочище (лесная стража) с созвучным Шушмору названием. Да и Семенов-Тян-Шанский, родом из Рязанской губернии, в которую в его времена входил здешний лес. Шушмор, по всей видимости, представляет собой древнее святилище.
Святилища (капища), сооруженные из валунов, встречаются в нашей местности, к примеру Запольское святилище. А вот упоминания про «классический» вариант капища, когда есть холм, ров, ямки, мне такая информация не встречалась.
Является холмик Шушмором, или нет, возможно время покажет.
А статья, пусть будет в память о Петре Петровиче Семёнове-Тян-Шанском, первым упомянувшим Шушмор. Шушмор, Пётр Петрович обнаружил в одной из экспедиций «Русского географического общества», проводимой в Рязанской губернии. Семёнов-Тян-Шанский долгое время был в составе РГО (что и мне не чуждо), какое-то время был вице-председателем РГО и его фактическим руководителем.