Более 160 кочегаров, около 80 грузчиков угля, 29 гигантских котлов и 159 топок, ежедневный расход порядка 600–850 тонн угля — такими грандиозными цифрами можно охарактеризовать котельную систему «Титаника». «Сердце» этого гиганта находилось глубоко под палубами — в котельных отделениях. Именно там рождался пар, который обеспечивал не только движение корабля, но и его «комфортную начинку»: отопление кают, горячую воду, электричество и даже вентиляцию. Предлагаем заглянуть в котельную легендарного океанского лайнера — эта история заслуживает внимания!
Как подготовить систему отопления к холодам? Что делать, если в квартире потек радиатор? Как защитить окна от конденсата? Об этом и многом другом читайте на канале «Ремонт со STOUT»!
Шесть котельных и 29 гигантов
На борту «Титаника» находилось 24 двусторонних котла типа Scotch с шестью топками и еще 5 односторонних с тремя топками. Всего — 159 топок, каждая из которых требовала постоянной подачи угля. Рабочее давление достигало 215 фунтов на квадратный дюйм (около 15 атмосфер).
Ежедневно «Титаник» потреблял до 850 тонн угля. Это почти 35 тонн в час — впечатляющий расход, даже если сравнить с промышленными котельными того времени. Это сравнимо с отоплением для целого небольшого города. Для «раскочегаривания» котла требовалось около 12 часов, поэтому работа шла без остановок.
Пар, который давала котельная, использовался не только для движения корабля. Он обогревал пассажирские каюты, снабжал их горячей водой, обеспечивал вентиляцию, питание электрогенераторов и насосов.
По сути, на «Титанике» была создана система централизованного отопления и водоснабжения — прототип того, что сегодня мы имеем в домах и квартирах. Сегодня подобные задачи решают современные инженерные системы с автоматикой — например, котлы с оборудованием STOUT, где контроль подачи топлива и тепла не требует участия сотен людей.
Адская работа
Обслуживание котлов было колоссально трудоемким. В смену (а это четыре часа работы с перерывом в восемь часов) в одной котельной находились:
- 53 кочегара;
- 24 триммера (грузчика угля);
- 5 старших кочегаров.
В общей сложности более 160 человек составляли так называемую «Black Gang» — «черную команду». Работа их была не просто тяжелой, а изнурительной. В котельных температура доходила до +40 °C даже в холодной Атлантике. Воздух был пропитан гарью, угольной пылью и паром. Кочегары вручную забрасывали уголь в топки, а триммеры тащили его из бункеров в тачках. За сутки они выгружали и перемещали сотни тонн топлива.
За сутки приходилось вычищать около 100 тонн шлака, оставшегося после сгорания в топках, который сбрасывали за борт через специальные эжекторы.
Чтобы поддерживать равномерное горение и избегать перегрева, использовались индикаторы Килроя. Эти устройства задавали интервал открытия дверцы топки (от 8 до 30 минут), и в котельных раздавался звонок с указанием, какой именно котел активировать.
Интересно! Особый вызов экипажу доставляла погрузка угля. На палубе открывались специальные люки, к которым поднимали корзины и мешки с топливом с барж. Затем уголь через специальные порты ссыпался внутрь корабля. Эта операция длилась почти сутки, и после нее лайнер был покрыт плотным слоем черной угольной пыли. Несмотря на закрытые иллюминаторы и вентиляционные заслонки, угольная пыль проникала внутрь. Чтобы вернуть судну прежний блеск, триммеры и матросы устраивали генеральную уборку: драили палубы, мыли надстройки, поручни и даже лампы.
Катастрофа и подвиг кочегаров
В ночь столкновения с айсбергом котельные отделения оказались первыми под ударом. Часть кочегаров погибла в первые минуты после столкновения. Остальные продолжали работать — забрасывали уголь, качали воду насосами и поддерживали давление пара.
Это было необходимо, чтобы:
- насосы могли откачивать поступающую воду и замедлять затопление;
- динамо-машины давали электричество;
- работала радиостанция и отправляла сигналы SOS.
Свет на «Титанике» горел до последних минут, пока лайнер не раскололся пополам и не пошел ко дну. Это дало пассажирам шанс найти путь к шлюпкам, а экипажу — управлять эвакуацией. Сегодня исследователи находят на обломках затонувших котлов следы того, что они продолжали работать до самого затопления: вогнутость металла и открытые клапаны — немое напоминание о том, что эти люди держали систему живой до конца ценой своей жизни.
Такое поведение команды было настоящим подвигом. Большинство кочегаров и механиков погибли на рабочих местах. Они сознательно оставались «внизу», понимая: без их труда гибель других людей наступила бы куда быстрее. Историки считают их подвиг одной из самых недооцененных и малоизвестных страниц катастрофы.
Интересно! В 1916 году в Ливерпуле открыли первый в Британии памятник простым рабочим. Он был посвящен не только кочегарам и инженерам «Титаника», но и всем механикам, погибшим в годы Первой мировой.
Вместо эпилога
Система отопления и котельные «Титаника» были вершиной инженерной мысли своего времени. Но даже самые совершенные технологии начала XX века держались на руках, физической силе и мужестве людей. Сегодня те же задачи решаются автоматикой, надежной запорной арматурой, насосами и современными отопительными котлами. Они обеспечивают тепло, горячую воду в наших домах без угольной пыли, адского жара и изнуряющего труда.
Те, кто в огне котельных тонущего судна обеспечивал тепло и свет на «Титанике», дарили пассажирам шанс на спасение. История «Титаника» — это не только трагедия, но и наглядный пример того, какое значение имеют инженерные системы в жизни людей.