Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Об агрегаторах. Психоаналитический и юнгианский взгляд.

В последние годы в РФ получили развитие так называемые агрегаторы психологических услуг (наш В17 к этой категории не относится). Сейчас наблюдается тенденция у некоторых агрегаторов (за все, конечно, наверняка знать не могу) продавливать в сотрудничестве с нанятыми психологами свои откровенно антитерапевтические правила, нарушающие границы и этику терапии в угоду маркетинговым целям.

Например, они диктуют, когда терапевт должен закончить терапию с клиентом или предлагают клиенту выбирать на их площадке сотрудничество одновременно с несколькими психологами. У меня появился интерес в этом свете проанализировать такой процесс псевдосотрудничества с фокусом на динамике каждой из трёх сторон (агрегатор, психолог, клиент) с точки зрения двух подходов: психоанализ и юнгианский анализ. Что бессознательно происходит в таких взаимоотношениях, какие отыгрываются комплексы и роли?

В первую очередь, важно подчеркнуть, что это системная проблема, а не чья-то злая воля. Почему эти модели разрушительны и что им противопоставить?

Думается, что агрегаторы, по своей сути, — это посредники, превращающие терапию из уникального, глубокого и зачастую амбивалентного человеческого отношения в стандартизированную, измеримую и легко потребляемую услугу, подобную доставке еды или поиску такси. Это фундаментальное противоречие, которое запускает множество бессознательных процессов у всех участников.

С точки зрения психоанализа можно предположить, что агрегатор бессознательно занимает позицию «Фаллической Матери», этакого Всемогущего Контролера.Он знает, что лучше для всех, требует абсолютного подчинения и отрицает потребности Другого (как психолога, так и клиента). Его цель — не развитие и исцеление, а поддержание иллюзии собственного всемогущества и контроля. Отыгрывается комплекс власти и того же контроля. Агрегатор не выносит хаоса, непредсказуемости и амбивалентности настоящего терапевтического процесса. Он пытается подчинить его, процесс, своим правилам, то есть «приручить» и либидо (энергию желания), и танатос (энергию агрессии), направляя их в маркетинговое русло.

Как Сверх-Я системы, агрегатор устанавливает жесткие, карающие правила (диктует длительность терапии, ее окончание, поощряет «измену» терапевту), подобно ригидному Сверх-Я, которое не учитывает реальность и потребности Индивида. Словно он является «отцом в первобытной орде», который присваивает себе право на всех «жен»-клиентов и диктует правила «сыновьям»-психологам.

Психолог, вступая в такие отношения, часто бессознательно занимает позицию пассивного, соблазняющего ребенка или жертвы. Он как бы позволяет агрегатору стать своим Сверх-Я, добровольно отдавая ему ответственность за этические и организационные решения. В своём роде, это форма регрессии и ухода от тревоги, связанной с самостоятельным поиском клиентов и ведением частной практики.

В этом моменте у психолога комплекс желания денег и выживания сталкивается с комплексом профессионального идеала. Возникает внутренний конфликт: Эго (профессионализм) сталкивается с давлением Ид (потребность в деньгах, безопасности) и Сверх-Я в лице агрегатора («соблюдай правила, или останешься без работы»). Психолог отыгрывает свою внутреннюю пассивность и зависимость, соглашаясь на антитерапевтические условия.

Возникает роль конформиста или «наемного работника» вместо собственно терапевта. Профессиональная идентичность размывается. Он становится не уникальным специалистом, а винтиком в системе, что приводит к профессиональному выгоранию и экзистенциальной пустоте, возможно - потере смысла работы.

Клиенту же в данной ситуации предлагается инфантильная позиция Всемогущего Младенца у груди Матери-Агрегатора, который предлагает бесконечный выбор и немедленное удовлетворение потребности. Это иллюзия, блокирующая возможность переживать фрустрацию — ключевой элемент любого роста. Активируется комплекс потребителя. Процесс терапии, который по своей природе предполагает боль, сопротивление и труд, подменяется неким предложением всевозможных "волшебных таблеток": где, например, идея о смене терапевта по первому капризу обслуживает избегание эдипального конфликта.

Так, возможность работать с несколькими специалистами сразу — это в том числе отреагирование травмы нестабильного объекта привязанности. Вместо того чтобы прорабатывать эту травму с одним терапевтом, клиент бессознательно воспроизводит ее в реальности с лёгкой руки и при поощрении агрегатора. Возникает роль потребителя, а не пациента (тот, кто терпит, страдает и работает). Его защитные механизмы (избегание, расщепление — «этот терапевт плохой, поищу другого») не анализируются, а поощряются системой.

Теперь посмотрим на ситуацию глазами юнгианского анализа.

Агрегатор в определённом смысле является персонификацией Тени современного состояния психотерапии, точнее, её системных проблем текущего этапа развития в нашей стране. Он воплощает в себе все, что она может пытаться отрицать: меркантильность, власть, контроль, обесценивание глубины. Это «пожирающая мать» (архетип Великой Матери в ее деструктивном аспекте), которая заманивает в свои сети и психологов, и клиентов, подавляя их волю к свободе выбора.

Агрегатор идентифицирует себя с архетипом Спасителя или Волшебника, предлагающего простое решение сложных проблем. Он не способствует индивидуации и становлению Самости, а, наоборот, создает систему, которая констеллирует низшие, незрелые аспекты психики у всех участников. Таким образом агрегатор становится неким Трикстером. Он создает иллюзию выбора и помощи, но на самом деле служит лишь собственному обогащению и расширению.

Для психолога сотрудничество с такой системой — это часто измена своей собственной Самости, глубинному ядру личности, призванию, в конце концов. Он вступает в сделку с Тенью, соглашается вступить в игру с Трикстером на его правилах, жертвуя своими этическими принципами ради безопасности и денег. Здесь в дело могут вступать как комплекс жертвы, так и комплекс власти (желание принадлежать к большой, могущественной системе). Происходит раскол между Персоной (маска «востребованного психолога, обеспеченного потоком клиентов») и Тенью (вытесненными чувствами вины, стыда и ухода от верности этическим принципам профессионализма).

Если психолог не осознает этот конфликт, его личностный рост может останавливаться, а творческая энергия уходить на поддержание внутренней лжи (на самом деле, интуитивно многие психологи, сотрудничающие с агрегаторами, это улавливают и делятся этим на тех же супервизиях). В итоге на сцене появляется Раненый Целитель в его искаженной форме. Его собственная «рана» (неуверенность, финансовые трудности) не становится источником силы, а используется системой для манипуляции.

Клиента при этом лишают возможности столкнуться с Тенью (своей болью, негативными эмоциями) в безопасном, герметичном пространстве терапии. Вместо этого ему предлагают бегство в симулякр — бесконечный выбор масок и терапевтов без необходимости встречаться с реальностью себя.

Агрегатор констеллирует инфантильный комплекс и комплекс поиска волшебного спасителя. Клиент ищет не роста, а магического избавления от страданий, что является по сути избеганием индивидуации, того самого пути героя с неизбежным преодолением трудностей. Практика работы с несколькими терапевтами — это в том числе классическое расщепление: один воспринимается как «хороший» (всесильный), другой — как «плохой» (бесполезный). Вместо интеграции этих частей психики, их раскол лишь усугубляется. В итоге клиент - это Вечный ребенок, Puer Aeternus, в поиске идеальных родителей, а не Искатель, вступающий на путь самопознания.

Иными словами такая псевдосотрудническая модель является глубоко антитерапевтичной. Сложившаяся система работы психологических агрегаторов сознательно эксплуатирует бессознательные страхи (психологов — остаться без клиентов, клиентов — не осилить самостоятельно все грани ответственности в своей терапии) и предлагает простое, но разрушительное решение. Истинная терапия всегда происходит в пространстве подлинных, аутентичных и и вписанных в понятные границы отношений между терапевтом и клиентом, и любая система, которая подрывает эти основы, действует против самой сути исцеления и роста.

Таково моё частное мнение, не претендующее на истину в последней инстанции.

Автор: Новицкая Маргарита Сергеевна
Психолог, Глубинный аналитик Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru