Буллинг: теоретические аспекты и практические рекомендации через разбор фильма «Чучело» (1983)
Тема, поднимаемая в фильме «Чучело», не смотря на, казалось бы, удаленность от сегодняшнего дня, на самом деле актуальна во все времена. Сегодня, наверное, даже больше, чем когда-либо.
Травля, которой жестоко и несправедливо подверглась 12-летняя героиня Лена, сегодня носит определение «буллинг».
Под буллингом понимается любая форма запугивания и оказания физического и психологического давления с целью вызвать страх и поставить жертву в подчиненное положение.
Проблема травли в школе актуальна для всего мира. Ее проявление не есть производная какого-то определенного временного периода или социокультурной эпохи, нет, скорее это часть подросткового бунта, свойственного пубертатному периоду как таковому. По фильму вы, кстати, можете заметить, насколько сильно расширились границы пубертата всего-то за несколько десятков лет. Герои фильмы – 12-летние школьники, однако их поведение можно сопоставить с 15-16-летними современниками.
Международные правозащитные и образовательные организации ежегодно публикуют исследования на тему буллинга. Несколько важных фактов:
• С травлей сталкивается каждый пятый школьник
• Девочки чаще подвергаются буллингу в сравнении с мальчиками
• БОльшая часть детей предпочитает умалчивать о буллинге
• Самые распространенные причины травли: нестандартная внешность и/или поведение ребенка, национальность/раса, религия, физические недостатки
Действительно чаще всего жертвами травли оказываются дети с необычной внешностью или физическими недостатками. Неспроста и нашу героиня прозвали чучелом и дразнили за слишком широкий рот. Однако мотивами буллинга могут выступать и другие факторы, такие как зависть, месть, желание самоутвердиться, стремление поразить сверстников, потребность выразить собственную накопленную или вытесняемую агрессию, борьба за власть и лидерство. Как видите, большинство этих факторов носят психоэмоциональное содержание, что делает их продуктом именно специфического периода – подросткового, где поиск себя, собственной идентификации, сопряженный с неуверенностью в себе, протестом, свержением авторитетов, сниженной самооценкой и слабо контролируемой агрессией, является бессменным спутником переходного этапа созревания личности.
Ребенок, выбранный в качестве жертвы, далеко не всегда сразу понимает, что происходит. Вспомните, ведь наша героиня тоже сначала воспринимала все как шутку и даже подыгрывала одноклассникам. Стоит отметить, что и процесс назначения на жертву тоже не всегда происходит одномоментно. Он может разворачиваться динамически, где многое зависит от реакции ребенка на атаку в его адрес. Именно его поведение, ответ на нападки во многом определяет развитие событий для агрессора и его «свиты». «Свита» действительно часто сопровождает агрессора. Она ему необходима, чтобы чувствовать свою власть и подпитываться энергией контроля и манипулирования. Очень важно понимать, что поведение индивидуума не равно поведение группы. Группа функционирует категорически по-другому, снижая уровень здравомыслия до минимального. Толпа всегда примитивна и чем она больше, тем примитивнее функционирует. Поэтому апеллировать к коллективному разуму в таких случаях малоэффективно, решать вопрос стоит с основными зачинщиками. С большой долей вероятностью, группа будет следовать мнению своего лидера. Правда, не стоит пренебрегать профилактическими мерами, они очень важны. Группа боится наказания, и, если она будет вовремя знать о таковом, она быстрее сможет уйти от контроля ее лидера.
В фильме ведь тоже фигурирует девочка по прозвищу Железная Кнопка, явный идеологический лидер класса, борец за абсолютную справедливость, принципиальная и деспотичная, бесконтрольно решающая за всех, кого наказать, а кого помиловать. Именно с ее авторитарной подачи бойкот, а на самом деле, самая беспощадная травля, объявляется главной героине, а потом и настоящему виновнику трагедии.
Ребенка, подвергаемого травли, можно легко распознать: он сильно меняется, становится подавленным, закрытым, напряженным, в его поведение наблюдаются следующие проявления:
• снижается интерес к школе, занятиям, ухудшается успеваемость;
• ребенок начинает часто болеть, испытывать недомогание (как правило, психосоматического характера): боли в животе, простуды, мигрени, аллергии, проблемы со сном;
• снижается аппетит, либо, наоборот, появляется компульсивное заедание;
• снижается уровень общения и социализации, в том числе отказ объяснять причину своего состояния;
• избегает мест, связанных со школой.
Родителям, заметившим несколько из этих признаков, стоит начать беспокоиться и предпринимать действия. Но действовать стоит осторожно. Ребенок под давлением буллинга испытывает сильнейший стресс, у него катастрофически страдает самооценка, он чувствует себя изгоем, отверженным важным для него сообществом, и назначает виновным себя. Это очень опасное состояние, которое, если вовремя и корректно не вмешаться, может привести к очень печальным последствиям: от психического расстройства до суицидальных попыток.
Родителям необходимо осознавать всю травматичность происходящего для ребенка и действовать предельно аккуратно, спокойно, но одновременно и уверено. Ребенок должен почувствовать сильное плечо, способное его защитить и во всем разобраться, и эту уверенность, рассудительность и выдержку способны передать ему именно родители.
Поэтому ключевые рекомендации родителям, чьи дети подвергаются травли, сводятся к следующему:
1. Необходимо успокоиться самому родителю, купировать все негативные эмоции, который будут, безусловно, на вас накатывать. Это сделать непросто, но вы, будучи взрослым человеком, должны взять себя в руки и проявить самообладание. Именно ваша разумность и выдержка очень нужна вашему ребенку и способна вернуть его в нормальное, ресурсное состояние. Если вам сложно справиться со своими эмоциями, обратитесь к техникам саморегуляции или специалисту. Но именно ваше уравновешенное, рассудительное состояние нужно сейчас больше всего, вы должны осознать критическую важность именно этого пункта
2. Когда вы успокоитесь и будете стабильны в своих эмоциях, необходимо найти подход к ребенку и поддержать его, но не переходя на личности (так как это снова поднимет аффект): поговорите с ним, заверьте ребенка, что вы на его стороне, он теперь не один, и вы обязательно во всем разберетесь. Говорите уверено, спокойно, негромко, короткими, однозначными предложениями. Если ребенок позволяет, проявите тактильность: возьмите за руку или за плечи, дайте разрыдаться в ваших объятиях
3. Выясните, что именно стало причиной буллинга. Разъяснение этого момента очень важно, так как от него зависит вся дальнейшая стратегия реагирования. Причины могут быть очевидные (например, явная особенность внешности) или неочевидные (поведение, действие, слово, спровоцировавшее патологическую реакцию. Например, наивная простота Лены, нашей героини, только еще сильнее раздражала обидчиков)
4. Разъясните ребенку, что его вины в происходящем нет, дразнить могут любого и по любому поводу. Любая жертва – это повод для разрядки собственных потребностей агрессора, например, в самоутверждении, поднятии самооценки, выражении собственной невыносимой агрессии и пр. Поэтому на эту роль подойдет любой, кто хоть чем-то отличается от толпы, причем неважно в какую сторону и чем именно. Сама по себе инаковость достаточна для агрессора, чтобы зацепиться за нее и начать реализовывать свои собственные деструктивные импульсы. Ведь зачинщик – такой же подросток, находящийся в том же подростковом кризисе и также отчаянно нуждающийся в поддержке. Помните, что за каждым злодеем прячется маленький, ужасно неуверенный в себе, испуганный ребенок, которого кто-то когда-то не поддержал, отверг, бросил, надломил
5. Донесите до ребенка, что причина травли формальна, что это в первую очередь повод для агрессора, но не недостаток человека. Любая особенность внешности – это характерная черта, делающая нас уникальными личностями со своей индивидуальностью. Очень может быть, что, например, у агрессора как раз нет никаких особенностей, и именно поэтому он чувствует себя никаким, ничтожным, пустым, и это толкает его цепляться за других и преследовать их
6. Разъясните очень важный момент: преследуют тех, кто дает обидчику нужную реакцию — страх и подчинение. Если показать, что обиды и насмешки не оказывают ожидаемого воздействия, интерес к травле пропадает. Ребенка необходимо учить выстраивать свои границы, давать отпор, проявлять необходимую в определенных ситуациях силу и уверенность – словесную, поведенческую, физическую.
7. И самое главное: выразите свою поддержку и желание помочь ребенку разрешить мучительную для него ситуацию. Ребенок должен ощущать, что он не один, должен знать, куда ему обращаться в случае необходимости
8. Родителю также необходимо самостоятельно пообщаться с учителем, школьным психологом, администрацией школы, родителями обидчиков. Только мирно и конструктивно!! Это очень важно! Если же вы не находите должного понимания и адекватности, обращайтесь в правоохранительные органы и управление образования
Возвращаясь к фильму, необходимо выделить важнейшую роль учителей и школы в целом в этом вопросе. Мы видим по сюжету, что учительница Маргарита Ивановна, классный руководитель 6-го класса, полностью поглощена приготовлением к собственной свадьбе. Безусловно, это очень важный момент в жизни, но это, однако, не оправдывает отвлеченность педагога. Дети очень чувствительны к вниманию, особенно со стороны близких им людей, объектам привязанности, и, если они видят, что фокус внимание так радикально сместился с них на кого-то другого, их реакция, причем часто именно бессознательная реакция, может быть очень интенсивной и всегда деструктивной. Поэтому самый главный совет для родителей и других замещающих их объектов, коим, конечно же, является классный руководитель, - быть постоянным в проявлении внимания и чуткости к своим детям. Детский, а тем более подростковый организм – очень ранимая, сверхчувствительная система, остро реагирующая на любые изменения и воспринимающая это негативно, как правило, на свой счет. Но не стоит уходить и в крайности, поглощая ребенка сверхзаботой или блокируя его сверхконтролем, здесь важна середина: когда ребенок уверен, что он значим и нужен, но при этом ему доверяют и дают свободу в проявлении себя и своей автономии.
Стоит заметить, что в фильме мы совершенно не видим родителей Лены, их как будто бы и нет совсем. Думаю, этот момент был неслучайно показан именно так, чтобы подчеркнуть критическую важность детско-родительских отношений. Дедушка, даже самый оригинальный и уважаемый, все равно только дедушка, а не родитель. И перекладывать ответственность родителя в формировании и поддержании связи с ребенком, — это, как ни горько признавать, попустительство и слабость самих родителей. Ребенку нужны мама и папа, у каждого из них есть своя четко очерченная природой и эволюцией роль, ничто и никто не может их заменить. Безусловно, воспитание детей – это сложный, порой изнурительный и невыносимый труд, но переоценить результат таких усилий невозможно. Здоровая, гармоничная личность способна созреть и сформироваться только в условиях полноценной реализации родительских ролей и выполнения ими своих задач, будучи в паре (или альянсе) в условиях взаимного уважения и желания.
Отдельно стоит обозначить рекомендации для родителей, чей ребенок оказался не жертвой, а, собственно, агрессором. Повторюсь, такой ребенок нуждается в помощи и поддержке ничуть не меньше.
Агрессивным доминированием такой ребенок пытается выразить свои собственные неудовлетворенные потребности. С большой долей вероятности у него самого есть проблемы с самооценкой и самовосприятием, которые он пытается разрешить патологическим способом – посредством унижения и обесценивания другого.
В общении с таким ребенком стоит обратить внимание на следующее:
1. Успокоиться, взять в себя в руки и в спокойном состоянии начать разговор;
2. Постарайтесь отделить проблему от личности.
Помните, что ребенок «выбрал» патологический способ реагирования на собственные проблемы, и исследовать в первую очередь необходимо именно мотивы. До выяснения всех обстоятельств, плохим является не ребенок, а его поступки;
3. Донести мысль, что ребенок имеет право на любые чувства, но не на любые действия. Если другой человек чем-то отличается от тебя самого и поднимает в тебе какие-то сложные интенсивные чувства, то это не он вынуждает тебя так себя чувствовать, это твой процесс и разбираться надо с собой, а не переходить к насилию;
4. Не оправдывайте поступки ребенка и не давите на жалость. Оба варианты плохи. Первый легализирует агрессивное поведение, второй укрепляет страх собственной слабости и уязвимости;
5. Выяснив причину, возможно, не без помощи психолога, переведите проблему в задачи: что необходимо поменять в семье, ваших взаимоотношениях, среде, досуге, чтобы решить эти задачи. Помните, что ребенок – это симптом семьи и никак иначе!
6. Не пренебрегайте помощью специалистов (психологов, соц работников). Своевременно оказанная помощь может предотвратить многие трагедии. Проявите терпение и мягкую настойчивость, если не получается уговорить сразу.
Что родителям делать ни в коем случае нельзя:
1. Оставлять ребенка (неважно на какой стороне) одного в этой ситуации. Решать такую ситуацию – совместная задача родителей и ребенка;
2. Напрямую выяснять отношения с одноклассниками и ребенком-буллером;
3. Делать скоропостижные выводы и действовать на эмоциях.
В заключение стоит отметить, что в некоторых случаях, перевод ребенка в другую школу или даже, по примеру героини фильма, переезд в другой город является единственно эффективным способом реагирования. Все ситуации индивидуальны, универсальных гарантированных решений нет, необходимо тщательно исследовать и анализировать каждый отдельный случай.