В мире мужского спорта женщина-тренер — это всегда вызов.
Татьяна Александровна Дацько, не только обучает технике и тактике, она воспитывает характер, формирует командный дух и ломает стереотипы.
Эта история — о том, как одна девушка смогла завоевать уважение парней и юных девушек, работая с подростками в керлинге, и почему её путь был далеко не простым.
Расскажите о своем спортивном пути: с чего начинали и как долго шли к тому, чтобы стать тренером?
13 лет я занималась конькобежным спортом, закончила спортивную карьеру в 21 год.
Кандидат в мастера спорта именно по конькобежному спорту. Второй спортивный по шорт треку и первый спортивный по керлингу.
Что вас удивило или поразило в подростках, с которыми вы работаете? Были ли моменты, когда вы поняли, что именно это ваше призвание?
Если говорить о том, планировала ли я стать тренером, то сразу говорю нет. И даже более того, я делала все, чтобы тренером не стать.
Я пошла учиться на социально-культурный сервис «туризм», лишь бы не быть тренером. То есть все, что угодно, что не должно было быть связано со спортом.
Основной вид спорта у меня был конькобежный спорт и в параллель мы выступали на соревнованиях по шорт-треку и по керлингу.
Скажем так, мы были, как затычка в бочке, для закрытия пробелов по спорту.
В 2007 году, так как я все соревнования свои уже по конькобежному спорту отбежала, меня пригласили выступить за шорт трек, так как девочек у них не хватало на спорткиаде.
На первой же нашей тренировке нам выдали щетки и слайдеры, и так произошло наше знакомство с керлингом.
В параллель мы выступали на соревнованиях по керлингу и по шорт-треку.
После этого я также выступала на соревнованиях по керлингу. Это был 2010 год, это была спартакиада молодежи, насколько я помню. И получилось все очень интересно, скажем так.
Керлинг остался в памяти моей на всю жизнь.
Также в 2021 году я привела своего старшего сына заниматься шорт треком в центр имени Семёна Елистратова.
И получилось так, что я встретила Евгения Евгеньевича. Он всю жизнь, мне кажется, пока я тренировалась, был директором спортивной школы номер один.
И вот судьба нас свела вновь. Поступило от него предложение.
-Не хотели бы мы поиграть в 8 утра в воскресенье в керлинг? Естественно, я согласилась. И так и осталось играть в керлинг.
Затем поступило предложение стать тренером, на что я благополучно отказалась и сказала, что тренировать детей я не буду.
Меня попросили: "Ну, пока тренера не найдем, может быть, потренируешь?"
И в итоге я согласилась:
а тренера мы вот до сих пор второго найти не можем.
Если честно, я никогда не думала, что я буду заниматься с детьми, что я буду их тренировать или вообще как-то контактировать.
Потому что мне казалось, что после рождения своих двоих детей, я других детей уже полюбить не смогу. Несмотря на то, что до рождения своих, маленькие дети мне очень нравились.
Но сейчас из маленьких детей у нас уже появляются подростки, и это что-то новое для меня.
Бывали ли ситуации, когда вам приходилось доказывать свою авторитетность перед парнями или родителями спортсменов? Как вы справлялись с этим?
На самом деле мне очень комфортно работать с подростками. Кажется, что вроде все это весь спорт, который был в моей жизни, произошел вот-вот.
И все, что, например, делают они сейчас, я это делала относительно недавно, даже какие-то повадки, поведение, что-то вот в этом роде.
И поэтому мне с ними достаточно легко и общаться, и тренировать, хотя они часто меня пытаются проверить на прочность.
Сейчас подростков нужно воспитывать.
То есть, просто так они, скажем так, не приходят сразу подготовленные. То есть, либо их кто-то до подготовил, либо приходится работать самостоятельно.
Естественно, когда есть какая-то физподготовка, это очень здорово, это очень круто и работать легче, а с другими, ты уже нарабатываешь, скажем так, формируешь спортивную личность.
Какие стереотипы о женщинах-тренерах в мужском спорте вам пришлось разрушать на практике?
По поводу стереотипа. Наш керлинг, казалось бы, женский вид спорта, но я хочу сказать, что он очень мужской.
Здесь нужно очень много физических данных хороших, очень много энергозатрат.
И по поводу стереотипа, наверное, я рушу его, говоря, что керлинг – это мужской вид спорта, а не женский.
На самом деле, я думала, что мне будет тренировать девочек гораздо проще.
Но, как показала практика, мне с мальчиками легче по одной простой причине, что у девочек есть физиологические особенности с перепадами настроения.
Поэтому из мальчиков лепить мужчин гораздо проще, ввиду того, что нету таких скачков по настроению.
Сколько часов в неделю вы тренируетесь сами, в не занятий?
Я сама стараюсь заниматься три раза в неделю. Это минимум, это, скажем так, база для поддержания своих жизненных сил и энергии. И тренировка в среднем длится 2-3 часа.
Бывали ли ситуации, когда вам приходилось доказывать свою авторитетность перед парнями или родителями спортсменов? Как вы справлялись с этим?
По поводу авторитетности, да. То есть, у меня на самом деле мальчики всегда, еще раз повторюсь, проверяют меня каждый раз на прочность.
Они сначала не воспринимали меня всерьез, и где-то какие-то моменты, которые я говорила, тоже не слушались и
Потом, когда я говорила слова, каких-то авторитетных или значимых личностей, либо даже родители повторяли мои же слова, то есть они начали прислушиваться именно к моим словам.
Либо бы были такие моменты, когда я говорю, что если это тренировочный процесс: вы поменяем вращение, например вот переставь щетку туда, но парни упорно доказывали, что камень свалит либо не попадет.
При любом раскладе я говорила ты просто поменяй щетку и сделай по моему вот и все!
Сейчас не спорит «ты говорю, сделал по-своему на тренировке, теперь сделай так как я тебе сказала». И когда камень приходит в нужное место, то есть попадает, то мне это конечно льстит, но мне иногда хочется сказать « а я же говорила»!
В итоге, так постепенно, когда у тебя больше опыта за плечами, больше именно просмотра в играх и вообще физиологические особенности, наверное, взрослого человека, дети начинают прислушиваться.
С родителями на самом деле проблем обычно не возникало. Единственный момент у нас такой, что ты хороший тренер до тех пор, пока ты не снял ребенка с соревнования.
То есть, для него ты перестаешь быть хорошим тренером, либо когда не ставишь в основной состав.
И когда я формирую команды, я очень часто доверяюсь интуиции.
Я могу готовить сначала одну команду, и за две недели до соревнований я ввожу какие-либо новшества.
Меняю игроков, комбинации, порядок у спортсменов, которые там выполняют броски. И в итоге я вижу, что эта комбинация работает.
И те родители, которых, детей я снимала в процессе игры, в итоге приходили к тому мнению, что да, я была права.
Что было самым сложным в воспитании командного духа у парней, которые зачастую не хотят показывать свои эмоции или признавать слабости?
На данный момент я работаю, но «не пляшу, скажем так, под чью-то дудку». Да, мне, конечно, хотелось бы, чтобы все дети были довольны и счастливы,
но спорт есть спорт, и мы работаем на результат.
А если для результата нужно снять игрока, либо произвести замену, то, естественно, я это делаю. И очень часто бывало такое, что я снимала капитанов команд во время игры.
И к моему решению... Ну, по крайней мере, у меня не было вопросов. То есть ко мне с этим вопросом никто не подходил.
Расскажите о самом необычном или неожиданном случае на тренировке или соревновании, который запомнился навсегда.
Были у нас негативные случаи не на соревнованиях. Они, к сожалению, тоже запоминаются навсегда.
Это тот случай, когда у нас, не знаю, нужно это освещать или нет, но так получилось, что дети у нас оказались в полиции.
Было много разбирательств по поводу буллинга. То есть это было в 23-м году, и я это запомнила надолго.
Но также есть и положительные моменты, когда это было даже не столько на тренировке, сколько за пределами стадиона, когда мои спортсмены меня поздравили.
Они снялись в видео, сочинили песню, спели ее и это на самом деле до слез меня тронуло.
Как вы справляетесь с тем, чтобы не только развивать спортивные навыки, но и формировать характер у молодых спортсменов?
Чтобы тренировать детей, мне пришлось, ну помимо того, что переучиться на тренера-преподавателя, также я прошла курсы педагог-психолог.
Прошла переподготовку, и это мне сейчас очень помогает. Какие-то моменты нужные я вкладываю в спортсменов.
И как показывает практика, то, чем я сейчас занимаюсь, очень много вводят именно в сборных России и пользуются этим.
Были ли моменты, когда вам приходилось идти против течения или бороться за свои идеи в мужском спортивном сообществе?
Я всегда показываю спортсменам, наверное, и личный пример, либо какой-то другой пример, чтобы мальчики становились мужчинами и понимали, что как делать нужно, как делать нельзя, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах.
Что касается девочек, то же самое. Все равно, когда у тебя находится в группе ребенок, ты хочешь вложить тоже в него самое лучшее, важное, нужное, то есть хочешь уберечь от тех ошибок, которые ты уже совершил в свои тренировочные годы, либо даже в не тренировок.
То есть ты уже это прошел и хочешь донести им, что так делать, например, не нужно. Кто-то прислушиваются, кто-то выбирает делать свои ошибки, но это тоже немаловажно, даже тогда, когда делают они свои собственные ошибки.
Что для вас важнее — победа на соревнованиях или развитие личности спортсмена? Почему?
Победа или развитие личности?
Развитие личности я бы сказала да. Это стоит в приоритете.
Потому что победить в нечестной игре, нечестным путем, я такого не приемлю.
Поэтому сначала мы учимся не нарушать правила. Учимся хорошему общению, взаимодействию между командой. И это, ну, часто несомненно приведет к победам. Вопрос времени.
Вся у нас жизнь идет путем проб и ошибок, и тренеры тоже люди, и дети тоже всегда разные попадаются, абсолютно разные.
И чтобы допустить как можно меньше ошибок, нужно сталкиваться с этими ошибками как можно больше, скажем так.
Пока ты с ними не столкнешься, ты не сможешь понять, как правильно на это реагировать, как правильно выходить из ситуации. И поэтому ошибок, наверное, не избежать вообще.
Какие ошибки чаще всего совершают тренеры в работе с подростками и как их избегать?
Сейчас я смотрю на более взрослых тренеров, самое большое чего я боюсь, это устать тренировать, потерять этот огонек.
Когда хочется большего: когда хочется побед, когда хочется зажигать и вот это наверное самая большая будет ошибка, которую я совершу, если я начну сама угасать в желании продвижения спорта.
Если бы у вас была возможность дать один совет себе на старте карьеры, что бы это было?
Я понимаю, что нужно начинать было раньше. Раньше начинать развивать спорт, раньше столкнуться с этим видом спорта вплотную.
Вот. Но все, что не делается все к лучшему и всему свое время. Если бы я пошла сразу после универа на тренерскую, в тренерскую карьеру, ушла бы полностью, наверное, я бы не смогла дать детям то, что сейчас даю.
То есть, у меня не было какого-то опыта, у меня не было большинства знаний, большинства умений. Поэтому, наверное, совет один:
всему свое время и не нужно торопиться, все будет.
автор Евгения Чудова:
// Будь у меня такой тренер, как Татьяна Александровна, я бы не пропускала не одной тренировки.
Даже в общении с ней чувствуется мудрость, дисциплина, немного юмора, а главное любовь к своему делу.
Телеграм канал «керлинг Башкортостана»: