Ещё одной характерной чертой цинизма является трезвое отношение к мошенничеству и лицемерию, а многие циничные высказывания – характеризуется холодным и стильным остроумием.
...Чистый циник – это человек, который искренне верит в то, что люди по сути своей своекорыстны или убоги, и который позволяет этому убеждению влиять на его отношение, который верит, что стремление к идеалам никогда не может оставаться незапятнанным – такой человек... отгораживается от некоторых благ взаимоотношений, от любопытства и удивления, а также от таких добродетелей, как надежда, вера и милосердие.
В отличие от идеалиста, циник никогда не позволяет себе делать что-то хорошее, и циник никогда не ожидает хорошего. Это, в свою очередь, подпитывает цинизм.
Политические циники утверждают, что политика не только развращает людей, которые в ней участвуют, но и с самого начала привлекает коррумпированных личностей.
Маленькие дети обычно доверчивы, однако по мере взросления у них развивается понимание того, как личные интересы влияют на то, что говорят или думают другие.
Исследования показали, что даже 4-летние дети могут распознать, что чье-то утверждение неправдоподобно и, скорее всего, является обманчивым или неверным.
Таким образом определенная степень здорового цинизма может способствовать развитию лучшей адаптивности.
Главное достоинство циника заключается в том, что он высокочувствителен к обману и лицемерию и способен их распознавать.
Циничные пожилые люди часто воспринимаются как озлобленные, одинокие, а их цинизм иногда воспринимается как отражение чувства упущенной возможности в их жизни.
Как писал Василий Васильевич Розанов в «Уединенном»:
«Цинизм от страдания?... Думали ли вы когда-нибудь об этом?»
Хотя цинизм формально не упоминается в качестве одного из защитных механизмов, предложенных Зигмундом Фрейдом и Анной Фрейд его можно воспринимать как защитный механизм.
Цинизм может быть тесно связан с таким защитным механизмом как реактивное образование.
В частности, цинизм может функционировать как реакция против чувства привязанности, так как некоторые люди могут испытывать сильное беспокойство и смущение при столкновении с позитивны эмоциональными стимулами и даже воспринимать их как угрозу своей целостности, индивидуальности и автономии.
Цинизм обеспечивает ощущение безопасности позволяя индивиду оставаться в неведении относительно эмоциональных или нежных реакций, которые он испытывает по отношению к объекту.
Цинизм так же может также функционировать как защитный механизм от обесценивания.
Фрейдистов и психоанализ в целом часто критикуют за то, что они поощряют цинизм.
Вероятно, единственное упоминание о цинизме З. Фрейдом, заключается в том что он ввел в обиход термин «циничная логика».
Фрейд предположил, что «циничная логика» функционирует как защитный механизм, позволяющий справиться с эдиповой ревностью, которая провоцирует агрессию и трансформируется в нигилизм при отношение к любви.
В частности, когда мальчик узнает о сексуальной активности своей матери, он реагирует обесцениванием матери и, обобщая, обесценивает из всех женщин, воспринимая их поведение как постыдное.
Наличие «желания» у его матери достаточно для того, чтобы на ней был клеймо проститутки.
Согласно Фрейду, мальчик затем переносит эту черту своей матери на всех женщин, заключая, что все женщины, занимающиеся любовью – это проститутки / блудницы.
Цинизм так же немного фигурирует и в клинической психологии как симптоматический индикатор двух типов расстройства личности: параноидного и антисоциальное расстройства личности.
При параноидном расстройстве личности присутствует модель всепроникающего недоверия и подозрительности к другим, так что их мотивы интерпретируются как злонамеренные.
А при антисоциальном расстройстве люди, как правило, лишены эмпатии, черствы, циничны, презирают чувства, права или страдания других.
В МКБ-11 «цинизм» тоже упоминается, но как как профессиональное явление в контексте «выгорания».
Выгорание в МКБ-11 не классифицируется как медицинское состояние, и располагается в главе «Факторы, влияющие на состояние здоровья или обращение в медицинские учреждения».
МКБ-11 эмоциональное выгорание определяется следующим образом:
«Выгорание — это синдром, который трактуется как результат хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться. Он характеризуется в том числе (пункт 2) «повышенной психологической дистанцией по отношению к работе или чувством негативизма или цинизма по отношению к работе».
Опять таки, обратите внимание на «повышенную психологическую дистанцию (фактически это отстранённость) в качестве характеристики цинизма.
В качестве одного из возможных психологических механизмов, приводящих к формированию циничной личности является переживание некого травмирующего события, которое «Я» восприняло как нарциссическую неудачу.
Человек реагирует на это отстраненностью от своих чувств и созданием дистанции – фирменных черт цинизма.
Циник подавляет свою травму разочарованной любви и может развить в себе веру в то, что любые любовные отношения бесполезны и основаны на слабости, страхе одиночества и независимости.
Следовательно, страдания и боль другого не являются частью мира циника.
Вторым потенциальным механизмом, приводящим к цинизму, является нарциссический страх неудачи.
В частности, цинизм может защитить людей от неудачи или неприятия.
Стремясь избежать чувства неудачи или отвержения, циники могут убедить себя и других в том, что они отстают не потому, что они неспособны, а потому, что они и не стремитесь к достижениям.
В целом циники считают, что они более здравомыслящие люди чем другие, и поэтому чувствуют свое превосходство над ними, за что им приходилось платить ощущением одиночества.
Цинизм может вызывать привыкание; циник может постепенно начать повсюду находить подтверждения лицемерия и коррупции и интерпретировать ситуации в соответствии со своими циничными убеждениям.
В психотерапии с человеком, чрезмерно циничным его саркастические и циничные комментарии должны восприниматься психотерапевтом как защитный механизм, который защищает его от чувства уязвимости и ненужности.
© Автономов Денис, 2025
Надеюсь, Вам понравилось то, что я делаю. Поддержать меня как автора можно подпиской на канал и/или доброжелательным комментарием под публикацией. Если Вы просто поделитесь этим материалом или информацией со своими друзьями и знакомыми, то это тоже будет не менее прекрасно.
Написано по мотивам:
Brockmann, S. (1994). Weimar sexual cynicism.
Cappella, J. N., & Jamieson, K. H. (1997). Spiral of cynicism: The press and the public good. Oxford University Press on Demand.
Frumer, D. S., Fishman, Y., & Gothelf, D. (2019). Cynicism-A commonly used concept with relevance to mental health. Israel Journal of Psychiatry, 56(3), 3-10.
Sloterdijk P. Critique of cynical reason. – Minneapolis: University of Minnesota Press, 1987. – Т. 40.
Vice S. Cynicism and Morality. Ethical Theory and Moral Practice, Vol. 14, No. 2, BSET Conference 2009 (April 2011), pp. 169-184
Yurchak A. The Cynical Reason of Late Socialism: Power, Pretense, and the Anekdot. Public Culture 9 (2) 1997, (January 1): 161-188.
Small, Helen. The function of cynicism at the present time. Oxford University Press, USA, 2020.
#психология
#цинизм
#философия
#история