Она смотрела на него с плохо скрываемым негодованием. Боярыня Морозова, закоренелая старообрядка, не понимала и не хотела понимать этого безумца. Царь Петр, молодой, дерзкий, одержимый Западом, казался ей исчадием ада. Она видела в нем разрушителя устоев, кощунника, попирающего святыни. А все из-за каких-то жалких… бород!
— Да как ты смеешь, государь! – воскликнула Морозова, сверкая глазами. – Наши бороды – это символ нашей веры, нашей духовности! Они – образ Христа! Ты же, получается, противишься самому Господу!
Петр усмехнулся. Уж чего-чего, а гнева боярынь ему было не занимать. Он привык к этому. И к тому, что его начинания воспринимают в штыки. Но он не собирался отступать. Ни перед старообрядцами, ни перед боярами-консерваторами, ни перед всей этой косной, отсталой Русью.
– Символ веры, говоришь? – Петр подался вперед, его глаза заблестели. – Да вы в своих бородах, как в болоте, утонули! Ничего не видите, кроме своих предрассудков! А Европа, тем временем, вперед шагает! Науку постигает, корабли строит, войны выигрывает! А мы… Что мы? Сидим в своем средневековье, бороды свои чешем да о Боге рассуждаем!
Он осекся, переводя дыхание. Морозова презрительно фыркнула. Вот так начиналась эта война – война Петра с бородой.
В далеком 1698 году Петр вернулся из своего Великого посольства, и страну словно подменили. Молодой царь привез с собой не только новые знания и впечатления, но и твердое намерение: Россию нужно реформировать по европейскому образцу. А это означало многое. Одежда, манеры, образование, военное дело – все требовало перемен. И, разумеется, внешний вид.
И тут, как гром среди ясного неба, раздался его указ: "Бородам – бой!".
Дело в том, что в Европе бороды в то время не носили. В моде были гладко выбритые лица. Петр же был страстным поклонником всего европейского. Он хотел, чтобы его подданные выглядели современно, прогрессивно. А русские бороды, длинные, густые, часто неопрятные, ассоциировались у него с архаикой, невежеством, косностью.
Сначала последовало распоряжение для военных. Солдат и офицеров обязали бриться, чтобы соответствовать европейскому облику. Но этого Петру показалось мало. Он хотел, чтобы перемена коснулась всех сословий. И тогда был издан знаменитый указ, согласно которому все, кроме священников и крестьян, должны были расстаться со своими бородами.
Тех, кто не желал подчиняться, ждало наказание. За непослушание полагался штраф – 60 рублей в год. Сумма по тем временам огромная! Для сравнения: годовое жалованье среднего чиновника составляло около 50 рублей. А ведь нужно было еще заплатить за право носить бороду! Неудивительно, что многие предпочитали расстаться со своей растительностью на лице.
Но даже те, кто заплатил штраф, не могли рассчитывать на спокойную жизнь. Им выдавали специальный "бородовой знак" – медный жетон, который нужно было всегда носить при себе. На нем была изображена борода и подпись: "Деньги взяты". Это был позорный знак, напоминавший о "неправильном" поведении его обладателя.
Среди тех, кто яростно противился нововведению, были старообрядцы. Для них борода была не просто частью внешнего вида. Это была святыня, символ веры, символ преданности старым, добрым обычаям. Отказ от бороды приравнивался к отречению от веры, к предательству предков.
Старообрядцы, как и Морозова, считали, что Петр, насаждая чуждые обычаи, посягает на основы русской духовности. Они видели в нем антихриста, пытающегося разрушить православную веру. Их протест был тихим, но упорным. Они писали челобитные, распространяли листовки, устраивали тайные сходы.
Но Петр был неумолим. Он жестоко подавлял любое инакомыслие. Старообрядцев преследовали, арестовывали, казнили. Их дома грабили, их книги сжигали. Многие бежали в глухие леса, в надежде сохранить свою веру и свои бороды.
Борьба с бородами была лишь частью масштабной реформы, которую Петр I проводил в России. Он стремился перекроить страну на европейский лад во всем. Это касалось не только внешнего вида, но и образа жизни, системы управления, армии, флота.
В 1700 году Петр учредил новый календарь – от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как было принято на Руси. Это приблизило Россию к Европе, где уже давно пользовались григорианским календарем. В этом же году царь приказал праздновать Новый год 1 января, а не 1 сентября, как было раньше.
Петр заставлял своих подданных учиться, ездить за границу, перенимать европейский опыт. Он приглашал в Россию иностранных специалистов, инженеров, архитекторов, врачей. Он строил заводы, верфи, города. Он реформировал армию и флот, сделав Россию могущественной военной державой.
Зачем же Петр так упорно боролся с бородами? Ответ прост: он хотел сломать старый порядок. Хотел, чтобы Россия стала европейской страной. Он понимал, что без этого она не сможет выжить в конкурентной борьбе с другими государствами.
Борода была лишь видимой частью этой реформы. Сбривая бороды, Петр хотел сбрить с России ее косность, ее отсталость, ее традиционализм. Он хотел, чтобы русские стали другими, чтобы они думали по-другому, чтобы они были готовы к переменам.
Конечно, борьба с бородами не была самой важной реформой Петра. Но она была символом его эпохи. Она показала, насколько решительно он настроен на перемены. Она вызвала огромное сопротивление, но в итоге Петр победил. Бороды исчезли с лиц русских людей.
Но что же осталось в душе народа? Что выиграла и что потеряла Россия от этой "бородатой" реформы?
Для ответа на эти вопросы, давайте обратимся к истории.
Борьба с бородами была лишь одним из звеньев в длинной цепи преобразований, которые Петр I проводил в России. Он стремился превратить отсталую, замкнутую страну в мощную европейскую державу. И в этом он преуспел.
Реформы Петра коснулись всех сфер жизни:
• Военная реформа: Петр создал регулярную армию и флот, оснащенные по европейскому образцу. Он заложил основы военной мощи России, благодаря которой она смогла одержать победу в Северной войне и стать одним из ведущих европейских государств.
• Административная реформа: Петр провел реформу государственного управления, создав коллегии, которые заменили громоздкую систему приказов. Он учредил Сенат, высший орган власти, который осуществлял контроль над деятельностью чиновников. Была проведена губернская реформа, разделившая страну на губернии, что повысило эффективность управления.
• Экономическая реформа: Петр активно поддерживал развитие промышленности и торговли. Он основал заводы, мануфактуры, верфи. Он поощрял купечество, привлекал иностранных специалистов. Благодаря его усилиям экономика России начала развиваться, несмотря на сопротивление косных чиновников и дворян.
• Социальные реформы: Петр стремился изменить социальную структуру общества. Он ввел Табель о рангах, которая открывала возможность для продвижения по службе вне зависимости от происхождения. Он пытался реформировать систему образования, открывая школы и академии.
• Культурные реформы: Петр проводил активную культурную политику, направленную на европеизацию России. Он привез в страну европейские обычаи, моду, искусство. Он заставлял дворян учить иностранные языки, носить европейскую одежду, посещать балы и театры.
Но реформы Петра имели и негативные последствия. Они проводились жестокими методами, вызывали недовольство и сопротивление населения.
• Рост крепостного права: Для обеспечения армии и флота, а также для развития промышленности, Петр усилил крепостное право. Крестьяне были прикреплены к земле, их права были ограничены. Это привело к росту социального напряжения и крестьянским восстаниям.
• Усиление эксплуатации: Тяжелое бремя реформ легло на плечи простых людей. Налоги выросли, повинности увеличились. Люди страдали от голода, болезней, жестокости властей.
• Культурный раскол: Реформы Петра привели к расколу в обществе. Одни приняли европейскую культуру, другие остались верны старым традициям. Между ними возникла пропасть непонимания и вражды.
• Жестокость и деспотизм: Петр был деспотичным правителем. Он не терпел инакомыслия, подавлял любое сопротивление. Его жестокость и нетерпимость привели к гибели многих людей.
Но вернемся к бородам.
В 1722 году, когда Петр уже был императором, "бородовой налог" был окончательно отменен. К этому времени бороды практически исчезли с лиц большинства русских людей. Но память о "бородатой" войне осталась.
Борьба с бородами стала символом сложной, противоречивой эпохи. Она показала, что реформы Петра были не просто косметическими изменениями. Они были попыткой кардинально изменить страну, сломать старый порядок и построить новый, европейский мир.
Этот процесс был болезненным и противоречивым. Он сопровождался жестокостью, насилием, сопротивлением. Он привел к росту социального напряжения, культурному расколу. Но он же привел к тому, что Россия стала великой державой, которая заняла достойное место в европейской семье народов.
Что же можно сказать в итоге?
Петр I был великим реформатором. Он сделал для России больше, чем любой другой правитель. Он превратил отсталую страну в могущественную империю. Но он же был деспотом, который не жалел никого ради достижения своих целей.
Борьба с бородами была лишь одним из эпизодов его правления. Но она ярко отражает характер этой эпохи: эпоху перемен, эпоху борьбы, эпоху великих достижений и страшных потерь.
Так что же осталось в душе народа? Осталась неоднозначность. Осталось восхищение величием и ужас от жестокости. Осталась память о царе-реформаторе, который хотел сделать Россию великой, но при этом разрушил многое из того, что было дорого ее народу.
И, пожалуй, осталась ирония: ведь в наши дни бороды снова в моде. Но это уже совсем другая история. И если бы Петр мог сейчас увидеть, как мужчины снова отращивают бороды, он, наверное, лишь усмехнулся бы своей фирменной усмешкой… и, возможно, вновь схватился бы за бритву.