С 1 сентября 2025 года в системе взимания платы «Платон» начинают действовать важные изменения, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1302. Новый порядок автоматической реконструкции маршрутов призван решить одну из самых частых проблем перевозчиков — начисление штрафов за движение без оплаты из-за сбоев в работе бортового устройства (БУ) или спутниковой навигации. Разбираемся, как теперь будет работать система и что нужно знать водителям и компаниям.
В чем суть нововведения?
Главная цель изменений — обеспечить бесперебойный учет километража и возможность внесения платы даже в условиях временных помех или технических неисправностей оборудования.
Теперь, если данные с бортового устройства (БУ) или системы спутниковой навигации (СБУ) перестают поступать из-за внешних факторов (например, в «глухих» зонах, туннелях) или кратковременного отключения устройства, система «Платон» (СВП) сможет автоматически восстановить (реконструировать) недостающий участок пути. Для этого будут использоваться данные с камер видеонаблюдения и других технических средств фотовидеофиксации.
Ключевое преимущество: после реконструкции маршрута будет списана только плата за проезд. Штрафы за движение по платным дорогам без внесенной платы в таких ситуациях взиматься не будут.
Условия для автоматической реконструкции маршрута
Не любой пропуск в данных может быть восстановлен. Правила устанавливают четкие рамки:
- Срок обработки: Система восстановит маршрут в течение 3 дней с момента получения данных от камер или других источников.
- Длительность пропуска: Временной интервал, в течение которого отсутствовали координаты, не должен превышать 48 часов.
- Исправность устройства: Для реконструкции могут быть использованы только данные с того БУ/СБУ, о неисправности или утрате которого оператор системы «Платон» не был уведомлен заранее. Если вы сообщили о поломке, восстановление вестись не будет.
Важные особенности и рекомендации для перевозчиков
- Приоритет дорог: Автоматически маршрут будет строиться преимущественно по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Это означает, что при движении по сложным региональным или местным дорогам возможны неточности.
- Региональные дороги: Для точного построения маршрута при движении по региональным дорогам БУ/СБУ должно быть обязательно включено. Полностью полагаться на автоматическую реконструкцию в этом случае не стоит.
- Приоритет МКАД: Если транспортное средство двигалось по Московской кольцевой автодороге (МКАД), взимание платы будет осуществляться только по тарифу МКАД, вне зависимости от того, как был восстановлен маршрут.
- Контроль баланса: Чтобы избежать блокировки счета и проблем со списанием, рекомендуется следить за достаточным балансом на расчетной записи даже в период ожидания реконструкции маршрута.
Где посмотреть отреконструированные участки?
Вся информация о поездках, включая восстановленные участки, будет доступна в привычных отчетах в личном кабинете (ЛК) или мобильном приложении (МП) системы «Платон»:
- «Детализация движения транспортных средств»;
- «Детализированная выписка операций по расчетной записи».
Итог
Нововведение — это значительный шаг навстречу перевозчикам, который должен снизить количество спорных ситуаций и штрафов, возникающих не по вине водителя. Система становится более гибкой и технологичной. Однако важно помнить об условиях работы нового механизма и по-прежнему обеспечивать исправную работу бортового оборудования.
Более подробную информацию можно найти на официальном сайте системы www.platon.ru.