Найти в Дзене
ABW

Переосмысление дорожной культуры: как белорусы адаптируются к новым правилам

Оглавление

С 1 сентября 2025 года в Беларуси вступили в силу новые правила дорожного движения, касающиеся в том числе пересечения пешеходных переходов на велосипедах и средствах персональной мобильности (СПМ). Мы решили проверить, как выполняют эти правила участники дорожного движения на следующий день после изменений.

Итак, в новой редакции ПДД значится:

П. 150 ПДД: при пересечении проезжей части велосипедист и водитель СПМ обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением требований, предусмотренных для пешеходов. Исключение – наличие велосипедного переезда при условии определения порядка проезда с использованием транспортных светофоров для регулирования движения велосипедистов.

Мы выбрали для проверки четыре локации: на каждой из них в течение 30 минут будем наблюдать за пешеходными переходами и фиксировать количество нарушений. Если они, конечно, будут. Спойлер: а они, конечно, будут.

Улица Немига: нечеткая разметка и первые нарушения

-2

Первая наша локация – перекресток улиц Городской Вал и Немига. Перекресток оборудован пешеходными переходами с велодорожками. Но по новым ПДД, если на велодорожке нет специальных светофоров, необходимо спешиваться. Выполнят ли требования велосипедисты?

В течение первых 15 минут мы наблюдаем за многочисленными нарушениями ПДД. Лишь два участника дорожного движения спешиваются. Остальные – порой даже не обращая внимания на поворачивающие автомобили, проезжают переход.

-4

Может, они просто не заметили в новых правилах оговорки по поводуобязательного наличия велосветофоров? Проверим нашу теорию в другой локации.

Перемещаемся чуть дальше – к мосту, где расположен обычный пешеходный переход без веломаркировки и светофора. И здесь большинство велосипедистов игнорирует правила и пересекает дорогу не спешиваясь. Из 16 человек лишь двое проявляют сознательность и выполняют новые требования ПДД.

Проспект Победителей: неоправданная спешка

Следующим местом нашего наблюдения становится перекресток проспектов Машерова и Победителей, вблизи знаменитой стелы. Это одна из самых крупных транспортных артерий города, и здесь весь перекресток оборудован велопереездами, но опять же – без велосветофоров. Будут ли спешиваться здесь?

-6

Большинство велосипедистов проезжает пешеходные переходы на своем транспорте без оглядки на новые ПДД, и делают они это на довольно высокой скорости, не убеждаясь в безопасности. И лишь несколько переходят пешком.

-7

А ведь перекресток очень оживленный и требует внимания к движущимся автомобилям.

-8

Особое наше внимание привлекает ребенок лет шести, который, игнорируя все законы физики и принципы безопасности, не глядя по сторонам, мчится по пешеходному переходу, не используя даже выделенную велодорожку. Двигается он при этом на обычном самокате. Задаемся вопросом: все ли здесь в порядке? Как это трактуют ПДД?

Интересно, что обычный самокат (без двигателя) не является ни СПМ, ни велосипедом. И тот, кто на нем едет, – пешеход, то есть спешиваться не обязан. Как и ехать по специальной дорожке.

Пешеход (в новой редакции ПДД п. 2.46) – это физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, СПМ, мотоблок, мопед или мотоцикл, ведущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные или другие работы.

То есть к обычным самокатам без электродвигателя новые ПДД не применимы. Тем не менее родителям нелишним будет объяснить детям, как вести себя на дороге. Как минимум – внимательно смотреть по сторонам и не торопиться. Наблюдения на следующей локации доказывают, что многие об этом забывают.

Улица Грибоедова: проблема безопасности детей

После изучения крупных проспектов обращаем внимание на более уединенный уголок города – улицу Грибоедова. Это место интересно своей комбинацией старых домов и новостроек, а также близостью к школе и колледжу, что увеличивает интенсивность движения вблизи пешеходного перехода. Велодорожек здесь нет, велопереездов – тоже.

За 30 минут наблюдений фиксируем 12 нарушений, причем большинство из них связаны с поведением детей и их родителей. Особенно удивляют родители с детьми. Напоминаем, что новые ПДД запрещают езду на СПМ более чем одному человеку, если для других пассажиров не предусмотрены специальные места.

И снова дети на обычных самокатах… Пролетают по пешеходному переходу, даже не затормозив перед ним и не убедившись в безопасности ситуации.

А ведь переход крайне опасный – обзорность как для водителя, так и для пешехода оставляет желать лучшего.

-11

Еще раз обращаемся к родителям: помните всегда сами и расскажите детям, почему так важно быть осторожным на дороге.

Пересечение улиц Бобруйской и Мясникова: смешанные ощущения

-12

Одним из самых неочевидных мест, которые мы решили изучить, становится пересечение улиц Бобруйской и Мясникова. Несмотря на то, что это место на первый взгляд кажется тихим и малолюдным, оно оказывается настоящим «рыбным местом» с точки зрения наблюдений за соблюдением правил дорожного движения.

За полчаса в этой локации мы фиксируем 21 нарушение против 20 случаев соблюдения новых ПДД. Интересно, что, несмотря на относительно небольшой поток людей, большинство из них оказываются как раз велосипедисты и пользователи СПМ.

А в конце нашего наблюдения мы становимся очевидцами самого настоящего конфликта на дороге. Хотя закончиться все могло куда более трагично. Велосипедист, не спешившись, пересекает дорогу в момент, когда маршрутка поворачивает направо. Водитель возмущен – именно это он, видимо, и пытается донести до велосипедиста, выйдя из машины. Бурная словесная дуэль, выяснение отношений – и маршрутка уезжает. Какая-то недосказанность повисает в воздухе… Кто же виноват в этом инциденте: водитель маршрутки, который не заметил велосипедиста, или велосипедист, который не удостоверился в безопасности и не спешился? Давайте обсудим в комментариях.

-14

Что ж, наш эксперимент показал, что, несмотря на массу нарушений со стороны велосипедистов и пользователей СПМ, ситуация все же не безнадежна.

-15

Хочется надеяться, что многие нарушают не сознательно – они пока просто не знают о нововведениях.

Напоминаем про исключения:

Согласно П.150 ПДД: перед пересечением проезжей части велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 17, 18, 20, 36, 42 и 50 настоящих Правил для движения пешеходов, за исключением случаев движения:
– по велосипедному переезду при условии определения порядка проезда с использованием транспортных светофоров для регулирования движения велосипедистов;
– на перекрестке по велосипедному переезду или не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, когда это допускается в соответствии с пунктами 148 и 148*1 настоящих Правил. При этом велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны руководствоваться требованиями транспортных светофоров или регулировщика для транспортных средств, а на нерегулируемом перекрестке — правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками приоритета;
– по линии тротуаров или обочин, уступая дорогу иным транспортным средствам.
-16

А еще хочется отметить, что по городу появляется все больше пешеходных переходов с зоной для велосипедов. С одной стороны, это улучшает инфраструктуру для велосипедистов, но с другой – снова поднимает вопрос безопасности. Ведь наличие велодорожки не гарантирует полную безопасность пешеходов и велосипедистов. И для чего они нужны тогда, если далеко не везде оборудованы специальными светофорами, чем вносят путаницу для велосипедистов и пользователей СПМ?

Как вы считаете, будут ли изменения в ПДД способствовать уменьшению аварийности и повышению уровня дорожной культуры?

P.S.

Напоследок – забавная ситуация. Владелец СПМ, когда не видит сотрудников милиции рядом:

-17

Когда увидел машину милиции:

-18

]]>