Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Откройте, полиция!" (Франция), "Инспектор-разиня" (Франция) и другие комедии

Инспектор-разиня / Inspecteur la Bavure. Франция, 1980. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Жан Бушо, Клод Зиди. Актеры: Колюш, Жерар Депардье, Доминик Лаванан, Жюльен Гийомар и др. Кинопрокат во Франции – с 3 декабря 1980: 3,7 млн. зрителей. В СССР – с 12 ноября 1982. 25,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

В 1980 году «Инспектором-разиней» Клод Зиди, по-видимому, подал сценаристу и режиссеру Френсису Веберу неплохую идею использовать Жерара Депардье в откровенно гротесковом, комедийно-эксцентрическом качестве. Роль мрачного силача-гангстера, с которым борется незадачливый слабак (Колюш) для Депардье послужила своеобразным эскизом к известным лентам Вебера «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы».

Комические ситуации в «Инспекторе-разине» во многом построены на том, что полицейский в исполнении популярного комика Колюша (1944-1986) явно не соответствует своей ответственной работе: то и дело попадает впросак…

В год выхода комедии «Инспектор-разиня» журналист Галина Сенчакова писала в «Спутнике кинозрителя», что «успех Колюша прежде всего в демократичности образа-маски, созданного актером. Герой Колюша — простак, доверчивый, добродушный, несколько стеснительный, робкий, к тому же не очень удачливый. … В силу тех же причин умеет находить выход из трудного положения. Инспектор-разиня — это он. Разумеется, фильмы с Колюшем всегда комедии. Однако, смех смехом, но иногда комедия оборачивается и драматической стороной. А иногда в ней присутствуют невероятные приключения. Например, в «Инспекторе-разине» есть весь детективный набор — полицейские, преступник, даже не один, наконец, есть преступление. Разумеется, все в комедийном варианте. … Впрочем, Колюш смешон даже в ярости. У Жерара Депардье, знаменитого партнера Колюша по этой картине, глаза от ужаса лезут на лоб, когда разиня крушит бульдозером дом, где он спрятал не в меру любопытную журналистку-заложницу. А мы смеемся. Значит, комедия удалась...» (Сенчакова, 1982).

Киновед Александр Федоров

Банзай / Banzaï. Франция, 1983. Режиссёр Клод Зиди. Сценаристы: Клод Зиди, Дидье Каминка, Мишель Фабр. Актеры: Колюш, Валери Мересс, Дидье Каминка и др. Кинопрокат во Франции – с 23 марта 1983: 3,8 млн. зрителей. В СССР – с марта 1985. 25,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Незадолго до своей гибели в автокатастрофе Колюш (1944-1986) снялся у Клода Зиди в двух комедиях – «Банзай» и «Короли шутки», на мой взгляд, далеко не самых удачных.

В «Банзае» на экране разворачивался калейдоскоп быстро меняющихся событий, переносящих главного героя из страны в страну, с континента на континент. Действие подчинялось безудержной, хотя и во многом банальной эксцентрике и четко организовывалось по темпу и ритму. Каждый из эпизодов длился не более десяти минут, не успевая наскучить и привлекая экзотикой трущоб Гарлема, притонов Гонконга и пейзажами африканских пустынь. Не забывался и эффект компенсации – каждый зритель на полтора часа мог почувствовать себя удачливым в любви и невредимым во всех экстраординарных обстоятельствах героем. Как и ленты с группой «Шарло», «Банзай», несомненно, обладал всеми признаками серийности и легко мог бы продолжаться до бесконечности...

Киновед Александр Федоров

-2

Откройте, полиция! / Продажные / Les Ripoux. Франция, 1984. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Клод Зиди, Дидье Каминка. Актеры: Филипп Нуаре, Тьерри Лермит, Грейс Де Капитани и др. Кинопрокат во Франции – с 19 сентября 1984: 5,9 млн. зрителей. Прокат в СССР – 1986: 28,1 млн. зрителей за первый год демонстрации (по другим данным – 24,5 млн. зрителей).

Откройте, полиция! 2 / Продажные против продажных / Ripoux contre ripoux. Франция, 1989. Режиссер Клод Зиди. Сценарист Дидье Каминка. Актеры: Филипп Нуаре, Тьерри Лермит, Ги Маршан, Жан-Пьер Кастальди, Грейс Де Капитани, Лин Рено, Мишель Омон, Жан-Клод Бриали и др. Кинопрокат во Франции – с 7 февраля 1990: 2,9 млн. зрителей. Кинопрокат в России – с июня 1992.

Откройте, полиция! 3 / Продажные 3 / Les Ripoux 3. Франция, 2003. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Клод Зиди, Дидье Каминка. Актеры: Филипп Нуаре, Тьерри Лермит, Грейс Де Капитани и др. Кинопрокат во Франции – с 10 декабря 2003: 0,8 млн. зрителей.

Анонимные продажные / Les Ripoux anonymes. Франция, 2010. Режиссеры и сценаристы Клод и Жюльен Зиди. Актеры: Лоран Гамелон, Седрик Бен Абдаллах, Паскаль Легитимус, Софи Муникот, Анни Грегорио и др. Телепремьера во Франции: 17 февраля 2011.

Для горькой комедии «Рипу» (сленговое словечко, производное от «гниляков») так и не нашлось адекватного перевода на русский язык, из-за чего фильм вышел на наши экраны под безликим титром «Откройте, полиция!».

Увы, с этой картиной, признанной в свое время во Франции лучшей работой года, произошла с помощью советских цензоров обидная метаморфоза. У нее был бесцеремонно купирован финал. Напомню, что два главных героя, пожилой комиссар полиции (Филипп Нуаре) и его молоденький помощник (Тьерри Лермит), расставались у тюремных ворот. В надежде на украденные миллионы старший взял на себя общую вину и получил срок. Выйдя на свободу, герой Нуаре оглядывался вокруг, но...

В «советском» варианте печально следовала лаконичная надпись «Конец фильма». Что назидательно свидетельствовало: вот, дескать, каковы «волчьи законы» западного мира – дружок присвоил денежки и смылся, бросив бедолагу комиссара на произвол судьбы и дождя...

К настоящему «Рипу» Клода Зиди этот финал не имел никакого отношения. В оригинальной версии картины у ворот тюрьмы комиссара ждал верный ученик и друг, который все это время активно умножал совместно приобретенные капиталы...

Советская кинопресса отнеслась к «Рипу» вполне доброжелательно.

Так в год выхода «Откройте, полиция!» в советский прокат сценарист и кинокритик Фархард Агамалиев отметил, что фильмы Клода Зиди «всегда отличаются остродинамичным сюжетом, изобилуют остроумными драматургическими поворотами и диалогами» (Агамалиев, 1986: 16), а далее похвалил Филиппа Нуаре за актерское мастерство.

Киновед Кирилл Разлогов (1946-2021) писал, что «секрет успеха картины, быть может, заключается в демонстративном противопоставлении самоуверенного «прогресса» и силы традиций, не укладывающихся в рамки рационализации и американизации не только сыска, но и всего образа жизни и мыслей доброй старой Франции, конечно же, далеко не безгрешной, но более человечной и поэтому снисходительной к естественным людским слабостям. И хотя мы не можем согласиться с этой позицией просвещенного оппортунизма, дарование актеров и точность зарисовок быта и нравов делают «Продажных» весьма своеобразным реалистическим портретом тех средних французов, которые приняли фильм и обеспечили его успех» (Разлогов, 1985: 147).

Между тем фильм Клода Зиди был не только блестящим развлекательным зрелищем, но и грустным размышлением о неизбежности коррупции, о размывании нравственности, о всесильной власти денег, способных даже идеальных стражей закона со временем превратить в ловких мошенников...

Замечательная игра дуэта талантливых актеров, герои которых органично вписывались в мир парижского дна, уверенная режиссура, элегантное изобразительное решение, подкрепленное мелодичной музыкой Френсиса Лея, привели «Рипу» к заслуженному успеху....

Киновед Александр Федоров