Народные названия месяцев в сербском языке
Как называются месяцы в современном сербском языке?
В угоду требованиям времени и всемирной унификации всех названий в сербском используются латинские названия для всех месяцев года. Названия месяцев в сербском языке близки к русским, но отличаются в написании и произношении, например, јануар (январь), фебруар (февраль), март (март), април (апрель), мај (май), јун (июнь), јул (июль), август (август), септембар (сентябрь), октобар (октябрь), новембар (ноябрь), децембар (декабрь).
Но при этом у сербов существует и древний народный календарь, где названия всех месяцев исконно славянские.
Се́рбский наро́дный календа́рь (сербохорв. Годишњак временски, Српски народни календар, Српски обичаjни календар, Свецослов, Месецослов) — календарный свод обычаев, предписаний, поверий, связанных с повседневной жизнью сербов.
Наблюдения за солнцем и луной
В сербском народном календаре сохранились остатки древних политеистических верований, обычаев и обрядов, связанных с зимним и летним солнцестояниями, осенним и весенним равноденствиями. Для древних людей эти периоды были не только астрономическими, но и хозяйственными вехами: в земледелии, например, это были заботы о посеве и росте сельскохозяйственных культур, об уборке урожая и его сохранности.
Из наблюдения за изменениями серпа месяца (фаз Луны) человек год делил на месяцы. Дни месяца начинались с новолуния и заканчивались перед следующим новолунием. Сам месяц сербы делили на пять частей по шесть дней, которые были названы после дня отдыха недели (сейчас это название семидневного отрезка времени — седьмицы). У древних сербов в дохристианские времена в неделе было шесть дней — без субботы, которая была введена вместе с христианством. В месяце было пять недель. Точной продолжительности солнечного года не существовало, так как и в настоящее время нет точной продолжительности дня и ночи. День считается с восхода до его заката; от заката солнца до его восхода — ночь. «Половина» суток, по современному представлению, — день, а другая половина суток — ночь.
Летнее и зимнее полугодия
Сербы делили год на два полугодия: летнее и зимнее. Оба полугодия связаны с весенним и осенним равноденствиями. Переходный период от зимы к лету — это весна или пролетье (серб. пролеће), а переход от лета к зиме назывался подзимьем (серб. подзим) или осенью. Таким образом формировалось четыре сезона примерно равных по продолжительности. В связи с различиями природных особенностей сезонов, различной сельскохозяйственной деятельностью в эти периоды и болезней на протяжении многих лет, для каждого сезона имеются свои особые поверья, обычаи и обряды.
Древние сербы не праздновали Новый год, как это отмечают сейчас. Вместо этого, они высоко оценили начало полугодия: летнего и зимнего. Летником нередко называлось 1 марта. И теперь подобное название первого марта сохранилось в деревнях Подримлья[серб.], кое-где в Косово и Черногории — пролетник (серб. пролетњак). В далеком прошлом летник отмечался во время весеннего равноденствия, но затем в официальном календаре «переместился» на первое марта. Летник — праздник обновления природы после зимнего сна, начало летнего полугодия. До настоящего времени в этот день сохранились новогодние обычаи, которые являются аналогом рождественских. Все встают рано, дети желают своим родителям счастливого года, обходят дома односельчан, поздравляют с праздником. Детей в этом случае называют летничары, летничарки (серб. летничари, летничарке). По пути они собирают хворост (обычно сухие ветки дуба), поэтому, когда они входят в дом, после поздравления с наступлением летника, пожеланием здоровья и благополучия на многие годы, бросают хворост в огонь и желают: чтобы у хозяев рождались мальчики, у коров телята, а у овец ягнята, и т. д. Хозяйка одаривает их лесными и грецкими орехами, мёдом, который был извлечен в этот день из улья. Хозяева хотели, чтобы первым вошёл в дом мальчик, если желали рождения сына, или девочка, если желали появления дочери. Крестьяне старались в этот день увидеть птицу, чтобы год был лёгким, как птица, и иметь деньги в кармане, чтобы они умножались и прибавлялись. Во время празднования летника в дом вносили веточки кизила, с которых каждый ребёнок брал кизиловые почки и проглатывал как причастие. Большое внимание уделялось полазнику — первому посетителю, от которого зависело семейное благополучие в новом году. В день летника выбирали нового или оставляли прежнего сельского старосту.
И сегодня в народе первого марта и накануне Благовещения (Ранило), а иногда и в другие дни, жгут навоз или перед входом в дом устраивают костёр, через который домочадцы перепрыгивают, чтобы быть здоровыми. Сжигание навозной кучи, и перепрыгивание через костёр являются пережитками, сохранившимися с языческих времён. В марте, примерно с весеннего равноденствия пробуждается природа, всё оживает, так что люди считали, что необходимо в огне сжечь всё старое, прошлогоднюю грязь и болезни. Особое значение придаётся гаданию по направлению дыма: если он поднимается вверх «столбом», то это является добрым знаком для хозяйства.
В отношении сельскохозяйственных работ, зимнее полугодие начинается с окончанием уборки урожая и началом осеннего сева озимых, а также с возвращением пастухов с горных пастбищ, что происходило после осеннего равноденствия.
Есть мнение, что в старину Новый год начинался осенью, после сбора урожая. В жизни и работе людей считалось начало зимнего полугодия, или, что значительно реже, года. С началом полугодия совершались сделки и наймы от начала до конца полугодия: с Юрия вешнего (серб. Ђурђевдан) 23 апреля по Дмитриев день (серб. Митровдан) 26 октября. В летнее полугодие козы были на горных пастбищах, а зимой — в овчарне; птицы отлетали на зимовку в начале зимнего полугодия и возвращающихся к началу летнего, и т. д.
Сербские народные названия месяцев
Сербские народные название месяцев даны в соответствии с их природными особенностями.
- Январь: «сечань, сечко» (серб. сечањ, сечко) — месяц, что морозом сечёт (название января, иногда и февраля), коложег (январь);
В деревнях в окрестностях города Ниш голожегом называют время с Нового года (Васильев день) до дня св. Ивана (7 января); в деревнях общины Чичевац) говорят: «Собирайте дрова, сечко идёт»; «Если не пройдёт сечко, не будет лета»;Также название "сечань" или "сечко" можно объяснить тем, что именно на этот месяц приходится основная фаза рубки (или сечки) дров. А название "коложег" означает "сжигание дров" - т.е. это, получается, вторая стадия данного процесса;
- Февраль: веляча, авеляча (серб. вељача, авељача) — месяц часто меняющихся времен;
«Сечко сечёт, марта (март) ревёт, травањ (апрель), кожи дерёт», — т.е. скот в феврале мёрзнет, в марте болеет, в апреле умирает, и с него шкуру дерут и складывают;
- Март: «сухи, брезен, летник» (серб. сухи, брезен, летник);
Сухи - т.к. в этом месяце мало осадков
Брезен - т.к. начинают появляться почки/серёжки/бруньки на берёзах
Летник - т.к. начинается переход с зимы в лето
- Апрель: «травань, биляр, бильобер» (серб. травањ, биљар, биљобер) — месяц, когда активно начинают расти полевые травы и из них вьют венки для дома, ограды, нивы и сада, что теперь делают на весенний Юрьев день (23 апреля), лекарственные и магические травы собирают в ночь на Иванов день (24 июня), и сам день, посвященный Ивану Травному (серб. Јовану Биљоберу);
Йован Быльобер - по-русски это звучало бы буквально Иван Травосборщик / Травособиратель. Быльё - так в некоторых деревнях в России часто называют траву: Сначала всё быльём поросло, а потом жара ударила и ни травинки, ни былинки...
- Май: «цветни, цветань» (серб. цветни, цветањ) — время, когда массово цветут цветы;
- Июнь: «црвеник, черешняр» (серб. црвеник, черешњар), то есть красный, вишнёвый — месяц, в котором краснеют ягоды вишни;
- Июль: «горешняк» (серб. горешњак), самый жаркий месяц в году, также известный как жетвар, српань (серб. жетвар, српањ) когда созревает жито и начинается жатва;
Этимология названия "горешняк" не очень ясна. Возможно, это древнесербская передача понятия "жара". Также возможно, что месяц мог принести горе урожаю, если он выдавался на редкость жарким. Также весьма вероятно, что название может быть как-то связано с орехами и горохом (горешек, горех)... На современном сербском горох будет "грашак", а орех "орах".
- Август: «коловоз, гумник, серпань» (серб. коловоз, гумник, српањ) — на этот месяц приходится пик вращения колёс у телеги (коловоз), перевозившей жито с поля на гумно для его обмолота (гумник); также заканчивается уборка овса, который жнут серпом (серпань);
- Сентябрь: «гроздобер» (серб. гроздобер) — назван в честь сбора гроздей винограда;
- Октябрь: «листопад» (серб. листопад) — месяц, когда листья с деревьев начинают опадать;
- Ноябрь: «груден» (серб. груден) - от старославянского "грудзи" - замёрзшие комья земли;
Отсюда же происходит и русский глагол "сгрудить".
- Декабрь: «студени, просинац, коледар» (серб. студени, просинац, коледар).
Со студёным всё понятно,
Просинац или просинец - такие же названия для декабря используются в хорватском, чешском, словенском и болгарском. По-видимому, это означает, что всё начинает синеть от холода.
Коледар - от праздника Коляда, т.к. в этот месяц колядуют.
Связь названий месяцев с обрядами
Названия некоторых месяцев интересны с обрядовой точки зрения: коложег, говорящее о сжигании колёс в честь зимнего солнцеворота; биляр, билёбер, то есть «травник» (апрель, июнь), свидетельствующие о весеннем и летнем сборе магических и лекарственных растений; коледар (декабрь) — является месяцем, когда совершался обходной календарный обряд в честь зимнего солнцестояния (колядование). Некоторые месяцы имели персонифицированные названия: Дедо Сечко (январь) и Баба Марта (март), а месяц Студень (декабрь) был с белой бородой.
Древнейшие записанные в 1450 и 1489 годах названия месяцев: цветиј (май) и черешњар (июнь); срп'п'н' (июнь) — это старославянское название, используется в других словянских языках; коложег (август); груден (ноябрь) и студен (ноябрь, декабрь). На одной недатированной рукописи Евангелия на пергаменте, которая была найдена в монастыре Боговађи записаны народные названия месяцев: роуиен' (сентябрь), листопад (октябрь), для ноября утерян лист, студени (декабрь), просинец (январь), сечен (февраль), сухи (март), брзосок (апрель), тревен (май) изок (июнь), червен (июль), отсутствует название августа. Брзосок и изок, вероятно, были монашеские названия. В долине Чёрной реки записаны народные названия месяцев: трешњар (июнь), жетвар (июль), гроздобер (сентябрь), листопад (октябрь), и коледар (декабрь).
Вук Караджич записывает в Дубровнике в первой половине XIX века названия месяцев: сијечан (январь), вељача (февраль), лежак или ожујак (март), травањ (апрель), иное название месяца май не указано, липањ (июнь), српањ (июль), коловоз (август), рујан (сентябрь), листопад (октябрь), студен (ноябрь), просинац (декабрь).
В нескольких сербских регионах записаны народные названия месяцев: коложег, сечко, летник, биљар, черешљар, црвеник, жетвар, гумник, гроздобер, листопад, студен и коледар.
Календарные бирки
Ещё 100 лет назад пастухи, переходя с пастбища на пастбище со скотом находились в течение нескольких месяцев в горах, и пользовались деревянным календарём. Это был квадратный резной ореховый брусок, на котором в воскресенье ножом вырезали крест, для будничного дня вырезали линию вправо, малый церковный праздник отмечали чертой, а большой праздник крестом (как воскресенье). На бруске заранее были вырезаны знаки на несколько месяцев вперед, и владелец так как мог, по прошествии недели просто отрезать прошедшую часть календаря. Описание таких календарей найдено у ряда славянских народов, и считается, что они происходят ещё с древнеславянских времён. После принятия христианства, сербы начинают использовать христианский (юлианский) календарь.
Смена традиционных названий под влиянием церкви
Под влиянием церкви месяцы названы в честь больших праздников месяца: Богојављенски (январь), Сретењски (февраль), Благовештенски (март), Ђурђевски (апрель), Царски (май), Петровски (июнь), Илински (июль), Госпођински (август), Михољски (сентябрь), Митровски (октябрь), Мратињски (ноябрь), Божићни (декабрь). Сербская церковь (как и Русская) использует юлианский календарь. Тогда как многие народные обычаи и обряды переместились из языческих дней торжеств на церковные праздники. Так проводы старого года перешли на Сочельник; Новый год традиционно празднуется на Рождество (Божич), а по церковному календарю 1 января (Васильев день); летник (начало летнего полугодия) отмечалось во время весеннего равноденствия, а теперь 1 марта и накануне Дня Святого Георгия (23 апреля), и т. д. Кое-где отмечают окончание осени и начало Бабьего или Сиротского лета, когда стоят теплые и солнечные дни.